Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков




 

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.

Как же развивать познавательные процессы у подростков?

Для правильного развития познавательных процессов учитель использует каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.

С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное различное, чаще ставить вопросы "Что здесь имеется общего?", "Чем отличаются?" По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших, типа "Чем остров отличается от полуострова?" и, кончая такими, как Чем тундра отличается от тайги?", "Сравни тропический лес и лес умеренного пояса", "В чем сходство и различие фауны и флоры Африки и Южной Америки?", "Сравни климат Англии и Франции и т.д. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить учащимся посмотреть на карте и картинках различные равнины, сравнить их, после этого назвать их существенные и несущественные признаки, Или сравнить на уроках биологии по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделить существенные и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова "искусство" и искусный". Почему в первом случае нужно писать два "с", а во втором - одно "c"?

Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями. Исключительно полезен для активизации самостоятельного познавательных процессов у подростков так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и выводы.

Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно переводит их со ступени на ступень. Обычно учитель сам формулирует и решает проблему, то есть делает вывод, выводит формулу, доказывает теорему, производит обобщение. Ученики же должны запоминать результат и ход рассуждения.

На 1-м уровне проблемно-эвристического обучения учитель указывает на проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно находить пути ее решения. На 2-м уровне учитель только ставит проблему, побуждая учеников самостоятельно и формулировать и решать ее. На 3-м уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно видеть проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Для развития познавательных процессов у подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.

В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подростков (особенно младших подростков).

Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки. Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию познавательных процессов в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека [5, 97].

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут подростку в этом.

· Создайте установку на запоминание.

· Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).

· Знайте особенности своей памяти:

Если у подростков зрительная память:

+ при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;

+ читайте сами;

+ желательно иметь в книгах иллюстрации;

+подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

+ пользуйтесь наглядными пособиями.

Если у подростков слуховая память:

+ чаще слушайте других;

+ читайте сами вслух;

+ работайте в тихих помещениях;

+ рассуждайте вслух.

Если у подростков моторная память:

+ работайте, конспектируя материал;

+ рисуйте таблицы, графики и диаграммы;

+ в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно.

· Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.

· Тренируйте память.

· Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.

· Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:

+ Материал для запоминания должен быть понятен;

+ Запоминание должно быть логическим, осмысленным;

+ Умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.

Для этого следует:

1.составить план запоминаемого материала;

2.разделить его на части;

3.выделить в них опорные пункты;

4.связывать эти части цепью ассоциаций;

5.сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

6.классифицировать и систематизировать материал.

· Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.

· При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и воображение.

· Можно пользоваться приемами "мнемотехники", но только для информации, которая требует механического запоминания.

· Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям. Повторите весь материал, середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.

· Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.

· Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.

· Припоминая, старайтесь также составить план припоминаемого материала.

· Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объектов, а также контекст, в котором происходило запоминание.

· Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как они накладываются друг на друга и активно забываются.

· Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

Хорошая память - это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте приемы саморегуляции.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

1.Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.

2.Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.

3.Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.

4.Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители.

5.Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают подростку поддержать внимание и работоспособность.

6.Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5-10 минут перерыва, после 3 часов работы 20-25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.

7.Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и (или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

8.Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных "слабых мест" и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок [19, 178].

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Принципы для разития творческого воображения подростков:

1.Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

2.Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность подростка и его взаимодействие с другими детьми.

3.В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

4.Следует учить подростка искать решение, учитывать прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

5.Стимулировать подростков к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

6.В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы [20, 233].

 

 

Заключение

 

 

Итак, подводя итоги нашей работы мы можем сделать ряд выводов.

Психические познавательные процессы - общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления.

Подростковый возраст - это период развития человека от 10-11 до 14-15 лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения), так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в подростковом возрасте продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.

Подростковый возраст относят к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремление приобщиться к миру взрослых. Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны - количественную и качественную.

Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменение, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

В процессе диагностики для определения уровня развития познавательных процессов у подростков можно использовать целый ряд диагностических методик на выявление уровня развития воображения (шкалы уникальности и оригинальности), мышления (ригидность и аналитичность мышления), памяти (объем кратковременной памяти и опосредованного запоминания), восприятия (наблюдательность), внимания (шкалы избирательности и концентрации).

Для правильного развития познавательных процессов учитель использует каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.

Для развития познавательных процессов у подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Для развитии памяти подростку надо создать установку на запоминание, поддерживать максимальный интерес к выполняемой задаче, знать особенности своей памяти.

В заключении следует отметить, что и мышление, и другие познавательные процессы в подростковом возрасте требуют специального развития. Это поможет детям в данный период лучше усваивать усложняющуюся год от года школьную программу.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...