Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая симфония «Зимние грезы»




Вопросы и задания

1. Какие темы были центральными в творчестве Чайковского?

2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музы­ки? Назовите главные жанры его творчества.

3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях?

4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии.

5. Перечислите основные произведения композитора.

6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?

 

 

Первая симфония «Зимние грезы»

Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал сим­фонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души.

Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произве­дения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты. Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байро­на, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страс­тей человека, сложные отношения личности и окружающе­го мира. Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинны­ми лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни.

Первая симфония «Зимнею грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классически­ми образами русского искусства — картинами зимней при­роды и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфо­нии имеют песенный характер и интонационно близки рус­ской народной музыке.

В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки.

Первая часть — «Грезы зимнею дорогой» — написана в сонатной форме. Главная партия (соль минор) строится на двух контрастных темах и имеет трехчастную форму (Такая форма главной партии станет типичной для сонатного аллегро во многих симфонических произведениях Чайковского). Пер­вая тема, лирическая и песенная, звучит у флейты и фагота через две октавы на фоне тихого тремоло скрипок:

105 Скоро, безмятежно

     

Вторая тема главной партии отличается от первой чисто инструментальным характером, суховато-«колким», «вьюжным», и основана на нисходящем хроматическом мотиве:

106 Скоро, безмятежно

Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре ма­жор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларне­та; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяж­ным песням:

107 Скоро, безмятежно

Заключительная партия имеет народно-плясовой харак­тер и звучит у духовых инструментов:                                   

Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разра­ботку. Здесь ведущее значение получает первая тема глав­ной партии, которая благодаря активному развитию приоб­ретает героический облик. Ее кульминация подчеркивает­ся фанфарным звучанием труб и валторн.

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) те­перь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после по­бочной и заключительной партий (соль мажор) начинает­ся развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напря­женность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первона­чальном изложении.

Вторая часть — «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чай­ковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздей­ствием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением.

Главная тема исполняется солирующим гобоем и впе­чатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (! ) тактов. Интонаци­онно она, как и темы первой части, связана с народной ли­рической песенностью:

   

Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизо­дов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе про­ведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажо­ре. Кульминацией всей части становится третье проведе­ние главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.

Третья часть, Скерцо (до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрач­ная, стремительная тема возвращает к зимним «метелис­тым» образам первой части симфонии:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...