Первая симфония «Зимние грезы»
Вопросы и задания 1. Какие темы были центральными в творчестве Чайковского? 2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музыки? Назовите главные жанры его творчества. 3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях? 4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии. 5. Перечислите основные произведения композитора. 6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?
Первая симфония «Зимние грезы» Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал симфонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души. Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произведения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты. Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байрона, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страстей человека, сложные отношения личности и окружающего мира. Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинными лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни. Первая симфония «Зимнею грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классическими образами русского искусства — картинами зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфонии имеют песенный характер и интонационно близки русской народной музыке.
В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки. Первая часть — «Грезы зимнею дорогой» — написана в сонатной форме. Главная партия (соль минор) строится на двух контрастных темах и имеет трехчастную форму (Такая форма главной партии станет типичной для сонатного аллегро во многих симфонических произведениях Чайковского). Первая тема, лирическая и песенная, звучит у флейты и фагота через две октавы на фоне тихого тремоло скрипок: 105 Скоро, безмятежно
Вторая тема главной партии отличается от первой чисто инструментальным характером, суховато-«колким», «вьюжным», и основана на нисходящем хроматическом мотиве: 106 Скоро, безмятежно Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре мажор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларнета; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяжным песням: 107 Скоро, безмятежно Заключительная партия имеет народно-плясовой характер и звучит у духовых инструментов: Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разработку. Здесь ведущее значение получает первая тема главной партии, которая благодаря активному развитию приобретает героический облик. Ее кульминация подчеркивается фанфарным звучанием труб и валторн. Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) теперь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после побочной и заключительной партий (соль мажор) начинается развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напряженность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первоначальном изложении.
Вторая часть — «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чайковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздействием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением. Главная тема исполняется солирующим гобоем и впечатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (! ) тактов. Интонационно она, как и темы первой части, связана с народной лирической песенностью:
Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизодов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе проведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажоре. Кульминацией всей части становится третье проведение главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично. Третья часть, Скерцо (до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрачная, стремительная тема возвращает к зимним «метелистым» образам первой части симфонии:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|