Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, связанные с ростом численности населения




Число жителей в Китае впервые было определено около двух тысячелетий назад, в 4 г. н.э. К 742 г., т.е. во времена династии Тан, численность населения уже превысила 50 млн человек. Приблизительно перед вторжением монголов, т.е. около 1250 г., она впервые превысила 100 млн человек. К середине XVIII в. это число удвоилось, а столетие спустя, в 1850 г., был достигнут уровень в 400 млн. Вскоре после второй мировой войны в Китае жили 500 млн человек. Между 60-ми и 80-ми годами население возросло более чем на 300 млн, что превышало численность населения таких стран, как США или бывший. Советский Союз. Ныне в Китае насчитывается более 1,2 млрд жителей, т.е. 20% человечества. В последние годы население страны ежегодно увеличивается почти на 15 млн человек.
Проблемы управления такой огромной страной представляются воистину головоломными. Сбор информации о положении более чем миллиарда человек да еще хотя бы минимальный анализ этих данных — гигантская задача. Однако выборочный статистический учет, взятый за основу, позволяет делать демографические оценки, касающиеся всей страны. Китай, располагающий менее чем 10% мировых площадей, пригодных для сельскохозяйственного использования, демонстрирует ошеломительно быстрый рост численности населения. На каждую тысячу человек здесь приходится 21 рождение и 6 смертей. В 1978 г. правительство КНР начало осуществление программы под названием "Одна семья — один ребенок". Для семей с одним ребенком были предусмотрены значительные льготы и поощрения. В городских районах эта программа в основном осуществлялась успешно. Однако в сельских районах, где традиции отмирают с трудом и где для успешного ведения хозяйства требуются дополнительные рабочие руки, т.е. нужны большие семьи, правительственная программа имела ограниченный успех.
Фамильная родословная в Китае традиционно ведется по мужской линии. Частично по этой причине, но также и потому, что мальчики, особенно в сельских районах, считаются опорой для стареющих родителей, рождение сыновей всегда более предпочтительно, чем дочерей. В прошлом это приводило к умерщвлению девочек в младенческом возрасте.
По данным за период с 1953 по 1964г., соотношение рождений по половому признаку составляло примерно 105 мальчиков на 100 девочек. Метод определения пола будущего ребенка впервые стал практиковаться в Китае с 1979 г., и по мере расширения масштабов его применения эта диспропорция резко возросла. В 1982г. цифра рождений мальчиков составила 107,5, в 1990 г. — 113,8, а в 1992г. — уже примерно 119.Официально врачам запрещается сообщать результаты ультразвукового обследования, но обычно их убеждают быть сговорчивыми.
Большинство экспертов полагает, что Китай может полностью удовлетворить жизненные потребности населения лишь в том случае, если его численность будет составлять не более 800 млн человек. В этом и заключается главная причина того, почему так остро стоит в стране проблема контроля над рождаемостью.
Хотя первоначально поставленные цели оказались на практике чрезмерно оптимистичными, программа "Одна семья — один ребенок" привела к резкому сокращению темпов роста численности населения. Согласно подсчетам, проведенным в 1993г., если в 50-х годах на каждую китайскую женщину в среднем приходилось шесть рождений, то в 1993 г. — только два. Иными словами, программа "Одна семья — один ребенок" к 1993г. предотвратила рождение 200 млн детей. Однако проблема остается.
Тридцать процентов рождений все еще являются неплановыми, несмотря на широкое применение контрацептивов. Из-за большой диспропорции в соотношении полов многим мужчинам очень трудно найти себе пару. Правительство предполагает, что при сохранении существующей тенденции преобладания мужчин к 2000 г. в Китае появится целая армия холостяков численностью 50—70 млн.
"Маленькие императоры"
Дети (особенно мальчики) в связи с большими надеждами, которые на них возлагаются родителями, как правило, вырастают эгоистами. Чрезмерная забота родителей, а еще больше бабушек и дедушек сильно их портит. Этих балованных детей окрестили в Китае "маленькими императорами". Даже сами китайцы считают, что часто мальчики не могут нормально воспринимать требования реальной жизни.
Правительство серьезно озабочено проблемой воспитания молодежи. Молодые люди игнорируют ценности и вековые традиции конфуцианства: преклонение перед социальной иерархией и подчинение требованиям коллективной ответственности.
Новый демографический принцип создания семей с одним ребенком может оказать глубокое воздействие на китайское общество. Родители, выросшие в период "культурной революции", чрезмерно опекая своих детей, часто допускают смещение авторитетов.
Традиционные семейные ценности

Несмотря на деспотизм "маленьких императоров", семья, которая в соответствии с конфуцианскими догмами представляет особую ценность, остается самой важной ячейкой китайского общества. В сельских районах принадлежность к одному большому роду определяется общностью фамилии.
Земля — свидетельство богатства семьи — всегда передавалась от отца к сыновьям в равных долях. По мере смены поколений площадь земельного надела, передаваемого каждому члену семьи, становилась все меньше и меньше, пока его размеры не сокращались до чрезмерно малых величин.
На пороге XX в. и на протяжении последующих десятилетий вплоть до прихода коммунистов к власти в 1949 г. условия жизни семей в сельских местностях были ужасными. Не хватало пищи, возможности получения медицинской помощи были весьма малы, и на все это накладывали отпечаток непрерывные гражданские войны. Условия жизни на селе стабилизировались лишь после 1949 г. Постепенно стало повышаться и качество жизни. В 1949 г. средняя продолжительность жизни, ожидаемая на момент рождения, составляла 35 лет, а в 1982 г. она достигла уже 65 лет; ежегодный уровень смертности упал за это время с 23 до 6 человек на тысячу жителей (примечательно, что уровень грамотности подскочил с 20 почти до 80%). Нельзя, однако, не учитывать и последствия грубых ошибок центрального правительства, подобных той, которая из-за плохого планирования привела в начале 60-х годов к сильнейшему голоду, унесшему, по оценкам, от 20 до 40 млн жизней.
На селе в рамках одной семьи одновременно могут проживать представители целых трех поколений, хотя в городах подобное явление встречается уже нечасто. При этом ответственность за старшее поколение целиком ложится на плечи сыновей (дочери после замужества становятся членами семьи мужа). Семьи же в городах становятся все более малочисленными. Иными словами, здесь отмечается та же тенденция, что и в большинстве современных городов мира. "На женщинах держится небо", — говорил Мао Цзэдун, однако даже в годы его правления женщины редко достигали высокого общественного положения. Последующие годы стали свидетелями новых официальных утверждений о равноправии полов, но в результате исследований реального положения женщин в различных странах мира обнаружилось, что Китай по этому показателю занимает 3-е место от конца. В значительной мере это объясняется вековыми традициями.
Общественная жизнь

Раннее утро. Парк в одном из китайских городов. Мужчины и женщины медленными торжественными движениями воспроизводят приемы борьбы с невидимым противником: покачиваясь, они делают повороты и выпады руками в воздух. Это упражнения по правилам гимнастики тайцзицюань. Одни делают выпады мечами, другие глубоко дышат и напрягают мышцы, практикуясь в борьбе кунфу. Некоторые, не ставящие себе целью заниматься серьезной гимнастикой, принимают участие в спортивных играх, например играют в бадминтон через сетки, натянутые между деревьями.
Старые люди семенят мелкими шажками, изображая бег чуть быстрее ходьбы, или же, выстраиваясь перед инструктором, по команде выполняют групповые упражнения: нагибаются, приседают и выпрямляются. Младшее поколение китайцев включается в подобные коллективные занятия очень рано. Перед началом уроков школьники могут проводить совместную зарядку. Под записанные на магнитную пленку или подаваемые через рупор команды "и, эр, сань!" (раз, два, три!) дети массируют глаза, что считается обычным приемом, помогающим справиться с перенапряжением зрения. По утрам улицы Пекина заполняются толпами пешеходов и ездоков. Целые армады велосипедистов мчатся по специальным дорожкам и скапливаются у перекрестков. Автобусы медленно движутся вдоль улиц, а иногда, попадая в транспортные пробки, ползут со скоростью улитки. Они всегда битком набиты людьми.
Судя по разнообразию предлагаемых меню, китайцы — большие любители поесть. Повышение жизненного уровня в последние годы легко проследить в обеденное время: горожане, для которых раньше даже свинина была лакомством, теперь все в больших количествах покупают говядину, рыбу и креветки.
Если обеды дома, как правило, простые, с небольшим набором блюд, то в ресторанах они часто превращаются в настоящие банкеты, особенно если затраты могут быть списаны на представительские расходы либо оплачиваются бизнесменом.
Для того чтобы банкет произвел на гостей большое впечатление, угощение должно обязательно включать редкостные блюда. В одном из ресторанов в Гуанчжоу обед может включать такие изысканные деликатесы, как моллюски "морские уши", плавники акулы, мясо крокодила и морского гребешка, посыпанные золотыми блестками. Вне зависимости от набора представленных на столе деликатесов еды должно быть намного больше, чем могут съесть обедающие. Иногда после завершения банкета стол все ещеломится отеды. По некоторым оценкам, в китайских ресторанах ежегодно пропадает еды столько, что ею можно накормитьдополнительно 100 млн человек. Для многих обед в общественном месте остается основным вечерним развлечением. Возможно, это объясняется отсутствием занятий по вечерам, слишком большими размерами семьи, стесненностью жилья, но часто люди просто уходят на улицу, чтобы встретиться с соседями либо почитать под уличным фонарем. При отсутствии возможности уединиться молодые пары в поисках романтики, как правило, направляются гулять в парк.
Передачи общенационального и местных телецентров улучшаются, но, несмотря на включение в них зарубежных развлекательных программ, не пользуются большой популярностью. Вместе с тем всевозрастающее число телезрителей не удовлетворяются более просмотром передач отечественных телецентров. Хотя просмотр телепередач через иностранные спутники и может быть запрещен официально (в целях борьбы с "буржуазным" вещанием), многие государственные предприятия устанавливают тарелочные спутниковые антенны, которые ныне видны на крышах зданий и зачастую обслуживают одновременно по нескольку семей. Передачи через спутники программ телестанции Stаr ТУ (Гонконг), МТУ, а также диснеевских фильмов могут приниматься на всей территории Китая и включают каналы трансляции на китайском языке ("мандарин") с эквивалентным английским текстом. Отечественных фильмов выпускается пока очень мало, поскольку кинопромышленность, как и телевидение, зажата в тисках идеологии. Но, несмотря на это, китайская кинопромышленность достигла значительных успехов и завоевывает все большее уважение в мире. Некоторые ки тайские фильмы выпускаются на отечественный экран лишь после того, как получат признание на Западе.
Караоке, это изобретенное японцами песенно-музыкальное представление, буквально захватило весь Китай. Цены на билеты в караоке-бары колеблются от вполне приемлемых до таких, которые велики даже по европейским меркам. В подавляющем большинстве караоке-баров их хозяева предпочитают использовать песенный материал, привезенный из Гонконга и Тайваня; иногда можно послушать и песни с "упадочнического Запада".
Трудовая жизнь.
В 1978г. Дэн Сяопин заявил: "Разбогатеть — дело чести". Народ откликнулся на этот призыв с энтузиазмом. Несмотря на рост доходов, их уровень в Китае по сравнению с Западом остается очень низким. Однако цифры могутбыть обманчивы. Частично это можно объяснить тем, что квартирная плата для большинства рабочих в значительной мере субсидируется и может составлять всего несколько долларов в месяц. Прочие цены по сравнению с европейскими тоже ниже, несмотря на то что жизнь в городах, особенно в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, быстро дорожает.
В настоящее время две трети населения Китая живет в сельской местности. Однако не все сельские жители являются крестьянами. На селе появляется все больше предприятии легкой промышленности, принадлежащих либо селу, либо городу. Эти так называемые сельско-городские мелкие предприятия служат связующим звеном между частным предпринимательством и государственной собственностью. За полтора десятилетия ежегодные темпы роста продукции такого типа предприятий превысили 20%, т.е. были вдвое выше темпов роста экономики страны в целом. Давая работу 100 млн человек, т.е. значительно большему числу людей, чем дают известные своей низкой эффективностью государственные предприятия, сельско-городские предприятия в значительной степени помогают смягчить проблему миграции сельского населения в города в поисках работы. Помере механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства для работы на сельско-городских предприятиях высвобождается все больше рабочих рук.
Многие из таких предприятий начинали свою деятельность как отдельные производственные цеха в системе сельскохозяйственных коммун, созданных в 60-е годы. После того как в 1978 г. Дэн Сяопин начал проводить курс на либерализацию как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, сельская экономика стала быстро расти, что сопровождалось повышением покупательной способности населения. Остатки коммун, по райней мере тех, что сумели выжить, были вынуждены идти в ногу со временем. Однако судьба некоторых из них, ставших по существу цехами с отсталыми условиями труда, превратилась в острую проблему для местных властей. По городам в поисках работы кочует огромное число безработных рабочих-мигрантов. Эта проблема особенно актуальна для южных провинций. В Гуанчжоу, например, рабочие-мигранты составляют четверть всех жителей. По оценкам официальной прессы, численность "кочующего населения" может превысить 100 млн человек. Людей привлекает в города не только возможность получить какую-то работу (ведь треть сельского населения составляют либо полу-, либо полностью безработные), но и городской заработок, который вдвое превышает обычный заработок на селе.
Лозунг "каждому железную чашку риса", под которым в свое время функционировала система гарантированного обеспечения оплачиваемой работой, оказался несостоятельным. Эта система за последние десятилетия показала себя малоэффективной как в промышленности, так и в государственных учреждениях. По числу чиновников (около 40 млн человек) Китай лидирует во всем мире.
Неудивительно поэтому, что большинство фирм, находящихся в собственности государства, убыточны и их продукция не отвечает современным требованиям.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый бюджету, в начале 1990 г. были приняты меры по сокращению сотен тысяч должностей в системе государственных предприятий. Это, однако, вызвало сопротивление: увольняемые работники стали нападать на управляющих. Иное положение наблюдается в процветающем частном секторе, для которого характерны живучесть и динамичность. Даже перерывы на обед здесь сделаны очень короткими (время —деньги).
Национальный состав

В Китае насчитывается свыше 50 национальностей и этнических групп (включая те, которые живут в Тибете и Синьцзяне). Численно доминирующей национальностью являются китайцы, или ханьцы (более 90% населения). После китайцев наиболее многочисленны (по убывающей) чжуаны, уйгуры, хуэй (дунгане), затем идут тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи, корейцы. Китайцы живут повсеместно, но наиболее компактно на севере, востоке и северо-востоке страны. На остальной территории они расселены вперемежку сдругими национальными группами. Большинство национальных меньшинств проживает в приграничных районах, важных в стратегическом отношении и зачастуювоспринимать даже самые привлекательные стороны китайской культуры. Однако происходившее в последнем столетии переселение громадного числа китайцев ханьской национальности в окраинные районы страны, где они подчас образуют национальное большинство, сильно изменило картину.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе самой крупной национальной группой являются уйгуры, составляющие 45% общей численности местного населения. Вместе с казахами, киргизами и др. они образуют здесь исламское тюркоязычное большинство. В крупных городах автономного района (за исключением города Кашгар) большинство населения составляют сейчас ки-тайцы-хань. В административном центре района городе Урумчи с его более чем миллионным населением китайцы-хань составляют 80% жителей. Исповедующее ислам национальное меньшинство хуэй составляет треть населения Нинся-Хуэйского автономного района и проживает главным образом в его южной, экономически наименее развитой части. Хуэй, как и китайцы-хань, говорят на китайском языке.
Во Внутренней Монголии китайцы-хань преобладали в течение многих десятилетий, и к настоящему времени они составляют здесь 80% населения. Относительно высока туги доля монголов, которых насчитывается здесь больше, чем в соседней Монгольской Народной Республике. Территория последней вплотьдо 1912 г. принадлежала Китаю и по своим размерам значительно превосходит Внутреннюю Монголию. Монголы Внутренней Монголии занимаются главным образом кочевым скотоводством, тогда как китайцы-хань в большинстве своем являются оседлыми земледельцами и горожанами.
Чжуаны, давшие название автономному району Гуанси, остаются национальным меньшинством, хотя и самым многочисленным в Китае. Они являются и самым ассимилированным из национальных меньшинств. Многие изменения, которые претерпевают населяющие Китай национальные меньшинства, несомненно, можно отнести к числу наиболее типичных процессов, происходящих ныне в многонациональных государствах мира.

Южный Китай

Южный Китай объединяет провин-и Гуандун- Фуцзянь, Хайнань, Гуанси-Чжуанский автономный округ специальные административные районы Гонконг и Макао. Официциальный Китай включает в этот регион и остров Тайвань, жители которого считают себя гражданами Китайской Республики.

Климат на большей части территории субтропический, на крайнем юге - тропический, поэтому природа, а как следствие народные традиции и бытовая культура Южного Китая существенно отличаются от сложившихся в районах среднего и нижнего течения Янцзы.

В древности регион считался отдаленным. Продолжительная обособленность предопределила возникновение особого диалекта китайского. Его даже сложно назвать диалектом. По сути дела он представляет собой другой по звучанию язык, слова которого, правда, записываются теми же самыми, что и на севере иероглифами. Южане - народ значительно более предприимчивый, чем северяне. Испокон веков они не только торговали со всеми окружающими странами, но и активно осваивали новые жизненные пространства: большинство обитателей чайнатаунов мира говорят на южных диалектах, а жительства стран Юго-Восточной Азии всерьез озабочены проблемами взаимоотношений между местными жителями и хуацяо (так называют китайцев, живущих вне территории Китая.

После начала политики реформ в 1979 г. в Южном Китае создали специальные экономические зоны Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Ся-мэнь и Хайнань, и открыли порты городов Бэйхай, Гуанчжоу, Фучжоу и Чжанцзян для внешней торговли.

В регионе высокая плотность населения, много городов и поселков. С древних времен край считается самым плодородным в Китае. Местные жители разводят в прудах рыбу, на склонах гор - шелкопряда (коконы собирают 7-8 раз в год), выращивают сахарный тростник и тропические фрукты.

Северный Китай

Внутриконтинентальные районы Северного и Северо-Западного Китая включают провинцию Ганьсу и три автономных района - Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский и Внутреннюю Монголию.

Расположены в поясе центральноазпатских равнин и плоскогорий (Джунгарская и Таримская впадины в Синьшяне, Алашань в Ганьсу, Гоби во Внутренней Монголии), обрамленных с краев горными системами: с юго-запада - Куньлунь, потом Памир, на северо-западе -Тяньшань и Алтай, а также Монгольской возвышенностью, занимающей большую часть территории Внутренней Монголии.

Горы служат естественной преградой на пути влажных воздушных масс. Это предопределяет своеобразное сочетание природно-климатических зон - если в горах, где обычно прохладно и довольно высокая влажность (годовая норма осадков, примерно 500-600 мм), густые леса перемежаются полосами пастбищных лугов, то протяженные равнинные участки представляют собой область пустынь и полупустынь с малым количеством осадков (до 50 мм в год). заметными перепадами сезонных и суточных температур и скудным растительным покровом. Правда, в последние годы картину несколько подправляет «Зеленая Великая стена» - полосы лесонасаждений, активно создаваемые китайцами в борьбе с засухой и распространением подвижных сков. которое превратилось в серьезную проблему.

Самая большая в Китае пустыня Такла-Макан, принадлежащая к числу крупнейших в мире, находится в Таримской (Кашгарской) впадине на юге Синьцзяна, Другие крупные пустыни - Курбат-Тунгут в Синьцзяне, Гоби, Баданьцзилинь и Тенгри во Внутренней Монголии, Кумтаг между Синьцзяном и Ганьсу.

По мере продвижения к востоку пустыни Внутренней Монголии переходят в степи с развитым скотоводством, часто кочевого типа (в основном, овцеводством). Район - главный поставщик скотоводческой продукции в Китае. Самые знаменитые пастбища - Хулунбуир и Силиньгол, родина тех самых монгольских лошадей, на которых когда-то армия Чингисхана покорила полмира.

В поселениях-оазисах выращивают пшеницу и другие зерновые культуры, занимаются садоводством и виноградарством.

На юге и севере Синьцзяна в пустынях найдены значительные запасы нефти (более 20 млрд т) и газа.

В крае много туристических достопримечательностей - в основном это древние города и монастыри, которые возникли на Великом шелковом пути.

Отличия: В геологическом отношении разделения между Севером и Югом легко определить: два континентальных кратонов, краев слияния недалеко от реки Хуай. Культурно и этнически, однако, разделение исчезает где-то в центре, как плохая китайская стрижку, что приводит к обобщениям, стереотипов и фанатизма как среди китайцев и вызывающе громко западных людей вы встречаете в барах получения онлайн степени в Восточной Азии исследований.

На протяжении тысячелетий, в зависимости от региона, людей, проживающих в современной китайской границы оказали влияние, боролись за и усваивается множество племен, кланов и стран. Они культурно и этнически развивались порой почти автономно, они приняли разные религии, они вырастили и искали еду по-разному, в зависимости от климата, почвы и тип игры доступны, и они разработали множество различных языков, мировоззрений, политических взглядов, взглядов, традиций и образа жизни. С большой страны, как Китай и как культурно устойчивым и значительным для такого длительного периода времени, порой центром мировой торговли, коммерции и империализма, можно легко увидеть, как столько внутреннее разнообразие смог укорениться и расцвести, и горячая тех, индивидуальные особенности были в состоянии развиваться и адаптироваться, будь то под влиянием изменения климата или варвар захватчиков.

Исторически сложилось, что китайская цивилизация развивалась на Востоке, начиная вдоль плодородных берегах Желтой реки, затем распространилась в продольном направлении, простирающейся от Сианя в Пекин до Шанхая и ниже. В древности, как и современность, Восток, особенно вблизи и вдоль побережья, в связи с засушливой пустыне пейзаж занимает большую часть Запада, было где большинство китайцев проживали. Кроме того, на Востоке, по крайней мере, со времен Великого Шелкового Пути, где большинство иностранных взаимодействие имело место, и это где как промышленность, так и сельское хозяйство процветало. Хотя много отделяет Восток от Запада, южных / северных разрыва способствует неповторимым убил фанатизма, стереотипов и обобщений, пронизанных в сердцах китайцев.

Кроме того, в Китае местные гордости является пылким; единый фронт мириться при разговоре с западным вообще исчезает с гордостью и верно, когда речь идет другой китайской, где они определяют себя более конкретно, по провинции, города, деревни и клана неизбежно способствует порой к надменным превосходством.

Давайте заниматься в некоторых обобщений:

Отношение:
Стереотипно, Северной китайцы шумные, громкие, анимированные, свободных духом, честный к ошибке, верный, и полный "ян; 'они обладают душами тех, кто воевал с варварами, ездили на лошадях, и спал под звездами. Они горячо те, восприимчивых к пьянству и страстной вспышки гнева, не в отличие от Дмитрия Карамазова. Этот дух горит в их крови, как керосин, огонь извергать из их уст (в промышленных городах, коренастый огня, глядя, как рвота). Северные китайцы построили быть императоров, лидеров, героев и победителей.

И, стереотипно, южане люди воспитанные в удовольствие купол изобилия, поднятых на прокат рисовых полей, с шелковичных червей покусывая свои усы, развивается как мягкое впечатление тихом и спокойном земли. Они становятся культурным, эрудированным, мягким и изысканным, любил искусство, а также промышленности. Южане, как говорят, хитрый и умный, трудолюбивый, научной, построенный в качестве инструмента для улучшения культуры. Они говорят, хорошо подходит для предпринимательства, для промышленности, для искусства, и для научной жизни.

Внешний вид:
Многие китайские Северной следовать их родословную до алтайского народа, таких, как монголы или маньчжуры, и южане, особенно на юге страны, проследить их родословную до тайской, или тайваньских аборигенов. Оба скрещивания и миграции сильно размытыми линиями, но эти разные, хотя и древние фоны вклад в культурное и языковое разнообразие, а также разнообразие внешнего вида.

По словам генерального стереотипы, Северной китайцев выше, шире типов телосложения, глаза меньше, справедливее кожи, и более лиц; на юге Китая имеют более короткий, узкий типов телосложения, темные лица, круглее лицо, большие глаза с двойными веками, и короче шеи и конечностей.

Продовольственная и совершенствования:
В такой стране, как продукты питания подкованных, как Китай, это не удивительно, блюда трубопровод дальнейшей конкуренции. Северный Китай слишком холодный и сухой на уровне выращивания риса, что на юге пользуется (хотя и с современными технологиями Севера в состоянии расти больше стиля рисового зерна, что приводит к Distain среди китайцев о том, кто риса лучше), поэтому, по традиции, северяне ели больше лапши, пельменей и других на основе пшеницы, продукты питания, в то время как южанин съели больше рисовых продуктов. Фруктово-мудрый, Северо производит яблоки, дыни и персики, в то время как Южная производит более тропических фруктов, таких как манго, бананы, кокосы и личи. Наряду с пшеницей, Север производит кукурузы, сорго, корень основе овощи и капусту, в то время как Южная производит корни таро, баклажаны, томаты и листовые овощи, которые способствуют блюда, которые подпадают под постоянным надзором другой стороны.

Еще один элемент соперничества, что за долгую историю Китая столицы была перенесена много раз, спорно, что привело к недовольству, перемешивание Allegiant настроения, и кровопролитие. Во время династии Юань, в частности, со столицей в Пекине, четыре касты были созданы, вторая самая низкая Северной Хань, причем самая низкая Южной Хань. Обе стороны рассматривали друг друга как варвары, а некоторые до сих пор.

Как иностранцы, однако, стереотипно, у нас нет ничего, чтобы волноваться о-мы просто не достойны противника. Наш большой нос, большие глаза и естественная тенденция родиться за пределами родины, делает нас варварами и злоумышленников, недостойным даже играть в игры.

МЕНТАЛИТЕТ

"Не будите Китай", - предупреждал мировую общественность Наполеон Бонапарт, никогда в Китае не бывавший и мало что о нем знавший: гений, однако… Разбудили!

Успешно сохраняющая в целом и основном свою "самость" Поднебесная все-таки меняется, втягиваясь в сферу влияния Западной цивилизации. Правда, изменения эти скорее внешние и касаются, прежде всего, "материально-потребительского" этой цивилизации аспекта. Неудивительно: мир, пожалуй, не знает другой нации столь же прагматичной и материалистической, с одной стороны, и голодной, с другой.

Иностранец по-китайски - "лао вей": "старина с окраины". Китайцы ведь живут в центре обитаемой земли - в "Срединном государстве" - все остальные, соответственно – провинциалы. И еще, история учит, что все переселенцы и завоеватели, приходившие в эту страну, рано или поздно превращались в китайцев. Что и позволяет теперь последним сверху вниз посматривать на всяких там "заморских чертей" как именовались пришельцы еще сотню – другую лет тому назад. Так что в итоге, иностранцы – это будущие китайцы, ну а пока – что-то вроде "недокитайцев". Нужно только подождать – тоже "пожелтеют". Осознавая, что их цивилизация насчитывает пять тысячелетий (пусть цифра эта и на совести местных историков), жители Поднебесной не торопятся. Ведь будущее, согласно самобытному китайскому мировосприятию, не истощается, как, скажем, для европейцев, а, напротив, прибывает. Время для китайца течет не навстречу, исчезая где-то позади, а из-за спины, накапливаясь перед глазами.

Интересно, что при этом представители западной цивилизации видятся носителями современности и вожделенного прогресса, который в основном ассоциируется с товарным изобилием, что (повторимся) не слишком удивительно для народа, подавляющая часть которого столетиями балансировала на грани голода. Местные продюсеры любят задействовать в телерекламе европейцев – их сопричастность рекламируемому товару является для аудитории подтверждением "продвинутости" товара. Апофеозом этой парадигмы можно считать такой рекламный ролик: китайцы с задумчиво-одухотворенными лицами, в европейских костюмах XVIII века, музицируют на чем-то вроде клавикордов на фоне рекламируемого жилого массива, возведенного "a la европейский классицизм". Еще одно интереснейшее клеймо "продвинутости". На этот раз в прессе. Заголовки статей во многих журналах дублируются по-английски. В тексте при этом ни то, что ни одного английского слова, ни одной буквы нет. Зато все "как надо".

В моде и европейская внешность: все мультяшные и компьютерные героини последних лет обладают рельефными формами, длинными ногами, широкими глазами. Весомая доля рекламных площадей в печатных и рекламного времени в электронных СМИ отведена объявлениям об увеличении груди. Сравнима по объему рекламы с этой "отраслью народного хозяйства", пожалуй, лишь традиционная фармацевтика. Хотя у куклы Барби власти и приказали стесать все выпуклости, прежде чем разрешили выпуск ее в свободное обращение на местном рынке. Но это, судя по всему, рецидив базаровского аскетизма, имманентного ранним коммунистам всех стран и народов.

Китайский менталитет практически свободен от ксенофобии. Разве что не любит он японцев, ну еще американцев не очень жалует. Пожалуй, превалирующие в отношении иностранцев чувства – доброжелательность и любопытство (причем, не интерес, а именно любопытство, и порой весьма назойливое). Китайское общество в целом открыто для иностранцев, с удовольствием заимствует у них технические достижения, но с трудом принимает чужую культуру и образ жизни. Именно поэтому, оказавшиеся в инокультурном окружении китайцы, по возможности, образуют свои чайна-тауны, как в Америке, или, на худой конец, оккупируют общежития и гостиницы, как в России.

Единственное, что воспринял извне Китай из мира идей, – это буддизм. Да и то учение это долгое время воспринималось как ответвление своего, китайского, даосизма. Когда же окончательно стало ясно, что это не так, придумали незатейливую легенду: первый учитель даосов Лао-цзы в своем странствии на запад встретил как-то мать будущего принца Сидхартхи Гаутамы… В общем, Будда – тоже китаец. Пусть и наполовину. Кстати, буддийские храмы по архитектуре и внутреннему убранству практически ничем не отличаются от отечественных конфуцианских и даосских. Они – китайские.

"Вечно живые" традиции в Китае повсюду. Не будет преувеличением сказать, что и сегодня они во многом формируют поведенческие стереотипы и ценностную шкалу.

Китайцы, например, не просто "отмечают" свои праздники, как делаем это, скажем, мы, а прямо-таки "проживают" их; "участие в празднестве" - слишком слабая дефиниция для того, что происходит в такие дни в стране. Когда полагается зажигать шутихи, все зажигают шутихи, когда положено есть "лунные печенья", все едят "лунные печенья", причем как в последний раз. Далее: отношения между людьми строятся по принципам, начертанным великим Конфуцием: безусловное подчинение "младших" "старшим" и обязательная опека вторых над первыми. Невооруженным глазом это просматривается не только в семейных и земляческих отношениях, но и на производстве, даже в частном секторе.

Во многом под влиянием традиций формируется облик сегодняшней урбанистической архитектуры. Традиционная китайская архитектура не знала купола и арки: шар, круг – это символы Неба, а здания должны прочно стоять на земле. Арок и куполов практически нет и в современном градостроительстве. Все очертания построек и проемы в них прямоугольные (квадрат – символ Земли), в лучшем случае крыши венчают треугольные навершия. В храмы и дворцы попадали по мостику, пройдя над каналом, прудом: переход через воду – обязательный в этом случае символ смены онтологической модальности, и далеко не только в Китае. И во многих современных жилых комплексах устраивают искусственный ручеек во внутреннем дворе, или, на худой конец, фонтан перед входом – такой редуцированный водоем. За воротами, ведущими во двор, часто устанавливали небольшую стенку. Китайские бесы ведь передвигаются по прямой и не в силах обогнуть подобное препятствие. Интересно, кстати, что так же "защищены" и некоторые мечети. Пусть и храм Аллаха, но ходят-то туда китайцы! Такие стенки, теперь легкие и подчеркнуто декоративные – довольно распространенное явление и в современной архитектуре. С северной стороны все храмовые и жилые постройки огорожены глухой стеной: Север – обитель всякой нечисти. Да и весь Китай, как известно, был с севера обнесен стеной (Великой Китайской). Сегодня входы в здания стараются располагать с южной, благоприятной стороны. На всякий случай.

Многое в традициях общества, благодаря нерушимости которых, оно вот уже несколько тысяч лет воспроизводит себя снова и снова, подвергаясь минимальным изменениям, сегодня напрямую помогает "новым китайским" в ведении бизнеса.

Так, в традиционной религии Китая с ее самодовлеющим значением обрядов нет понятия посмертного воздаяния (буддизм как инородное учение в данном случае не в счет). Боги требовали от своих почитателей лишь четко и в срок выполнять установленные испокон века ритуалы, приносить жертвы. Любой закоренелый негодяй, соблюдавший все предписания и ритуалы, с точки зрения общепринятой морали мог считаться вполне приличным человеком. Поэтому и без того агрессивные китайские бизнесмены в своей деятельности свободны от каких-то моральных ограничений и могут особо не стесняться в выборе средств для достижения заветного обогащения.

Древние приметы, молитвы, суеверия всегда конкретны и всегда имеют своим предметом четыре вечные ценности: богатство, здоровье, долголетие, многочисленное (и лучше мужское) потомство. О "спасении души" беспокоить<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...