Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

127 Умеренно скоро




   

 

Появление Татьяны сопровождается стремительным и тревожным звучанием оркестра, выражающим ее душев­ное смятение. Вокальная партия Татьяны в этой сцене ла­конична; она строится на нисходящих секундовых интона­циях, которые передают ее душевное состояние.

Музыкальный портрет Онегина представлен в оркест­ре, по выражению Б. В. Асафьева, «одной из его мелодий-поз, в которых холодная сдержанность сочетается с привет­ливым достоинством». Ария Онегина (баритон) «Когда бы жизнь домашним кругом» — учтивое наставление Татья­не — звучит уверенно и неторопливо, в ровном размерен­ном ритме:

 

           

      Картина четвертая начинается с оркестрового вступле­ния, напоминающего о драме Татьяны: нежная мелодия «Кто ты, мой ангел ли хранитель» сменяется тревожным звуча­нием отрывистых аккордов. Бал открывает веселый без­заботный вальс, на фоне которого слышится хор гостей, радующихся         празднику:               

  129 Темп вальса

 

 

Вальс не только рисует пеструю картину собравшегося у Лариных общества; постепенно его музыка драматизирует­ся, отражая переживания героев и первое столкновение Ленского и Онегина.

Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песен­ку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) пре­рывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина.

Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозврат­но ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского:                                 

Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квин­тете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и все­общее смятение завершают картину.

 

 

Л. В. Собинов в роли Ленского

  Картина пятая — первая кульминация оперы и тра­гическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступле­ние открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной об­реченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит? » Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юно­го поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепет­ная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария Лен­ского начинается выразительным речитативным вступ­лением:

 

Главная тема арии — изумительная по красоте лири­ческая мелодия — интонационно родственна темам Татья­ны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами:

Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития. Средний раздел трехчастной формы (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по ха­рактеру, мелодически связан с ариозо «В вашем доме». В динамической репризе страстный порыв любви сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из ли­рических вершин оперы.

Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:

         

Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора при­глушенные удары литавр придают музыке характер мрачно­го оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоря­ющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

Картина шестая начинается блестящим парадным по­лонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий.

Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальса ре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдер­жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:

Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:

    

   

В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.

В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изме­няется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, поры­вистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я»:

 

Картина седьмая — вторая драматическая кульмина­ция оперы. В оркестровом вступлении печальная элегиче­ская тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онеги­на. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, пол­ное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его дости­жения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Оне­гина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сце­ны краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лириче­ская мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.

Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь! », полное мольбы и страсти, звучит в ми мино­ре —               П. А. Хохлов в роли Онегина

 

тональности Ленского, которая, завершая оперу, под­черкивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.

  О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замеча­тельно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой поло­вины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопро­вождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творче­ского подъема русского национального духа... »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...