Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»




Вопросы и задания

1. Каково значение творчества Глинки в истории русской музыки?

2. Расскажите о главных событиях жизни и творчества Глинки.

3. Каковы были «музыкальные университеты» композитора?

4. Назовите выдающихся музыкантов и литераторов — современ­ников и друзей Глинки.

5. Перечислите основные сочинения композитора.

6. Составьте краткий план главных событий жизни и творчества Глинки.

 

 

«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»

Мысль о создании русской национальной оперы воз­никла у Глинки, как упоминалось, в Италии. Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, пред­ложенной В. А. Жуковским. Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, по­жертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. Замет­ное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума Рылеева «Иван Сусанин», в которой тра­гедия народного героя тесно связана с общенародной судь­бой. Глинка самостоятельно разработал сценарий «отече­ственной героико-трагической оперы» (как он ее назвал) и по нему сочинял музыку (без текста). Позже либреттистом оперы стал «усердный литератор из немцев» барон Розен — посредственный поэт, занимавший придворную должность и известный своими монархическими убеждениями. Кроме того, по желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя». И все же главной идеей произведе­ния, по замыслу Глинки, стала любовь к отечеству и нераз­рывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа.

                         Первые исполнители оперы «Жизнь за царя»:

       О. А. Петров в роли Сусанина, А. Я. Петрова-Воробьева в роли Вани

 

Премьера оперы, как уже говорилось, состоялась в Пе­тербурге 27 ноября 1836 года. Успех, по словам автора, был «самый блистательный»; ему в большой степени способ­ствовали выдающиеся оперные певцы О. Петров и А. Пет­рова-Воробьева — исполнители партий Сусанина и Вани. Тем не менее часть аристократической публики презритель­но называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской»,                 

на что композитор остроумно заметил в своих «Записках»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». А одним из самых лаконичных и метких отзвуков борьбы мнений стал знаменитый экспромт Пушкина:

    Слушая сию новинку,

    Зависть, злобой омрачась,

    Пусть скрежещет, но уж Глинку

    Затоптать не сможет в грязь!

Новаторство Глинки проявилось в упразднении разго­ворных диалогов, характерных для всех предшествующих русских опер XVIII и начала XIX века. Вместо них компо­зитор ввел особый мелодический речитатив, основанный на песенных интонациях, и в опере появилось непрерывное музыкальное развитие. Жанр оперы — народная музыкаль­ная драма — положил начало целому направлению в рус­ской оперной музыке, к которому, прежде всего относятся «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитян­ка» Римского-Корсакова.

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Краткое содержание

 Оперные театры страны долгое время (с 1939 года) ставили оперу с новым текстом поэта С. Городецкого (именно с этим либретто мы и рассматриваем произведение).

   Действие первое. Осень 1612 года. Село Домнино в Костромской губернии. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Дочь Ивана Суса­нина Антонида ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина, который с дружиной сражается с поляками, она мечтает о свадьбе. На реке показывается лодка — это возвращается Собинин с ратниками. Он рассказывает о сборе ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Вместе с Антонидой он просит Сусанина дать согласие на свадьбу. Сна­чала Сусанин непреклонен, но, узнав, что поляки осаждены в Москве, меняет свое решение.

Действие второе. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Шляхта кичится своими победами и мечтает о богатой добыче. Внезапное появ­ляется гонец, он сообщает о разгроме войск ополчением Минина и По­жарского. Поляки в смятении. Новый отряд рыцарей отправляется в поход на Русь.

Действие третье. В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает сражаться с врагом. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин провел их к посаду, где расположилось ополчение Минина, и показал им дорогу к Москве. Сусанин тайком посылает Ваню предупредить Мини­на об опасности, а сам уходит с поляками, решив завести их в непрохо­димую лесную чащу. В избе собираются подруги Антониды, они застают ее в слезах. Собинин, узнав о случившемся, вместе с крестьянами устремляется в погоню за врагом.

Действие четвертое. Картина первая. По лесу в поисках врага про­бирается отряд Собинина.

Картина вторая. Ночь. К воротам монастырского посада прибегает Ваня. Он будит посадских людей и ополченцев, укрывшихся в монасты­ре. Все устремляются за врагом.

Картина третья. Глухой, непроходимый лес. Ночь. Сюда Сусанин завел измученных поляков. Расположившись на отдых, поляки засыпа­ют. Сусанин размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких, мысленно прощается с ними. Поднимается метель, от усиливающейся вьюги поляки просыпаются и, убедившись в безвыходности своего поло­жения, в ярости убивают Сусанина.

Эпилог. Красная площадь в Москве. Народ приветствует русское войско. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобож­дение родины и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

 

Опера начинается увертюрой, которая построена на те­мах оперы и воплощает ее основную идею. Медленное величественное вступление контрастирует с взволнованным и динамичным сонатным аллегро, предвосхищая драматиче­ские события произведения.

Действие первое содержит характеристику русского на­рода и главных героев произведения. Оно открывается инт­родукцией  ( Интродукция — «введение», «вступление» (лат. ). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увер­тюрой и открывающая первое действие). Эта развернутая хоровая сцена строится на двух контрастных хорах — мужском и женском. Мужской хор, по словам Глинки, передает «силу и беззаботную не­устрашимость русского народа». Энергичные интонации, близкие крестьянским и солдатским песням, и особенности изложения (сольный запев, подхватываемый хором) прида­ют музыке народный характер:

  7 Скоро        Русский воин

Мелодия женского хора (появляющаяся сначала в орке­стре) своим оживленным и радостным характером напо­минает весенние хороводные песни.

Кульминацией интродукции является большая хоровая фуга (свободной композиции), в которой соединяются темы обоих хоров.

После монументальной интродукции следуют кавати­на и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням. Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчерки­вают народный характер музыки:

Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды:

Трио «Не томи, родимый» является лирической куль­минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази­тельных задушевных интонациях, близких городскому бы­товому романсу:

   Действие второе. Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте. Перед нами предстают иной мир и иные характеры, и воплощены они другими выразительными средствами. Если в первом действии преобладало сольное и хоровое пение, то здесь господствует оркестровая балетная музыка, почти пол­ностью основанная на ритмах польских танцев. Блеск и пышность звучания усиливаются благодаря участию ор­кестра медных духовых инструментов, располагающегося на сцене.

Четыре танца (все польские, кроме вальса) образуют боль­шую сюиту. Она начинается парадным и воинственным полонезом с призывной и горделивой темой фанфарного характера:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...