Теоретические подходы к исследованию проблемы развития познавательных процессов у подростков
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Введение
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием, таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов. Актуальность работы определяется тем, что по достижении подросткового возраста происходят изменения в системы деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к познавательным процессам подростка, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.
Проблема исследования: определяются процессы развития познавательных процессов в подростковом возрасте, которые приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма и можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение, в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, взрослые мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется старых, начинается новая стадия психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что в подростковом возрасте совершенствуется самоконтроль познавательной деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Объект исследования: познавательное развитие в подростковом возрасте. Предмет исследования: особенности познавательного развития подростков. Цель исследования: изучение особенностей развития познавательных процессов у подростков. Задачи исследования: 1. Дать понятие о познавательных процессов на основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы. 2. Охарактеризовать психологические особенности развития школьников подросткового возраста. 3. Раскрыть проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте. 4. Подобрать диагностические методики для изучения уровня развития памяти, мышления и внимания подростков процессов. 5. Разработать рекомендации по развитию познавательных процессов у подростка. Теоретическую основу исследование составили работы следующих ученых: Е.А. Сорокоумовой, В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского. Методы исследования: метод научного познания - способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний о существующих явлениях, связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки; теоретическое исследование и его методы - анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения; психодиагностические методы: рассчитанные на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; метод тестирования. База исследования МАОУ СОШ№8 г. Гай, 10 человек из 10в класса.
Теоретические подходы к исследованию проблемы развития познавательных процессов у подростков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|