Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности исторического развития




История возникновения.

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

Следует понимать, что изучение такой временной протяженности сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:

  • Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н.э)
  • Имперский Китай (Цинь — Цин)
  • Новый Китай (1911 — совр.)

Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.

Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) — группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней. Позднее в этом районе распространилась культура Луншань: появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Некоторые историки полагают, что китайская цивилизация возникла в 6000 г. до н. э. В древних легендах говорилось о Паньгу, который создал мир и отделил небо от суши. Паньгу — творец мира

Паньгу — творец мира Существует и другое мифологическое предание о сотворении мира. В нем, так же как в мифе о Хуньдуне, мир изначально представлял собой подобие куриного яйца, но впоследствии в нем зародился первопредок человечества — Паньгу. Когда Паньгу вырос, он заснул и проспал в этом огромном яйце восемнадцать тысяч лет. Проснувшись, Паньгу не увидел ничего: вокруг был непроницаемый мрак, и сердце человека онемело от страха. Но вот его руки нащупали какой-то предмет. Это был невесть откуда взявшийся топор. Паньгу размахнулся что было сил и ударил перед собой. Раздался оглушительный грохот, как будто от того, что надвое раскололась гора. Неподвижный мир, в котором находился Паньгу, пришел в движение.

Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос, благодаря удару топором отделились друг от друга. После того как Паньгу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он и стоял, изменяясь вместе с ними, ибо каждый день небо становилось выше на один чжан, а земля - толще на один чжан, и Паньгу вырастал на один чжан.

Прошло еще восемнадцать тысяч лет — небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, и тело Паньгу также выросло необычайно. Как высочайший столб, стоял великан Паньгу между небом и землей, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Когда Паньгу понял, что мир завершен, он радостно вздохнул. С этим вздохом родились ветер и дождь. Он открыл глаза — и начался день. Но жизнь Паньгу была в росте, и, прекратив расти, он должен был умереть. Его тело стало светом и жизнью. Левый глаз засиял солнцем, правый заблестел луной. Четыре конечности и пять внутренних частей тела стали четырьмя сторонами света и пятью священными горами. Кровь превратилась в реки и ручьи, жилы и вены — в дороги, покрывшие землю. Плоть стала почвой, а волосы на голове и усы — растительностью на ней. Зубы и кости обратились в золото и драгоценные камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, предсмертный пот, выступивший на теле Паньгу, стал дождем и росой.

Стоит упомянуть еще об одной легенде, мотивы которой воплотились в некоторых графических изображениях Паньгу — его иногда рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой. Создавая Вселенную, Паньгу якобы неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, и земля погрузилась во мрак. Тогда Паньгу начертал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой — «луна». Вытянув вперед левую руку, он позвал к себе солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил семь раз, после чего солнце и луна поделили сутки и стали поочередно освещать землю.

Три бога создали людей, научили их заниматься животноводством и земледелием, а также рассказали о лечебных свойствах растений. Фуси, первый из них, составил восемь гадательных триграмм из «Ицзин», известной как «Книга перемен» (древняя книга для предсказания будущего). Желтый император почитается как первопредок. Его также считают основателем даосизма. Ему приписывают изобретение первой лодки, улучшение пород скота и начало разведения бамбука в Китае. Китайские мифы воскрешают в памяти великого Юя, который укротил потоп и обуздал великую реку Янцзы, а Шан Ци поставил задачу изобрести речь.

Климат

На обширной территории Китая наблюдается исключительное разнообразие климатических условий. Главными факторами, определяющими общий характер климатических условий, являются положение страны на окраине Евразийского материка и соседство огромного Тихого океана.
Территория страны располагается в пределах умеренного, субтропического и отчасти тропического поясов. Средняя температура января — от 4° мороза и ниже на севере (Большой Хинган) до 18° тепла на юге. Летом температурные различия меньше: в июле средняя температура на севере — 20° тепла, на юге — 29°. Годовое количество осадков уменьшается с юго-востока (более 2000 мм) на северо-запад (5 мм на Таримской равнине).
По температурному режиму различают северную половину страны (до гор Гандисы-шань и Циньлин) с холодными зимами и резкими контрастами между зимой и летом и южную с умеренными или теплыми зимами, а по годовому количеству осадков различают восточную (до Большого Хингана и Тибетского нагорья), относительно влажную, и западную — засушливую половину. Над территорией Китая как бы противоборствуют холодные массы воздуха, приходящие зимой из зоны высокого атмосферного давления, которая формируется в глубинных районах Азии, и муссонные массы, приходящие летом с Тихого океана. Поэтому зима в Китае сухая, а осадки выпадают главным образом летом. Для Северо-Восточного Китая и северной части автономного района Внутренняя Монголия характерны короткое и жаркое лето и долгая холодная зима. Продолжительность периода вегетации составляет в этом районе три-четыре месяца. Более западный район, куда входят пустыни Внутренней Монголии и Синьцзян, характеризуется жарким и сухим летом с частыми сильными ветрами и холодной сухой зимой. На Тибетском нагорье зимы исключительно холодные, а лето прохладное.
В Центральном Китае лето очень теплое и дождливое. На низменных равнинах в долине реки Янцзы зимы более мягкие по сравнению с зоной лёссовых равнин к северу от гор Циньлин. Вегетационный период здесь длится восемь-девять месяцев.
Наиболее плодородные почвы находятся в южных и восточных районах страны, тогда как для северных и западных характерны пастбищные угодья, степи, песчаные и каменистые пустыни (на высокогорных плато). Для сельского хозяйства и лесоводства пригодны лишь 40% территории страны; 60% — это бесплодные земли. Непосредственно для земледелия могут быть использованы лишь 10% общей территории. Чтобы прокормить более чем миллиардное население страны, приходится постоянно интенсифицировать сельскохозяйственное производство. В этом состоит одна из серьезнейших проблем китайской экономики. Однако наращивать производство продовольствия, не нанося серьезного ущерба экологии, вряд ли возможно.

Особенности исторического развития

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найде ны в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан. Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии. При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды. На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название "Западного Чжоу", это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия "Западная Чжоу" (11 век - 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории ("Книга песен"). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий. Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название - "Восточное Чжоу". Период правления династии "Восточная Чжоу" (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 - 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул "вана Хань" и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э. До VI в. длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и духовным центром стал город Цзянькан. В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй (589-628 гг.). В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.). За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры. В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось "китаизировать" своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал Пекин (Дада). В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них. Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...