110 Скоро, шутливо. Вопросы и задания. «Евгений Онегин»
110 Скоро, шутливо
В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный лирический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:
Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печально звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами. Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финал рисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступления (соль минор), которое продолжает настроение последних тактов скерцо и основано на мелодии народной городской песни «Я посею ли млада»:
Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное аллегро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяжеловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:
Побочная партия (си минор) строится на уже звучавшей во вступлении народной мелодии; здесь она приобретает лихой плясовой характер: В разработке обе темы энергично развиваются с использованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал большой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей. Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впервые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого композитора-симфониста.
Вопросы и задания 1. Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?
2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся? 3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Охарактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части. 4. Сыграйте основные темы произведения.
«Евгений Онегин» С юности Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздействовать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайковский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для композитора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин». Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу композитор рассказывал: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина». В составлении либретто принимал участие его друг, литератор К. С. Шиловский. В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но композитора в первую очередь привлекала лирическая драма героев — и именно она заняла центральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев. Музыкальный язык оперы тесно связан с характерными особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказывает» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы. В исполнении оперы композитор стремился достичь наибольшей искренности и простоты, поэтому постановка «Евгения Онегина» была по желанию автора осуществлена силами студентов Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубинштейна. В опере семь картин (три действия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|