Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
Любые развивающие организационно-деятельностные игры не могут происходить без появления того типа принципиальных затруднений, которые связаны с несоответствием актуальных и требуемых способностей участников игры. Исходным условием появления несоответствия выступает решение новых и "непосильных" задач, так как заказчиком на игры выступают те организационные структуры, в которых уже возникла проблемная ситуация. Вместе с приобретением ситуациями развития "законного статуса" в сознании лиц, принимающих решения, возрастает роль самой возможности проблемных ситуаций, прогнозирования развития и даже его проектирования. Сама природа проблемной ситуации ставит перед необходимостью не только порождение новизны по содержанию мысли, но и порождения психических новообразований. Игроки заинтересованы в результатах рефлексии, осуществляемой в форме игромоделирования. Первоначально это касается содержания — соответствующих новых способов действий в практике, гарантирующих преодоление прежних проблемных ситуаций, Но процесс порождения иных способов и всего хода рефлексивного анализа, его игровая и модельно демонстрационная форма принуждает участника игры (управленца) проходить путь не только содержательного порождения, но и осуществления всех типовых процедур в развернутой управленческой деятельности, управленческого мышления, общения, взаимодействия и т.п. В условиях игромоделирования очевидной и подчеркнутой является зависимость успешного порождения содержания от "правильности" способа порождения, от адекватного его осуществления. Поэтому успешность по содержанию предполагает успешность по способу, освоенность всех типов процедур, наличие способностей к осуществлению всех типов игродействий и игрорефлексий.
Следовательно, быстрота получения конечного результата зависит от быстроты приобретения необходимых и предполагаемых игрой способностей. В свою очередь именно изменение способностей связано с основным объемом усилий и затрат времени в ходе игропроцесса, так как инерциальность мышления, мотивов, самоопределения, стереотипов, содержания знаний, критериев, установок и т.п. не может быть преодолена автоматически, без прохождения пути трансформации, без первого периода "сопротивления" и последующего периода "открытости к трансформации" и самой трансформации. При этом в реальности игры удается пройти периоды сопротивления и открытости к трансформации. Сама же трансформация вызывает необходимость такого сосредоточения на ней, что она превращается в тормоз для игропроцесса. Педагогический слой работы игротехника из факультативного и включенного в игромоделирование превращается в самостоятельный, системообразующий и трансформирующий, вплоть до разрушения, основную ткань игропроцесса. Поэтому игромоделирование должно быть дополнено группой специализированных тренингов, в зависимости от выявленных перспектив ускоренной трансформации тех или иных психических механизмов. В целом игромоделирование и системы тренингов выступают как необходимый комплекс, направленный на формирование у управленцев всех необходимых профессиональных качеств. Игротехническая работа предстает как управление процессом порождения новых качеств, нового уровня профессионализма управленцев.
Игромоделирование в системе акмеологической службы В управленческих структурах
При заинтересованности управленческих структур и лиц, принимающих решение, их кадровых служб в неслучайности кадровой политики и в реализации идеи роста профессионализма, идеи прихода к более высоким, возможным для реального управленческого корпуса "вершинам" профессионализма и творческой самореализации, возникают акмеологические службы как специфическое звено кадрового сервиса. В оформлении заказа на работу акмеологической службы учитывается и сложившееся многообразие проблем в работе имеющегося управленческого корпуса, относительно существующей системы нормативных и внешних требований к деятельности управленцев, и тенденции изменения требований в меняющихся условиях бытия общества, экономики, политики и т.п., и сами ценности поддержания и развития профессионализма, внесения в него результатов развития культуры и т.д.
Чем сложнее задачи и проблемы, стоящие перед кадровым сервисом управления системой деятельности, отраслью, регионом, страной, тем более принципиальным становится заказ на повышение кадрового потенциала, обеспечение надежности его роста, независимости от временных и конъюнктурных условий. В этом случае наиболее адекватным подходом к решению этих задач и проблем выступает внесение игромоделирования как базисного звена акмеологической службы. Именно моделирование указанного типа, лежащее на пересечении интересов практики, науки, культуры и трансляции способностей (образования), предстает как адекватный механизм организованного повышения профессионального потенциала отдельных управленцев и управленческих коллективов, механизм формирования управленческих команд. Наряду с игромоделированием должны быть представлены тренинги, диагностика и иные звенья комплекса. Резюме Игромоделирование в его сложившемся виде и в подчиненности идее развития деятельности и профессионального развития участников игры представляет не столько "одно из" средств реализации ценностей профессионального совершенствования, идей акмеологии. Современное игромоделирование выступает особым, универсальным механизмом решения аналитических, педагогических, научно-познавательных, культурных, практических задач и проблем. В развивающих играх реализуется гармония изменений и проявлений мотивационных, действенных, мыслительных, самоопределенческих, групподинамических, командно-генетических, рефлексивно — самоорганизационных и т.п. слоев реального профессионально-деятельностного процесса. В играх моделируется целостность профессионального механизма отдельного управленца и управленческих коллективов.
В использовании игромоделирования различимы два направления. В рамках первого направления акцент ставится на ведущей роли привлекаемых ситуаций управленческой деятельности и разработки измененных сюжетов для их введения в игру в целях развития самой управленческой деятельности. Развитие управленцев, связанное содержанием ситуаций и сюжетов, предстает как факультативный слой игромоделирования. В рамках второго направления игра используется для формирования управленческой культуры и высших форм профессионализма. Ситуации и сюжеты играют здесь подчиненную роль. В основе этого направления лежит овладение игротехникой и макроигротехникой. На основе учебно ориентированных игромодельных процессов можно развертывать диагностические, инновационные и исследовательские программы. Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается необходимость проведения игр в рамках управленческих структур? 2. В чем состоит сущность игры и механизм игры? 3. Как реализуется идея развития в игромоделировании? 4. Чем характерно управление игропроцессом? 5. Что способствует в развивающей игре (ОДИ) прохождение пути трансформации профессиональных способностей? 6. Каковы возможности игромоделирования в формировании управленческих команд? 7. Вспомните сюжет из управленческой деятельности, имевший место с Вами или с другим управленцем. Постройте сценарий на основе сюжета с явно фиксированной акцентировкой (на процессе принятия решения, на самоопределении, на обобщении и т.п.). Объясните зависимость сценария, по структуре содержания, от выбранного акцента. 8. Вовлеките в реализацию сценария кого-нибудь из партнеров. Найдите расхождение между сценарием и его воплощением. Объясните причину расхождения. 9. Выявите расхождение воплощения сценария с содержанием сценария. Осуществите коррекцию сценария с учетом реального хода игрового воплощения. Осуществите коррекцию действия воплощенного, исходя из выделенного акцента как основания сценария. Список литературы Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М., 1998. Баранов П.В., Сазонов Б. В. Игровые формы развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987. © Анисимов О.С., 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|