Тема 3. Функции и социальные роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции. Аналитико-диагностическая функция: изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка; устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи; содействует выявлению особо одаренных детей; выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Прогностическая функция: на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности; строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы. Организационно-коммуникативная функция: способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых; строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества. Коррекционная функция: осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния; осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью. Координационно-организационная функция: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований; организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем. Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам: оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;
устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом). Охранно-защитная функция: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Психотерапевтическая функция: заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях; устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым; оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого); оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе; организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха. Социально-профилактическая функция: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска. Реабилитационная функция: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др. ) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|