Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12 Умеренно.   13 Темп мазурки. 18 Подвижно




12 Умеренно

Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпи­зодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегант­ных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский ко­лорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солиру­ющих инструментов.

Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелоди­ей и звонкими аккордами на третьей доле:

     13 Темп мазурки

 

В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков; но если полонез не изменит свой надменный характер, то мазурка в четвертом действии приобретет совсем иной психологиче­ский подтекст (поляки в глухом заснеженном лесу). Та­ким образом, впервые в русской опере танцы перестали иг­рать роль вставных номеров и приобрели важное драматур­гическое значение, стали средством характеристики действу­ющих лиц. Именно здесь таятся истоки будущего русского классического балета.

Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при­хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отлича­ется неторопливым и спокойным течением событий. На­чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодар­ность благодетелю». Приветливая и ясная мелодия близка русским народным песням:

 Миром и покоем наполнено звучание голосов в следу­ющем далее квартете Сусанина, Собинина, Вани и Антониды.

Вторая часть третьего акта начинается с появления по­ляков; с этого момента музыкально-сценическому действию будут свойственны стремительное развитие событий, драма­тические столкновения, резкие контрасты.

 

Центральный и наиболее напряженный эпизод — сце­на Сусанина с поляками. В этой драматической сцене-диа­логе поляки охарактеризованы темами трехдольных польских танцев, хотя в них уже нет былой удали и беспеч­ности. Речь Сусанина резко противопоставлена агрессивным интонациям врагов: она звучит серьезно, с большой гордо­стью и достоинством. Его ответы полякам Глинка построил на темах главных хоровых сцен оперы — интродукции и эпилога. В первом ответе («Велик и свят наш край род­ной») зарождается тема финального хора «Славься»:        

Во втором ответе («Страха не страшусь») звучит тема мужского хора из интродукции:

Так Глинка подчеркивает неразрывную связь между подвигом Сусанина и героизмом народа, выражает идею народного патриотизма. Контраст между музыкальными характеристиками персонажей — Сусанина и поляков — достигает кульминации в эпизоде, где их темы звучат одно­временно; такое сочетание разных метров называется поли­метрией («Боже, дай силы мне»):

После ухода Сусанина с поляками в избе собираются девушки: следует свадебный хор «Разгулялися, разливалися», который своей безмятежностью и поэтичностью усугубляет драматизм предыдущей сцены. Тихая светлая мелодия, переменный лад, пятидольный размер, преоблада­ние бесполутоновых оборотов роднят ее с русскими обрядо­выми песнями:

18 Подвижно

       Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» раскрывает глубокие переживания девушки, ее тревогу и отчаяние. В проникновенной печальной мелодии соединя­ются интонации горестных крестьянских плачей и оборо­ты, типичные для бытовых романсов:

  

Действие четвертое. Картина вторая. Сцена у мона­стырского посада была написана Глинкой уже после премье­ры оперы по просьбе А. Петровой-Воробьевой (первой ис­полнительницы партии Вани). В этой сцене лирический образ Вани приобретает мужественные, героические черты. Взволнованный прерывистый речитатив «Бедный конь в поле пал» строится на коротких песенных мотивах; он сме­няется плавной кантиленой в небольшой арии «Ах, беда, беда сиротинке мне», которая своей певучестью напоминает песню из третьего действия. Призывные восходящие инто­нации заключительного раздела сцены с хором («Где тут Минин стоит») звучат быстро, энергично и воинственно.

Картина третья. В ней находится драматическая куль­минация всей оперы и развязка действия. Сцена начинается хором поляков, основанным на измененной теме мазур­ки: она звучит теперь неуверенно и мрачно, ее мелодия, на­сыщенная хроматизмами, приобрела изломанный характер, а неустойчивые гармонии (увеличенное трезвучие, уменьшен­ный септаккорд) усиливают ощущение безнадежности.

 

Центральный эпизод картины — речитатив и ария Су­санина, приобретающие здесь черты драматического моно­лога, в котором композитор раскрывает глубокий внутрен­ний мир героя, высокие качества его души. Сусанин, по сло­вам Б. Асафьева, — «человек громадной внутренней силы и сердечной теплоты, чувства его простые, ясные, открытые».

    Речитатив «Чуют правду» — великолепный пример глинкинского распевного речитатива — звучит мужествен­но и строго:

Ария «Ты взойдешь, моя заря» полна глубокой скорби. В ней Глинка, по словам В. Ф. Одоевского, сумел «создать новый, неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии». Ее сдержанная величественная мело­дия пронизана певучими интонациями народных лириче­ских песен:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...