Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романсы и песни. 30 Умеренно




Романсы и песни

К камерной вокальной музыке Глинка обращался на протяжении всей жизни. Им создано более 70 песен и ро­мансов. В них нашли отражение разнообразные душевные состояния, а также созданы различные портреты, живопис­ные пейзажи, бытовые сценки, картины далеких стран. Весь­ма широк диапазон жанров в вокальном творчестве компо­зитора. Среди них лирический романс, элегия, «русская пес­ня», серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах (вальса, ма­зурки, польки, болеро, полонеза и других). Богатство и раз­нообразие содержания в романсах Глинки сочетается с совершенной музыкальной формой, достигается гармони­ческое единство вокальной и фортепианной партий. Большинство романсов композитора написано на стихи русских поэтов-современников — Пушкина, Жуковского, Баратын­ского, Дельвига, Батюшкова, Кукольника.

Главной задачей для композитора в камерной вокаль­ной музыке всегда было воплощение общего настроения стихотворения, ведущего поэтического образа. Поэтому вокальные мелодии в романсах Глинки, как правило, явля­ются выразительной и пластичной кантиленой и лишь из­редка включают в себя речитативные интонации.

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педаго­гом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, рус­ского бельканто, где, по словам Б. Асафьева, «плавность, гиб­кость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтиче­ского слова».

Своим первым удачным опытом в области вокального творчества Глинка назвал элегию «Не искушай» (слова Е. Баратынского, 1825 год). Композитор тонко передает мир чувств человека — его разочарованность, любовные сомне­ния и скрытую надежду. Мягкой грустью овеяно фортепи­анное вступление, которое, как далее и вокальная партия, начинается с типично русской интонации восходящей сек­сты:

30 Умеренно

  Благородная мелодия отличается плавными и закруг­ленными фразами, немногочисленными, но изысканными хроматизмами, нисходящими интонациями вздоха. Романс имеет куплетную форму. Если в первой части куплета (ля минор), где господствует печальное настроение, мелодия спо­койна и сдержанна, то во второй части (до мажор) она ожив­ляется, устремляется вверх, выражая беспокойный порыв, и предельно точно воспроизводит оттенки поэтической речи. В кульминационной фразе («и не могу предаться вновь») музыка, полная живого и трепетного чувства, приобретает патетический характер. В фортепианном сопровождении романса преобладает гармоническая фигурация — фактура, типичная для бытового романса первой половины XIX века. Романс обрамляется вступлением и заключением, которые придают его форме законченность и стройность.

В 1840 году Глинка создает свой единственный вокаль­ный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Куколь­ника. Такое название цикл получил в связи с намечавшим­ся отъездом Глинки за границу. И хотя в нем нет единой сюжетной линии, все 12 романсов объединяются одной те­мой — темой прощания с родиной, темой странствования.

«Попутная песня» (№ 6) была написана по случаю от­крытия первой в России железной дороги. В ней череду­ются два контрастных образа7. Один из них (ре мажор) — оживленный, радостный, праздничный — передает веселую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в во­кальной мелодии дублируется фортепианной партией, а четкий упругий ритм и энергичный акцентированный аккорд сопровождения в начале каждой строфы носят изо­бразительный характер:

Другой, лирический образ (си минор) передает пережи­вания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговор­ка вокальной партии сменяется широкой и распевной кан­тиленой:

 

Романс «Жаворонок» (№ 10) воспринимается как ли­рический образ родной природы. В нем тонко преломлены характерные черты «русской песни». Романс имеет куплет­ную форму. Уже фортепианное вступление настраивает на задумчивый лад, а звучание верхнего регистра, форшлаги, восходящие октавные ходы подражают пению птицы.

Вокальная партия выражает не просто трогательное со­стояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Пре­красная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие ок­тавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей». Особенностью мелодии является постоянное возвращение к си — V ступени ми минора, кото­рое как бы притягивает к себе все остальные звуки и, «вы­разительно вибрируя», рождает впечатление звенящего высоко в небе голоса жаворонка:       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...