Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга




 

Руководителем группы АПТ (ведущим, фасилитатором) может быть специалист в области акмеологии, психологии развития, психологии личности, принимавший участие в аутопсихологическом тренинге в качестве участника и прошедший соответствующую целевую подготовку. Ведущий является ответственным за развитие психологического климата в группе, направляет процессы групповой динамики, предоставляет каждому участнику равные возможности для участия в тренинге. Он избегает авторитарных методов управления, подавления инициативы участников, по мере возможности сам принимает участие в упражнениях, руководит группой как бы изнутри. Главная задача руководителя — создавать ситуации, стимулирующие участников активно заниматься саморазвитием. Однако это не означает, что руководитель пускает развитие событий в группе на самотек. Он постоянно следит, чтобы группа или отдельные участники не отошли от выполнения упражнений, следит за действиями и высказываниями членов группы, их настроением и самочувствием. Руководитель должен обеспечить включенность каждого участника в группу. "Включенность" означает, что каждый участник проявляет внутреннюю и внешнюю активность, обеспечивая достижение положительных результатов. Она достигается созданием у каждого участника группы соответствующей мотивации (успех тренинга полностью зависит от наличия мотивации самоизменения). Если во время занятий у участника отсутствует доверие к предлагаемым ситуациям и упражнениям, или если занятия лишь удовлетворяют его любопытство, человек остается пассивным наблюдателем и не получает от тренинга ожидаемой пользы. Успешному выполнению функций ведущего способствует одновременное сочетание ролей — участника и ведущего, а также способности:

— быть самим собой (ничто так не способствует развертыванию группового процесса как искреннее выражение ведущим своих эмоций, своего отношения к ситуации).

— принимать группу, какой она есть, умение доверять групповому процессу, одинаково относиться и к тому процессу, который кажется успешным, и к тому, о котором этого сказать невозможно.

— сохранять самообладание в различных неожиданных ситуациях.

— эмпатического слушания и понимания.

 

Основные этапы тренинга

 

Проведение аутопсихологического тренинга (вне зависимости от конкретных целей, задач контингента) с необходимостью включает три основных этапа.

— подготовки;

— проведения цикла занятий;

— анализа и оценки опыта тренинга и его эффективности; Остановимся подробнее на каждом из них.

 

Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга

 

На этом этапе предстоит составить программу тренинга с учетом заказа (что подлежит совершенствованию) и специфики

 

 

профессиональной деятельности предполагаемых участников тренинга. По цели программы аутопсихологического тренинга можно разделить на два класса:

— Специализированный тренинг;

— Универсальный тренинг.

Первый направлен на выработку умений в определенной сфере саморазвития (например, повышение стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и экстремальности, управления временным ресурсом и т.п.).

Второй предполагает формирование базовых навыков самоуправления: в эмоциональной сфере — снятие мышечной и психической напряженности, обучение навыкам позитивного самопринятия и др.; в когнитивной сфере — обучение приемам улучшения памяти, концентрации внимания, гибкости мышления, креативности, речевой гибкости и др.; в мотивационно-смысловой сфере — обучение приемам осознания и формулирования целей, наращивания побудительности цели, личностной гибкости и др.

 

Формирование тренинговой группы

 

Группа формируется по принципам:

— гетерогенности: разный пол, возраст, степень знакомства;

— проблемности (для специализированного тренинга): отбор участников в специализированную группу производится на основе предварительного тестирования и индивидуального собеседования в ходе которых подтверждается наличие конкретной личностно-профессиональной проблемы и желание ее скорректировать (незнание технологий карьерного роста, заниженная самооценка, неумение работать в условиях дефицита времени и др.).

— Общее количество членов группы не должно превышать 12 человек.

— Ведущий должен не допустить в тренинговую группу лиц, особенности характера которых могли бы отрицательно повлиять на других участников (невротизм, замкнутость, раздражительность, истероидность и др.).

— Каждый участник должен дать согласие на работу в группе тренинга.

 

Организационные вопросы

 

Цикл групповых занятий рассчитан на 10-20 академических часов, средняя продолжительность каждого занятия 3,5—4 часа. Между занятиями предпочтительны непродолжительные перерывы (1-2 дня).

 

Основной этап проведения тренинга

 

Цикл групповых занятий

Данный этап предполагает

— реализацию и дальнейшую конкретизацию программы;

— анализ каждого занятия, краткую запись;

— конструирование гипотез относительно участников тренинга, проверка их "реальностью группы", первичная обработка данных, полученных при проведении в группе диагностических методик;

— построение соответствующей стратегии и тактики по отношению к группе и отдельным ее участникам.

Применение тех или иных методов аутопсихологического тренинга зависит прежде всего от задач тренинга. Однако для создания в тренинговой группе (независимо от ее целей и направленности) атмосферы доверия, открытости, настроенности на саморазвитие необходимо провести первое типовое занятие (2 часа).

Резюме

Акмеологические технологии определяются как методы или способы личностно-профессионального развития до уровня профессионала.

Разработка и внедрение технологического модуля формирования аутопсихологической компетентности означает следующее: данный модуль может быть положен в основу развивающих тренингов по различным направлениям, что с необходимостью обеспечит эффективное формирование аутопсихологической компетентности.

Типовая структура развивающего модуля включает направления: формирование субъекта саморазвития; повышение аутосензитивности; повышение инструментальной гибкости в развиваемой области; обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области; усиление общего личностного потенциала на базе развиваемого навыка.

Контрольные вопросы и задания

1. Как определяются акмеологические технологии?

2. Что включает в себе типовая структура развивающего модуля?

3. Какова технология проведения развивающего тренинга?

4. Проведите обоснование применения технологического модуля развития аутопсихологической компетентности.

5. Перечислите особенности поведения тренера.

Список литературы

Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.

Степнова Л.А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 2000.

Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М., 2001.

© Степнова Л.А., 2002

 

 

Глава XI

 

Акмеологические технологии

помощи человеку в организации и

оптимальном осуществлении им

своего личностного и

профессионального

развития

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...