Особенности культуры
Искусства и ремесла
Рисование кистью Рисованию с помощью кисти в Китае всегда придавалось большое значение. Оно играло видную роль в поэзии, каллиграфии, живописи. Это объясняется тесной связью между письмом и живописью, обусловленной изначально пиктографическим характером китайского письма. Поскольку китайское письмо не является фонетическим, грамотный китаец, проживающий влюбом регионе страны, независимо от принадлежности к диалектной группе способен понимать письменный текст. Сплачивающая воедино всю нацию и сохраняющая историческую преемственность письменность всегда была важнее разговорного языка. Искусство риторики, типичное для Древней Греции, никогда не развивалось в Китае.
Тесная связь между письмом и китайской живописью хорошо прослеживается на примере вошедшего в обычай включения написанного текста в качестве составной части в большинство китайских картин. Это могут быть строки поэмы, название картины, имя художника и дата завершения работы, а также оттиск именной печатки автора, обычно красного цвета, а иногда печатки собирателя художественных произведений. Подобные письменные дополнения к картинам стали неотъемлемой составной частью любой картины. Следует отметить, что встречаются примеры написания таких каллиграфических текстов, в которых идеограммы далеко отходят от общепринятого написания иероглифов и сами становятся отдельными картинами. Живопись в Китае включает одноцветные и многоцветные работы, выполненные типографской краской на тканях или бумаге, фресковые репродукции типа оттисков, производимых специально выгравированной деревянной формой, каллиграфию, а также другие схожие виды художественного творчества типа вышивки либо картины, выполненной методом плетения.Принадлежности для письма и рисования считаются в Китае "четырьмя сокровищами обучения". Это кисточка, краска (тушь), камень для растирания краски и бумага — предметы, высоко ценимые поэтами, учеными и художниками. Имеются достоверные сведения о том, что кистью и тушью в Китае пользовались уже в I в. до н.э. В настоящее время кисточка для рисования изготавливается из кроличьего меха, волоски которого зажимаются в тонкой бамбуковой трубочке. Для изготовления кисточек более высокого качества используются волоски меха лесной куницы. Эти кисточки отличаются необычайной мягкостью и, что самое главное, тончайшим острием, позволяющим легким движением руки рисовать от самых тонких до самых широких линий. Китайская тушь стала применяться в Европе в качестве особого типа краски лишь в XVII в. Однако нет никакого сомнения, что подобная тушь широко использовалась в Китае уже в ханьский период. Она изготовлялась из сажи сгоревшей смолы хвойных деревьев с добавлением клея. В тушь более высокого качества добавляются ароматические вещества; раньше это был мускус, а теперь обычно гвоздика. Вся эта смесь впрессовывается в деревянную форму, придающую ей при затвердевании вид плитки, палочки либо призмы. Твердая тушь издавна приобрела культовое значение, поскольку считалась самым важным элементом искусства каллиграфии.
Твердая тушь используется как для письма, так и для рисования, хотя в настоящее время есть и жидкая тушь. Однако использование жидкой туши лишает процесс рисования и каллиграфию внутренней, духовной привлекательности, поскольку растирание туши не только физически необходимая процедура, но и некое действо, создающее определенное творческое настроение и помогающее концентрировать внимание. Обычно для рисования используется бумага. В давние времена часто применялись шелк и тонкий холст, но сейчас они используются весьма редко, поскольку меньше, чем бумага, подходят для изысканной техники рисования и письма. Бумага, другое древнейшее китайское изобретение, была усовершенствована Цай Лунем и используется уже со 106 г. н.э.
Рисованию в Китае обучают точно так же, как и письму, — на основе копирования картин старых мастеров либо штудирования соответствующих учебников. Художник считается настоящим мастером своего дела лишь тогда, когда он без усилий может несколькими движениями кисточки изобразить птицу, хризантему или водопад. Огромная выразительность, безупречно точные и быстрые мазки вырабатываются благодаря определенной специализации художников. Так, например, Сю Бэйхун (1895—1953) получил известность как мастер изображения лошадей, в то время как Ци Байши (1862—1957) прославился изображением креветок.Одной из самых любимых в Китае является пейзажная живопись. Характерные особенности этого направления живописи — изображение перспективы, как бы уводящей зрителя вдаль, наличие ничем не заполненных участков картины (незакрашенных мест), придающих ощущение глубины, а также гармоничная связь между человеком и природой, на фоне которой человек выглядит лишь маленькой, незаметной фигуркой. Своеобразной чертой демонстрации картин является горизонтальное или вертикальное развертывание картины-свитка. Сначала картина рисуется на шелке или на очень тонкой бумаге, под которую подложена более прочная бумага, а затем особым весьма сложным способом прикрепляется к длинному рулону шелка или парчи. После этого к нижнему краю прикрепляется деревянная планка (или с левой стороны в горизонтально развертываемом рулоне), выступающая за край ткани и заканчивающаяся шарообразными наконечниками. Как правило, картина хранится в свернутом состоянии, и, только когда она выносится для обозрения, ее постепенно раскручивают, каждый раз приоткрывая новые части картины. Эти части последовательно должны складываться в сознании зрителя в нечто цельное, заставляя его становиться как бы участником изображаемого, а не просто наблюдателем.
Таким образом, чтобы рассмотреть картину, ее нужно потрогать рукам и. В случае с горизонтально развертываемыми свитками, которые всегда раскручивались постепенно, часть за частью, руки зрителя находились в постоянном движении. Примерно такой же прием применяется и в двух других разновидностях классических китайских рисунков — на веерах и в альбомах, которые нужно тем или иным способом постепенно раскрывать. Здесь важна идея: создать единое целое, связующее звено между картиной и зрителем, тогда как восприятие европейской картины, написанной на доске или холсте, предполагает наличие между нею и зрителем определенного расстояния.
Именно поэтому китайские художники чаще всего изображают на переднем плане своих картин мостик либо тропинку, словно приглашая зрителя "войти" в картину. Зритель должен как бы видеть в маленьких человеческих персонажах картины самого себя и воспринимать ее изнутри.
Шелк и менее благородные виды искусства Благородными искусствами в Китае всегда считались каллиграфия, рисование, поэзия и музыка, тогда как прикладное искусство рассматривалось просто как достойное уважения ремесло. Тем не менее искусные изделия китайских ремесленников издавна вызывали на Западе восхищение. И так уж сложилось, что когда думают о Китае, то всегда вспоминают шелк, нефрит и фарфор. Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в III в. до н.э. Согласнолегенде, идея посадки шелковицы и выращивания шелковичных червей принадлежала супруге мифического Желтого императора —Хуанди. В течение веков шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили (или их одаривали) рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя "шелковым путем", попадал на Средний Восток и в Римскую империю. Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет его производства не стал известен в Корее и Японии. На Западе (в частности, в Византийской империи) эти сведения стали известны лишь в VI в. н.э. В настоящее время производство шелка сосредоточено в районах вокруг Ханчжоу, Сучжоу и Уси в Южном Китае. Здесь можно купить шелк по более низкой цене. Крупнейшим в КН Р центром производства шелка является город Ханчжоу. На предприятиях, расположенных в городе Сучжоу, вышивка по шелку доведена до высочайшего художественного уровня.
Фарфор Фарфор был изобретен в Китае в VIIв., т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. История же изготовления художественной керамики восходит к временам неолита. В долинах рек Хуанхэ (желтая река) и Янцзы (Чанцзян) были найдены керамические сосуды, возраст которых VII—VIII тыс. лет. Они сделаны из красной и черной глины с рисунком в виде скребницы и веревки. Культуры Яншао и Луншань, относящиеся к периоду V—П-го тысячелетий до н.э., включают находки керамических сосудов — с разнообразными рисунками красной, черной или коричневой расцветки. Позднее появились типичные для периода Хань легкие серые изделия, покрытые глазурью зеленого цвета, получившие известность как посуда Юэ (по названию города Юэчжоу, где находились печи для их обжига).
Наиболее распространенным видом древней китайской фарфоровидной керамики является селадон. Смесь окиси железа с глазурью при обжиге придает изделию характерный зеленовато-серый оттенок. Керамика саньцай, т.е. керамика с трехцветной глазурью периода династии Тан, получила мировую известность. Цвет глазури был преимущественно темно-зеленым, желтым и коричневым. Предметы, относящиеся к керамике саньцай, были обнаружены в захоронениях танского периода в виде фигурок животных или людей. Еще в юаньский период для подглазурной окраски изделий в синий цвет — кобальт (эти изделия известны под названием "минская керамика") использовались технические приемы, завезенные из Персии. Начиная с XIV в. крупным центром фарфорового производства для нужд двора и для вывоза становится город Цзиндэчжэнь. В наши дни сравнительно недорогой фарфор можно приобрести в Китае везде. Однако найти образец древнего фарфора весьма трудно, поскольку продажа фарфоровых изделий, изготовленных в период до "опиумных" войн, запрещена правительством Китая.
Нефрит Жадеит и нефрит относятся к минералам, которые благодаря их мягкому блеску и богатейшей гамме окраски очень высоко ценятся в Китае. С глубокой древности под общим названием "жад" они почитались как священные камни. Жадеит ценится на мировом рынке выше, чем нефрит, из-за большей прозрачности, повышенной плотности и твердости, а также потому, что в природе встречается очень редко (в Китае главным образом на юге). В истории материальной культуры и на потребительском рынке эти минералы практически неразличимы. Нефрит завоевал особенно большую популярность среди китайцев в XVIII в. В течение XVIII в. нефрит в громадных объемах добывался из карьеров в горах Куньлунь. Для него характерны разные оттенки зеленого цвета (но без светящейся и искрящейся зелени жадеита). Встречается также белый, желтый и почти черный нефрит. Самые ранние находки изделий из нефрита относятся к культуре "хемаду" эпохи неолита (около пятого тысячелетия до н.э.). Эти изделия, по всей вероятности, имели ритуальное значение. Спустя столетия тела умерших высокопоставленных чиновников заворачивали в плащи, сделанные из двух тысяч тончайших пластинок нефрита, скрепленных золотой проволокой. Начиная с XI в. в религии даосизма распространяется поклонение "нефритовому" императору как высшему божеству. Круглый диск, символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма.
В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до 30 его разновидностей. Особенно славятся мастерские в Цинтяне (провинция Чжэцзян), Шоушане (провинция Фуцзянь) и Лояне (провинция Хунань). Изделия из нефрита, продаваемые в государственных магазинах, никогда не бывают поддельными.
Изделия из лака. Лаковые изделия не только привлекательны для глаза, но и приятны на ощупь; никакой другой материал так не хочется потрогать руками. Кора лакового дерева, произрастающего в Центральном и Южном Китае, выделяет через надрезы млечный сок, который загустевает во влажном воздухе, высыхает и приобретает коричневый цвет. Сухой слой такого лака непроницаем для влаги, кислоты, устойчив к удару и царапинам, а потому служит идеальной защитой для многих материалов — дерева, бамбука и даже папье-маше.
Самые древние находки изделий из лака датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Методика изготовления изделий не очень сложна. Чаши, банки, коробки, вазы, предметы мебели, сделанные из дерева, бамбука, кожи, металла, глины, ткани, бумаги и т.п., как бы укутываются слоями лака. После того как лак высохнет во влажном, лишенном всякой пыли воздухе, следуют разглаживание и полировка. Если изделие изготавливается сухим методом, его форму диктует сам лак: покрытую лаком путем распыления ткань либо бумагу накладывают на внутреннюю поверхность болванки из дерева или глины и обжимают. После высыхания лака болванка удаляется и изготовляемая вещь покрывается новыми слоями лака. Сосуды, коробочки и тарелки изготавливались подобным способом уже в период правления династии Хань. В танский период метод покрытия лаком использовался при изготовлении больших скульптур буддийского пантеона. В период династий Мин и Цин техника изготовления изделий из лака получила дальнейшее развитие. Города Пекин, Фучжоу, Гуанчжоу, Чэнду, Янчжоу и Сучжоу были широко известными центрами производства исключительно изящных изделий из лака, украшенных декоративной резьбой, различными наполнителями, золотой краской и инкрустацией.
В настоящее время производство изделий из лака сосредоточено в основном в Пекине, Фучжоу и Янчжоу.
Техника перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль используется для декорирования различных металлических изделий. Эта техника попала в Китай из Персии в VIII в. н.э., затем была утрачена и вновь возродилась лишь в XIII в. Сущность ее состоит в том, что на металлический предмет навариваются отдельные полоски металла, формируя линии орнамента. Пространство между металлическими полосками заполняется эмалевой пастой, затем следует обжиг в печи. Заключительной процедурой является золочение поверхностей, не покрытых эмалью. В эпоху правления династии Юань центром производства перегородчатой эмали была провинция Юньнань. Однако золотым веком развития этой техники считается эпоха Мин. Именно в это время был изобретен метод расплавления эмали на фарфоре.
Слоновая кость
Слоновая кость как материал для изготовления художественных изделий использовалась так же давно, как нефрит. В бронзовом веке дикие слоны не были редкостью даже в Северном Китае. В эпоху Шан-Инь некоторые из них были приручены. Старые мастера резьбы по кости считали бивни слонов самым лучшим материалом для изготовления украшений, утвари и различных шкатулок. С течением времени от когда-то огромного стада слонов сохранились лишь единицы, в результате чего слоновую кость пришлось ввозить из других стран. В период династии Мин появились настоящие шедевры резьбы по слоновой кости, выполненные с превосходным вкусом. В цинский период искусство резьбы по кости достигло новых высот. Особой известностью пользовались изделия, создаваемые в Пекине и в провинции Гуандун. Ныне такими центрами являются Пекин, Гуанчжоу и Шанхай. Вся слоновая кость импортируется из Таиланда и некоторых африканских государств. Покупая в КНР какие-либо предметы из слоновой кости, имейте в виду, что в ряде стран их импорт запрещен.
Архитектура
Точно так же, как невозможно себе представить сельскую Англию без бесчисленных церковных шпилей, Китай нельзя представить без несчетного количества пагод. Они располагаются преимущественно в центре религиозных комплексов или монастырей либо в непосредственной близости от них и используются в качестве хранилищ различного рода реликвий. Их стройные изящные башни можно видеть также на вершинах одиночных холмов; высоко поднимаясь над окружающей местностью, пагоды издали бросались в глаза путешественникам.
Благодаря своему расположению и уникальной форме пагоды вызывают эстетическое наслаждение и оставляют сильное впечатление у каждого, кто путешествовал по стране. Вместе с тем богатство и разнообразие архитектурных стилей и форм этих сооружений могут привести впервые попавшего в Китай человека в некоторое замешательство.Столица Китая Пекин известен прежде всего Императорским дворцом, однако взоры приезжих неизбежно приковывает к себе другое сооружение, находящееся к западу от дворца, — это Байта, Белая пагода в парке Бэйхай, величественно возвышающаяся над всем императорским городом. Массивное белое сооружение в форме колокола опирается на квадратное основание, построенное в стиле тибетских чертенов. Пагода (полное название сооружения — храм Белой пагоды, Байтасы) была возведена в 1651 г. для торжественного приема пятого далай-ламы при дворе китайского императора. Кто бы мог подумать, что эта пагода и пагода Л юхэта (пагода шести гармоний) на берегу реки Цянь-тан, у города Ханчжоу, имеют общее происхождение? Эти две пагоды — своеобразные вехи исторического периода, на протяжении которого развивалось искусство строительства пагод, выполнявших функцию центров религиозной и культурной жизни. Повсюду в Азии, в тех регионах, где люди исповедуют буддизм, можно найти бесчисленное множество разнообразных пагод. Первоначально эти сооружения были не чем иным, как местами погребений.
Индийских правителей времен Гаутамы Сиддхартхи, т.е. подлинного Будды, хоронили в гробницах, которые представляли собой массивные полусферические сооружения, покоящиеся на цилиндрических основаниях.Первые буддийские миссионеры, чтобы как можно дальше распространить учение Будды, продвигались через Северную Индию вплоть до самого Китая. Позже многие китайские монахи совершали паломничество в Северную Индию с целью изучить буддийские писания и посетить места, связанные с Буддой. Помимо учения Будды этим путем проникали в далекий Китай сведения о церемониях похорон, религиозных обрядах, а также о впечатляющем стиле строительства буддийских монастырей и храмов. Опираясь на данные этимологии, можно заключить, что пагода представляет собой сохранившее стиль китайской архитектуры усовершенствованное сооружение, созданное под влиянием буддизма. Слово "пагода" не китайского происхождения. Скорее всего оно произошло от санскритского слова бхагаван, которое означает "всевышний" (обычно это обращение к какому-либо божеству).
По-китайски пагода называется та (от более раннего таппна), что было производным от индийского слева "ступа". Стиль буддийских гробниц, напоминающих индийские ступы, можно встретить в Тибете. Тибетские чертены использовались для захоронения высших ламаистских священнослужителей, включая далай-ламу и панчен-ламу. Однако в иллюзорном мире главенствующей в Тибете ветви буддизма — ламаизме строения, называемые чертенами, заключают в себе более глубокий смысл, чем просто надгробие. Строительство чертена — это символический церемониальный обряд, с выполнением которого в постройку вселяется как бы сам Будда. Самым крупным сооружением подобного типа является чертен в Цзяньцзы — монументальное строение, одновременно выполняющее функции храма. Квадратное четырехэтажное сооружение покоится на многоугольном основании. Каждый этаж по периметру окружен галереей, служащей проходом к маленьким часовням. Над этажами возвышается цилиндрическая надстройка конусовидной формы, прикрытая сверху своеобразной площадкой типа зонтика. Все это венчается изображениями символов, присущих буддийскому учению, таких, как солнце, горизонтально расположенный полумесяц и языки пламени. Храм Белой пагоды в Пекине выполнен в точном соответствии с традициями строительства тибетских чертенов.
Китайский стиль Стилистические формы распространенных по всей Азии пагод эволюционировали в Китае таким образом, что эти сооружения стали в плане более вытянутыми при утрате цокольной части. Китайская пагода в определенной степени представляет собой напоминающую зонт увеличенную надстройку, возведенную вокруг центральной несущей башни, на которую, если речь идет о тантрик-буддийских пагодах, нанизано целых тринадцать "зонтиков" — по числу путей, ведущих к спасению. У китайских пагод "зонтики" сооружаются в виде этажей, доступных для посетителей. Первые из обнаруженных в Китае пагод относятся к Ш и V вв. н.э. и предположительно были деревянными. Ни одна из них не сохранилась. Позднее на севере Китая стали возводиться массивные пагоды из кирпича и черепицы, тогда как на юге в связи с отсутствием других строительных материалов для их сооружения продолжали использовать дерево. Самая древняя из сохранившихся пагод была найдена в районе Дэнфэн, в окрестностях древней столицы Китая города Лояна, неподалеку от знаменитого монастыря Шаолинь. Эта двенадцатигранная в плане пагода высотой 40 м, называемая Сунюэ, была построена в 523 г. н.э. За более чем 1400-летний период она выдержала разрушительное действие погоды, природных и социальных катаклизмов, начиная с эпохи монгольского нашествия и кончая временами "культурной революции".Недалеко от монастыря Шаолинь взору предстает еще одно редкое зрелище — кладбище Талинь, или Лес пагод.
На этом кладбище возвышается более 200 пагод-усыпальниц — последних пристанищ монахов и аббатов. Пагоды имеют высоту всего несколько метров и представляют собой небольшие кубические сооружения, на гранях которых (примерно на уровне груди) прикреплены памятные таблички или выбиты небольшие ниши для пожертвований. Функции и символика этих пагод-усыпальниц такие же, как у индийских ступ, от которых они, правда, отличаются своей архитектурой. Из прочих древних сооружений следует упомянуть две самые известные в Китае пагоды диких гусей в Сиане. Одна из них — Даяньта (большая пагода диких гусей) — была построена по инициативе и по проекту монаха Сюань Чжана, который в VII в. предпринял полное приключений путешествие в Северную Индию. Большая пагода диких гусей обычно служила хранилищем письменных трудов этого монаха и была центром крупного монастырского братства.
Любопытное название пагоды своими корнями уходит в легенду, которую, по-видимому, принес монах Сюань Чжан из Северной Индии. По его сведениям, именно в этом месте Будда, чья религиозная секта запрещала употреблять мясо, успешно противостоял искушению полакомиться гусятиной. Здесь и была сооружена пагода как предупреждение и напоминание об этом происшествии. Меньшая по размерам (13-этажная, высотой 43 м) пагода Сяояньта (малая пагода диких гусей) первоначально имела другое название, но со временем была переименована из-за ее удивительного сходства со своим более "рослым" соседом — "большой" пагодой. По стилю эти целиком кирпичные ступенчатые пагоды — типичные сооружения танского периода.
Традиции китайской архитектуры Восприняв буддизм и быстро совместив изначальное учение Будды со своими традиционными верованиями и культом предков, китайцы привнесли в истинно буддийский стиль пагод собственные традиции строительного искусства. Уже начиная с периода династии Хань Китай был известен своими массивными сооружениями башенного типа, которые использовались в первую очередь при строительстве городских стен и надстроек над входными воротами дворцов. Китайские мастера создали уникальную деревянную конструкцию. Балки и стропила зачастую крепятся без какого-либо связующего материала или гвоздей. Искусно соединенные консоли и опоры поддерживают крышу. Стены плавно переходят в кружевные поверхности, как бы сливаясь с естественным внешним окружением. Этот стиль ярко отражает философию даосизма, стремящегося достичь полной гармонии между человеком и природой.
Дворцовая архитектура
Ранние образцы китайской дворцовой архитектуры были найдены археологами в Эрлитоу, недалеко от Лояна. Раскопки на объекте, относящемся к периоду правления династии Шан, позволили обнаружить террасу, которая когда-то представляла собой пол большого зала. Значительного прогресса архитектура достигла в периоды династий Цинь и Хань. В основном оформилась конфигурация дворцов в плане. Подверглась усовершенствованию конструкция деревянного остова зданий. Внутренние панели, закрывающие пространство между стойками и колоннами, поддерживающими крышу, превратились в изящные декоративные перегородки.
В настоящее время основные черты и особенности китайской дворцовой архитектуры лучше всего прослеживаются в Гугуне — Императорском дворце, как и в других дворцах и храмах Пекина, большинство которых датируется эпохой династии Мин.
Лучше всего элементы дворцовой архитектуры демонстрирует Императорский дворец. Большие постройки, такие, как три "великих павильона гармонии" в передней части дворцового комплекса, возвышаются над террасами, которые служат им основанием, но одновременно имеют и практическое назначение, а именно защищают залы от попадания воды. Однако старинные тексты ясно указывают также на символическое и космогоническое значение террасы: "Небо прикрывает, а Земля несет на себе". В данном случае терраса выступает как Земля, а крыша — как Небо.С самых ранних времен излюбленным строительным материалом в Китае было дерево, и не только из-за удобства транспортировки, но и из-за его большой практичности. Массивные деревянные колонны способны выдерживать тяжесть крыши, и вместе с тем дерево легко украшать художественной резьбой и красочной росписью. В качестве материала для колонн Императорского дворца использовались бревна особо твердого и ценного дерева наньму (южное дерево), доставлявшиеся из юго-западных провинций.
В летний период перегородки между несущими элементами зданий простой конструкции можно было снимать, а зимой деревянные решетки перегородок заклеивались рисовой бумагой для защиты от холода. Консольные конструкции, располагающиеся между верхней частью колонн и крышей императорских залов, представляют собой вершину строительного искусства. Крыши китайских дворцов придают этим обычно большим, массивным сооружениям воздушную легкость. Слегка изогнутые вверх свесы крыши и желобов для стока воды создают впечатление, будто крыша, поддерживаемая невидимыми колоннами, парит в воздухе над зданием. Другим способом достижения подобной иллюзии парения кровли в воздухе было использование двухкарнизной конструкции крыши. Крыша построена как бы в два яруса, и низкая стена, отделяющая один ярус от другого, кажется небольшим дополнительным этажом.
Крыши дворцов покрыты глазурованной черепицей. Черепица на крыше Императорского дворца была желтого, т.е. императорского, цвета, в то время как на крыше "храма неба" — Тяньтань — синего. Черепица нижнего ряда имеет круглую или полукруглую форму, представляя собой заканчивающее украшение, которое на Императорском дворце представлено в виде дракона.
Архитектура и суеверия Очень интересным элементом дворцовых крыш является декоративное украшение конька: два напоминающих драконов зверя с поднятыми к небу рыбьими хвостами смотрят друг на друга, а своими открытыми пастями будто бы удерживают на весу конек крыши. Китайская мифология приписывает дракону способность вызывать дождь, благодаря чему дракон как бы защищает податливое огню деревянное сооружение от пожара.
Мифические звери по краям конька крыши дворца имеют такое же предназначение — защитить дворец от злых духов. Значимость сооружения определяется и числом этих мифических существ. Например, двухъярусную крышу Тайхэдянь (павильон высшей гармонии) в Императорском дворце венчают скульптуры 10 мифических животных и одного бессмертного божества. Среди этих мифических животных — лев, дракон, птица-феникс, летящий конь, единорог и др.
Несколько ниже на большинстве крыш можно увидеть скульптурное изображение человека, оседлавшего курицу, — другую типичную фигуру, которой приписывается способность защищать дом и его обитателей от всяких бед. Согласно легенде, в образе этого человека представлен принц-тиран из княжества Ци (III в. до н.э.). После его поражения и смерти жители княжества Ци будто бы прикрепляли изображения оседлавшего курицу принца на крышах своих домов, чтобы отвести всякие беды и заклеймить тирана позором. Согласно верованиям, злой тиран, сидя верхом на курице, не может уйти с крыши, так как курица не способна слететь, имея седока на спине.
Подобные представления очень часто находят отражение в китайской архитектуре. Например, позади входа во все апартаменты и дворцы обычно ставится так называемая стена духов, которая должна предотвратить проникновение внутрь злых духов: считается, что злые духи могут двигаться лишь по прямой линии, а не огибать углы. В крупных дворцах функцию защиты от злых духов выполняет стена Цзюлунби (стена девяти драконов). Даже у входа в комплекс официальных правительственных и партийных учреждений в Пекине (Чжуннаньхай) сразу же позади ворот вы можете увидеть подобную стену духов с изречениями Мао Цзэдуна.
Исторический костюм
Одежда китайцев была очень разнообразна и различалась в зависимости от места проживания, времени года, положения в обществе; но вместе с этим она имела постоянные формы и практически не подвергалась влиянию моды.
Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.
Люди среднего сословия обоего пола обязательно носили штаны и кофту, а кроме того - нижнюю сорочку, верхний халат или куртку. Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Низшие классы населения едва прикрывали свое тело.
Ткани использовались различные: пеньковые, хлопчатобумажные или шелковые, причем шелковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди.
Штаны (ку, сяоишан, сяои, чжунчипао). В официальных костюмах они были обычно полностью скрыты длинными халатами или плахтами (плахта - род запашной юбки) и в высшем сословии считались неприличной деталью туалета. Покрой в основе своей оставался неизменным - это широкие, глухие, без прорехи штаны. Покрой женских штанов незначительно отличается - шов не пересекает живот по вертикали, а идет наискось, т. к. сквозь шов (возможно) легко проникает нечистая сила, что может повредить плод беременной женщины.
Обычным материалом для штанов, так же как и для других предметов одежды, были пеньковые или шелковые ткани. Позже к ним присоединились хлопчатобумажные ткани. В холодное время носили стеганные на вате штаны, поверх которых могли одевать ноговицы (отдельные штанины, крепящиеся к поясу при помощи тесемок), тоже обычно подбитые ватой.
Гамаши, чулки, обмотка. Китайцы очень часто носили штаны навыпуск. Иногда подвязывали их под коленом, иногда стягивали гамашами или вправляли в голенища сапог, либо в шитые, а зимой стеганые, сапожкообразные чулки. В эпоху Цин существовала обмотка, охватывающая голень над лодыжками.
Обувь. Типично китайской обувью всегда были легкие, либо матерчатые, либо плетенные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом. Толстые подошвы были сделаны из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков. Иногда туфли делались из кожи. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался парусообразной надставкой, которая могла быть похожа на серебряный слиток или головку благопожелательного жезла. В дождливую погоду, если приходилось ходить по грязи, использовали деревянные скамеечкообразные (аналогичные японским гэта) сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов. Были периоды, когда распространялся обычай носить кожаные и матерчатые сапоги. В эпоху Тан носили мягкие чулкообразные сапоги с перевязками у лодыжек. Минские сапоги по своим мягким очертаниям также напоминают чулки. В эпоху Цин носили шелковые или кожаные сапоги. Вообще сапоги кроились одинаково для обеих ног и были обычно темного цвета, а подошва имела натуральный белый цвет войлока или бумаги.
1.2 Традиционная одежда Китая
Мужской костюм, по внешнему виду напоминающий военный китель, и занимавший центральное место в китайской моде на протяжении многих лет, на Западе известен как "френч Мао" или "костюм Мао". Однако, было бы ошибочно ассоциировать этот вид одежды с Мао Цзэдуном.
Сами же китайцы называют этот френч "суньятсеновка" либо же "костюм Сунь Ятсена", поскольку это была излюбленная униформа доктора Сунь Ятсена (более известного в Китае под именем Сунь Чжуншань), которую он не только очень часто носил сам, но и настоятельно рекомендовал её всем гражданам страны.
Менять стиль одежды населения с пришествием новой династии было вполне обычным делом для Старого Китая. Синьхайская революция 1911 года под предводительством Сунь Ятсена свергла правление династии Цин и основала Китайскую Республику. Члены Национальной партии предложили поменять национальный костюм. В ходе обсуждений доктор Сунь оказал предпочтение повседневной одежде, широко распространённой в провинции Гуандун, внеся, однако, некоторые свои модификации. Дизайнеры учли его идеи, и в итоге получили застегивающийся посередине на пять пуговиц френч с четыремя накладными карманами и вывернутым книзу воротничком.
Он смотрелся просто, со вкусом, и в то же время весьма чинно. С той поры Сунь Ятсен подал собственный пример тем, что носил этот костюм в самых разнообразных случаях и ситуациях. И понадобилось совсем немного времени для того, чтобы подобный стиль распространился по всей стране.
Ципао - женское платье, с типично китайскими характерными чертами, уверенно завоёвывает популярность в мире высокой моды.
Правда в англоязычных странах эта одежда более известна под названием "чонсам", что означает попросту "длинная рубаха". Слово "чонсам" пришло из кантонского диалекта китайского языка, который распространён на юге, преимущественно в провинции Гуандун. В других же частях страны, в том числе и в Пекине, этот вид одежды называют "ципао", и неспроста, поскольку это слово имеет собственную историю.
После того, как маньчжуры в 17-ом веке захватили и установили свою власть в Поднебесной, они образовали новый класс людей, в который входили преимущественно сами маньчжуры и знать, отличительной чертой которых были собственные знамёна - различные флаги (ци), а сами эти люди стали называться "знамённые" (цижэнь). Впоследствии понятие "знамённые люди" превратилось в нарицательное, и так стали называть вообще всех маньчжуров. Обычно маньчжурские женщины носили платье, состоящее из одного предмета, которое так же получило название "ципао" или "платье знамённых". Несмотря на то, что Синьхайская революция 1911 года свергла правление (маньчжурской) династии Цин и внесла радикальные политические изменения в жизнь общества, этому виду женской одежды удалось выжить, и с некоторыми позднейшими усовершенствованиями, стать традиционным платьем китайских красавиц.
Не доставляющее хлопот при надевании и удобное в носке, ципао отлично подчеркивает фигуру китаянок. Высокий воротничок платья застёгивается под самую шею, а рукава могут быть как совсем короткими, так и во всю длину - это зависит от времени года и предпочтений хозяйки. Платье запахивается на правую сторону и закрепляется специальными застёжками-петельками. Свободное по груди, прилегающее по талии, и с двумя разрезами по бокам, оно сочетает в себе всё необходимое, для того чтобы как нельзя лучше подчеркнуть красоту женских форм.
Ципао не так-то уж сложно в пошиве. Для него не требуется ни большого количества ткани, ни каких-либо аксессуаров, как, например, ремней, шарфиков, поясов, оборок и прочих вещиц.
Ещё одна прелесть ципао состоит в том, что будучи изготовленным из самых разных тканей, и с варьирующейся длинной, оно может носиться как повседн
Воспользуйтесь поиском по сайту: