Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Предмет и задачи патофизиологии. Роль патофизиологии в системе медицинских знаний.




1. Предмет и задачи патофизиологии. Роль патофизиологии в системе медицинских знаний.

Предметом патофизиологии являются основные закономерности возникновения болезни, механизма ее развития, выздоровления и реабилитации. Знание этих общих закономерностей позволяет практическому врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз. Задачи патофизиологии:

Изучение наиболее общих (типических) закономерностей отклонений от нормального течения работы клеток и организма в целом. Это направление составляет 1-ю, 2-ю части курса патофизиологии: " Общую нозологию" (учение о болезни) и " Типические патологические процессы".

Изучение наиболее общих и характерных отклонений от нормы в рамках органов или системы. Соответственно, различают патофизиологию системы кровообращения, дыхания, мочеотделения и т. д. Это направление носит название " Патофизиология органов и систем".

2. Патофизиологический эксперимент и его характеристика. Морально-этические аспекты экспериментирования на животных.

Основной метод работы пат. физы- экспериментальный. С пом. этого метода воспроизводят на животных отдельные болезненные нарушения органов и систем, получают модели отдельных видов болезней человека.

Эксперимент позволяет наблюдать за развитием пат. процесса от самого начала до конца. Практический врач никогда не имеет такой возможности, т. к. больной обращается к нему уже тогда, когда болезнь проявилась.

Эксп. позволяет производить такие воздействия на организм человека(травма, трансплантацияопухоли, облучение), кот. недопустимы в клинике.

3. Основные этапы развития патофизиологии. Ведущая роль ученых в ее становлении и развитии.

История возникновения и развития отечественной па­тофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича ПАШУТИНА, которого по праву считают одним из осново­положников патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России. Делят на два этапа:

-" допашутинский" - период начинается с 30-х годов (1726 г. ) XVIII столетия, когда начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 г. На этом этапе патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная дисциплина не существовала.

-послепашутинский" -С открытием в 1874 г. в Казанском университете первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии начинается второй период в развитии отечественной патофизиологи России создаются патофизиологические школы: Петербургская (создатель -В. В. ПАШУТИН), Московская (создатель - А. Б. ФОХТ), Киевская (основатель - В. В. ПОДВЫСОЦКИЙ), Томская (основатель - П. М. АЛЬБИЦКИЙ, ученик В. В. Пашутина), Тбилисская (основатель - В. В. ВОРОНИН), Харьковская (основатель - А. В. РЕПРЕВ) и другие. и.

4. Современные представления об этиологии. Этиотропная терапия.

Этиология(от греч. aitia- причина, logos-учение)- учение о причинах и условиях возникновения болезни. Все этиологические факторы в зависимости от происхождения подразделяются на экзо- и эндогенные.

Этиотропная терапия – это лечение, основная задача колотого заключается в том, чтобы устранить или ослабить основную причину возникновения заболевания. Для этого используются различные медикаментозные средства. Так, препаратами этиотропной терапии могут быть и антибиотики, и антидоты, и сульфаниламиды, и гипериммунные сыворотки, и пробиотики, и многие другие лекарства.

5. Понятие о патогенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе.

Патогенез – комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, лежащих в основе возникновения, развития и исходов конкретных болезней и пат процессов.

В патогенезе болезни можно выделить ряд этапов или звеньев, которые связаны между собой причинно-следственными отношениями. Это значит, что изменения, возникшие в процессе заболевания, становятся причинами новых нарушений, "... причины и следствия постоянно меняются местами: то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот. Например, первое звено в патогенезе травматического шока - боль. Сильная боль приводит к угнетению жизненно важных центров, в частности к снижению артериального давления, что является причиной кислородного голодания. Гипоксия головного мозга приводит к еще большему угнетению сосудодвигательного центра й еще большему снижению артериального давления. Как видно, смена причин и следствий привела к образованию порочного круга (circulusvitiosus). Значение порочного круга можно проиллюстрировать также на примере метеоризма. Вздутие кишок тормозит их моторную и секреторную функции, а это способствует брожению, образованию газов и еще большему метеоризму.

6. Ведущие звенья в патогенезе, «порочные круги». Патогенетическая терапия.

порочный круг: одно из звеньев патогенеза является причиной расстройств, поддерживающих и/или потенцирующих действие данного звена(при тепловом ударе существенное повышение температуры тела увеличивает нервно-мышечную возбудимость, что приводит к развитию судорог и усилению сократительного термогенеза. Последнее потенцирует повышение температуры и дальнейшее увеличение возбудимости нервных центров и мышц);

Патогенетическая терапия - комплекс методов и средств воздействия через нейроэндокринную систему в целях нормализации нарушенных функций и направленного управления адаптационными реакциями, механизмами защиты и регенеративно-восстановительными процессами организма. Замена сильных раздражителей, воздействующих на макроорганизм слабыми либо противоположно действующими раздражителями, является основой патогенетической терапии. Она включает прежде всего новокаиновые блокады, внутрисосудистые введения растворов новокаина; применение нейролептиков, гормонов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...