Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

110 Скоро, шутливо. Вопросы и задания. «Евгений Онегин»




110 Скоро, шутливо

 

В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный ли­рический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:

                 

Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печаль­но звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.

Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финал рисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступ­ления (соль минор), которое продолжает настроение послед­них тактов скерцо и основано на мелодии народной город­ской песни «Я посею ли млада»:

        

Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное ал­легро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяже­ловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:

   

   Побочная партия (си минор) строится на уже звучав­шей во вступлении народной мелодии; здесь она приобре­тает лихой плясовой характер:

В разработке обе темы энергично развиваются с исполь­зованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал боль­шой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей.

Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впер­вые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого ком­позитора-симфониста.

 

Вопросы и задания

1. Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?

2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?

3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Оха­рактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.

4. Сыграйте основные темы произведения.

 

 

«Евгений Онегин»

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр при­тягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздейство­вать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайков­ский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для компози­тора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу ком­позитор рассказывал:

«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разго­вор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна мол­чала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне ди­кой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда ре­шился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел со­вершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

В составлении либретто принимал участие его друг, ли­тератор К. С. Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Бе­линский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией рус­ской жизни». Но композитора в первую очередь привлека­ла лирическая драма героев — и именно она заняла цент­ральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Музыкальные образы персона­жей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяже­нии всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерны­ми особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказыва­ет» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наи­большей искренности и простоты, поэтому постановка «Ев­гения Онегина» была по желанию автора осуществлена си­лами студентов Московской консерватории. Премьера со­стоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубин­штейна.

В опере семь картин (три действия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...