Виды действований
Но тут возникает вопрос: были ль в эпохи, предшествующие капиталистической, какие-нибудь действования, заменявшие человечеству последующие действования театральные, служившие человечеству театром, и похожи ли они на действования театральные в позднейшем смысле? Ведь если на ранних ступенях развития человечество знало искусства пространственные, вещественные памятники которых сохранились до наших дней, то, несомненно, оно не могло не знать тех искусств, в которых не требовалось ни знания свойств постороннего материала, ни умения владеть каким бы то ни было орудием, в которых материалом служило человеческое же тело. {110} Однако до сих пор историки театра на ранних ступенях развития человеческого общества находили лишь разрозненные и неполные элементы театра. В играх и обрядах видели всего лишь очаг зарождения будущего Театра, отрицая за этими формами действований право именоваться театром раннего человечества. Эта точка зрения чрезвычайно характерна для искусствоведов и театроведов недавнего прошлого, отправлявшихся в своих оценках явлений искусства от догматической эстетики и признававших театром то, что считалось таковым в позднейшую, буржуазную эпоху. Для всякого исследователя, свободного от предвзятых эстетических теорий, ясно обнаруживается несостоятельность этой точки зрения. Народные игры и обряды, церковный обряд и театр в современном понимании представляет лишь разные фазы в развитии одного и того же явления, соответствующие разным фазам развития человеческого общества. Но отношению к обществу своей эпохи все эти виды действований выполняют приблизительно однородные функции. Как мы увидим ниже, различия их между собой заключаются лишь в следующем:
1) в разной степени непосредственного влияния на них производительной деятельности человека; 2) в вытекающей отсюда постепенной утрате непосредственно-утилитарной целевой установки действований и перехода их в зрелище по преимуществу; и 3) связанного с этим тоже постепенного разделения единого действователя, одновременно производящего и потребляющего продукт действования, на производителя (актер) и потребителя (зритель). Эти различия имеют характер чисто эволюционного порядка и не могут считаться различиями по существу. В то же время сравнительный анализ форм обрядовых, игровых и театральных в обычном понимании не дает сколько-нибудь серьезных принципиальных данных для отнесения этих видов действований в различные, разграниченные между собой, самостоятельные области. Обратно, в каждом из этих видов действований мы находим один и тот же ряд основных формальных компонентов. На основании этого в данной работе мы рассматриваем народные игры и обряды и церковные обряды как одни из разновидностей театра наряду с позднейшими современными формами театра. Остановимся более подробно на сравнительном анализе этих видов театра. Выясним в каждом из них виды компонентов, виды их сочетаний, приемы композиции и многое другое. {111} В общем мы имеем перед собой такую схему. На известной ступени человеческого развития элементарные трудовые действования осложняются и организуются религиозно-суеверными представлениями, вследствие чего в своем большинстве принимают вид действований обрядовых. Однако по мере развития интеллекта обряды теряют свой магический смысл и превращаются в обычаи или исчезают вовсе, а вместо них образуются сложные по характеру, но все более и более целесообразные трудовые производства. Вместе же с тем каждое из этих действований, выполняясь вне утилитарной целевой установки и вне реального объекта воздействования, перелицовывается в действование игровое. А, в свою очередь, каждое из действований при наличии зрителей становится зрелищем, т. е. «театральным» в позднейшем понимании явлением.
Остановимся на каждом виде действований отдельно. Действования трудовые вытекают из необходимости удовлетворения насущнейших биологических потребностей — отыскания средств пропитания, крова, потребности размножения и т. д. Отсюда их тенденция к елико возможному упрощению и сокращению при максимальной продуктивности. Отсюда стремление участников трудового действования к возможно исчерпывающему ознакомлению с материалом и с техникой действования. Действования обрядовые обусловливаются недостаточным знанием материала и техники, а потому предполагают решающее значение за самим материалом и приемами его обработки (магизм обряда), что, в свою очередь, невольно влечет за собой умножение и осложнение обрядов. Вместе с тем, обряд — всегда действование утилитарное. Наконец, действования игровые представляют собою воспроизведение вышеупомянутых, однако это воспроизведение выполняется в них вне утилитарной целевой установки, что, впрочем, не лишает их ни смысла, ни полезной значимости. Необходимость участвования в игровых действованиях, условия их исполнения, объекты воздействования и пр. — все это измышляется для удовольствия, испытываемого участниками, почему игровые действования склонны к развитию, умножению и осложнению.
Как легко заметить, все упомянутые действования имеют по крайней мере три основных признака: 1) целевую установку — в игровых процессах утилитарной целевой установки нет, у прочих групп есть; 2) объем действования — в игровых процессах он стремится к развитию, в обрядовых также, в трудовых, наоборот, к сокращению и уменьшению, и, наконец, 3) психическое обоснование — действования игровые являются плодом вымысла, обрядовые — суеверия и производственные — точного знания.
Отсюда ясно, что, например, любой трудовой процесс с утратой утилитарной целевой установки приобретает характер игры, с заменой знания суеверием — обряда; любой обрядовый процесс с утратой суеверия и заменой его точным знанием превращается в процесс трудовой, с утратой утилитарной целевой установки — в игру и т. д. Ясно также, что при наличии именно нескольких признаков возможно образование и промежуточных типов действований. На деле действования сплошь да рядом заимствуют черты друг у друга, отчего: 1) получаются действования смешанные и 2) действования одной группы переходят в действования группы другой. К числу действований типа смешанного относятся, например, коммерческие игры, т. е. игры, целью которых становится выигрыш денег, игры, имеющие целью устрашение врага (пляски дикарей, парады, маневры), — это сочетание процессов игровых с трудовыми; или, например, обряд опахивания, обряд выгона скота в поле в Егорьев день[lix], присяга, октябрины — это сочетание процессов обрядовых с процессами трудовыми; наконец, сочетание процессов обрядовых и игровых мы наблюдаем во всевозможных религиозных празднествах. Образчик перехода одного действования в другое мы видим, например, в малом выходе с евангелием во время литургии, мы видим в образовании детской игры в Кострому из обряда похорон Костромы[lx], в спортивной гимнастике и пр. Подобных примеров слишком много, чтобы стоило на них останавливаться более подробно. Итак, перед нами три основных вида действований — обрядовые, трудовые и игровые[lxi] — и в принципе бесконечно большое число разнообразных промежуточных переходных видов. Формальные компоненты их у всех одинаковые. Остается еще проследить приемы их композиции и потребления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|