Вопрос №3. Понятие и система источников земельного права
Вопрос №3. Понятие и система источников земельного права Источник права – внешняя форма выражения права или способ выражения вовне юридических правил поведения. Выделяют четыре основных вида источников права: 1. НПА; 2. правовой (санкционированный) обычай; 3. юридический (судебный) прецедент; 4. нормативный договор В российской правовой системе определяющее значение играет НПА (официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения). Источники земельного права – совокупность НПА, содержащая правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Основные требования к источникам права, в том числе земельного: • должны иметь установленную законом документальную форму; • должны быть приняты уполномоченными на то органами государства или иными органами и организациями, которым полномочны их принимать; • должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры; • должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений. Классификаций источников земельного права: 1. По юридической силе: законы и подзаконные акты. 2. По территории действия: федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локальные правовые акты. 3. По предмету регулирования: общие и специальные НПА. 4. По характеру правового регулирования: материальные и процессуальные НПА. 5. По степени значимости в регулировании земельных отношений: основные и вспомогательные. К системе источников ЗП относятся: · Конституция РФ; · международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках от 10. 11. 1997г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» от 25. 03. 1996г. и др);
· федеральные законы (ЗК РФ от 25. 10. 2001г. №136-ФЗ; ГК РФ от 30. 11. 1994г. №51-ФЗ; Лесной Кодекс от 04. 12. 2006г. №22-ФЗ; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11. 06. 2003г. №74-ФЗ; ФЗ «О мелиорации земель» от 10. 01. 1996г. №4-ФЗ; Градостроительный кодекс РФ от 29. 12. 2004г. №190-ФЗ; ФЗ «О землеустройстве» от 18. 06. 2001г. №78-ФЗ и др. ); · НПА Президента РФ (Указ Президента РФ от 27. 12. 1993г. №1767«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; Указ Президента РФ от 07. 03. 1996г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ от 25. 03. 1992г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и др. ); · НПА Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 19. 11. 2002г. № 833 «О государственном земельном контроле» и др. ); · ведомственные НПА (приказ Росземкадастра «Об упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра» от 26. 09. 2001г. №П/166; приказ Росземкадастра «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля» от 27. 01. 2003г. № П/6 и др. ); · НПА субъектов РФ (Закон города Москвы «О землепользовании и застройке в городе Москве» от 14. 05. 2003г. №27; Закон Московской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области» от 07. 06. 1996г. «№23/96-ОЗ и др. );
· НПА органов местного самоуправления; · локальные НПА. Роль судебной практики в регулировании земельных правоотношений неоднозначна. Весомое значение имеют руководящие постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22. 05. 1992г. №6; постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» от 24. 04. 2005г. №11 и др. ). Деятельность судов, а также административных органов способствует совершенствованию практики применения земельного законодательства.
Извлечение из НПА ЗК РФ Статья 2. Земельное законодательство 1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, …. 2. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. 4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|