Лекция 3. Искусство древнего Египта и Месопотамии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Египетская цивилизация, возникшая благодаря особенностям природных условий, расцвела в оазисе Нила. Египет расположен на северо-востоке Африки - это земля, где почти не бывает дождей, и только Нил, который протекал через всю страну, давал воду и ил, служившие источником жизни. Именно здесь возникла первая цивилизация, в чьих недрах сложился оригинальный и неповторимый художественный мир. На протяжении почти четырех тысячелетий (с IV тыс. до IV в. до н.э.) развивалось искусство Египта. Памятники Древнего Египта хорошо сохранились, что дает возможность определить основные черты искусства данной цивилизации. Богатейшие коллекции египетского искусства находятся в Лувре (благодаря походам Наполеона); в Эрмитаже в Петербурге; в Музее изобразительных искусств в Москве, куда передана коллекция, собранная князем B.C. Голенищевым, и, конечно же, в Каирском музее, где помимо искусства всех периодов хранятся сокровища Тутанхамона, найденные в 1922 г. в абсолютно неразграбленной гробнице. Река и солнце - вот главные действующие лица в едином пространстве искусства Древнего Египта. Река с юга на север делит страну на два берега: восточный и западный. Солнце восходит на востоке и заходит на западе. Небесный путь солнца соединяет два берега. Солнце рождается и умирает. Восток - страна живых, Запад - страна мертвых. Более трех тысяч лет жили люди на восточном, правом берегу реки. На западном они хоронили мертвых. Вера в загробную жизнь определила и особенности искусства Египта. Живопись, архитектура, скульптура, мелкая пластика - все предназначалось для загробной жизни. Древние египтяне верили в телесное воскрешение и поэтому для сохранения тела до погребения его мумифицировали. Воскрешение, по представлению египтян, могло произойти благодаря солнечному лучу. Это распространялось на все явления природы. Отсюда главный бог - бог солнца Ра - источник жизни. Вторым богом, которому поклонялись египтяне, был Озирис - бог мертвых, воплощение заходящего солнца, чье царство находилось к западу от Нила. У Озириса был сын Гор - олицетворение восходящего солнца, владыка Египта. Смерть понималась как переход к другой жизни, и потому рассматривалась как благо.
Для того чтобы гарантировать душе вечное бытие в ином мире, нужно было соорудить гробницу, где обитала бы душа умершего, снабдить ее всеми земными благами и, самое главное, поместить туда двойника Ка, жизненную силу. Поэтому кроме мумии в гробницу ставили скульптурный портрет умершего. Портрет должен был быть очень похожим, для этого с еще живого человека снимали маску. Так впервые в Египте зародилось искусство портрета. В эпоху Нового царства в саркофаг помещали Книгу мертвых, список магических формул, необходимых усопшему для преодоления трудностей на пути в царство Озириса. Незыблемость религиозных представлений привела к канонизации художественных образов. Главная тема в египетском искусстве - человек. И в силу того, что образ создавался для вечности, искусство выработало ясный, строгий, графичный язык, не изменявшийся на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Чеканная формула передачи человеческого образа, когда голова изображалась в профиль, торс - в фас, ноги - в профиль, и сегодня искушенному зрителю кажется невероятно выразительной. В своей художественной концепции египетский художник стремился к идеальному образу, (таков, например, "Зодчий Хесира" - портретный рельеф начала III тыс. до н.э. из Каирского музея, где изображен стройный юноша с орлиным профилем). Четкая конструкция фигуры и лица передает ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека. Так как искусство в Древнем Египте было представлено во всех видах - архитектуре, скульптуре, живописи, рельефах, мелкой пластике, - нужно отметить умение египетских творцов работать с плоскостью.
Главная особенность искусства Древнего Египта заключалась в том, что оно было частью религии. Все, что создавал художник, имело культовое значение. Пирамиды, храмы, сфинксы, обелиски были материализованным воплощением религиозных убеждений. Частью религии была и письменность. Письменность обладала божественным характером, она завещана богами. Слово было посредником между усопшим и живым миром. Поэтому непременным атрибутом скульптурных портретов была пиктография, картинное письмо. Портрет идентифицировался за счет слова, текста, который вписывался непосредственно в статую. Художник и писец в Египте обладали высоким статусом. Они приравнивались к жрецам, их деятельность считалась священной. Расшифровка древнеегипетских иероглифов, выполненная французским ученым Ж.-Ф. Шампольоном в 1822 г., заложила начало фундаментальному изучению культуры Египта. Установлена периодизация, существенно продвинулись проблемы атрибуции и датировки памятников архитектуры и искусства. Но все же величайшие произведения Древнего Востока - пирамиды, зиккураты, сфинксы, храмы - сохраняют в себе непостижимую тайну. Понимание причин нашего бессилия в познании искусства Древнего Египта просто и ясно объяснил современный ученый-египтолог Н.Л. Павлов: "Для того чтобы приблизиться к мировосприятию древнего человека, нужно найти и развить в нашем сознании именно те ориентиры, которые служат общей основой общечеловеческого мировосприятия. Такими ориентирами могут быть только исходные, природные реалии: голубая полусфера неба, золотое солнце, покрытая зеленью земля, море, окружающее сушу, река, разрезающая землю от горизонта до горизонта. Мы отвыкли от их естественного восприятия". Мы другие, мы разучились видеть эти реалии. В нашем сознании сложилась система ориентиров, порожденных цивилизацией, не свойственных исконной природе человека. Египет - первое рабовладельческое государство, где появились письменность, религия. Общество было иерархически организовано. Самое высшее социальное положение занимал царь - фараон. Он был высшим воплощением божества, которое олицетворяло космический порядок, противостоящий хаосу. За фараоном следовали жрецы - служители храмов. Они являлись посредниками между высшим миром и людьми. При дворе находились административные чиновники. Существовал и класс землевладельцев. Они составляли правящую олигархию и имели право строить роскошные гробницы. На низшей ступени были крестьяне. Рабами являлись военнопленные. Столицей Египта был город Мемфис. Ведущим видом искусства в Египте была архитектура; все остальные виды подчинялись ей, зависели от нее. Одним словом, египетское искусство являет собой мощный синтез искусств, это его основная характерная черта.
Историю Древнего Египта принято делить на следующие основные этапы: Додинастический период (IV в. до н.э.); Древнее Царство (3200-2400 гг. до н.э.); Среднее Царство (2400-1900 гг. до н.э.); Новое Царство (1600-200 гг. до н.э.); Позднее Царство (1100-332 гг. до н.э.). Архитектура Древнего Египта представлена двумя видами: погребальными сооружениями и храмами, которые, как правило, создавались единым ансамблем и воплощали два главных обряда в египетской жизни: погребения и поклонения богам. Основным строительным материалом культовых сооружений был камень, поэтому они сохранились до наших дней. Первые погребальные сооружения - мастабы - гробницы, врытые в каменистую почву, над которыми возводилось небольшое помещение из кирпича. Это помещение могло состоять из нескольких комнат, где устраивались кладовые, куда ставилось все, что считалось необходимым умершему: запасы пищи, предметы быта. Здесь же было и особое помещение для статуи и жертвоприношений. Тело умершего находилось в погребальном склепе. Возникли целые кладбища мастаб - города мертвых. Постепенно социальные различия проявились и здесь. Мастабы знати превращались в погребальные "особняки". Они выделялись размерами, множеством пристроек, богатой настенной росписью.
Первый памятник, где идея вечной жизни находит свое архитектурное отражение, - это погребальное сооружение для царя Джосера, выполненное архитектором Имхотепом (XXVIII в. до н.э.). Оно представляет собой многоступенчатую пирамиду, состоящую из поставленных друг на друга мастаб, высота пирамиды - 60 м. Пирамиду окружал сложный ансамбль, состоящий из дворов, молелен, гробниц. Огромное пространство ступенчатой пирамиды предназначалось прежде всего для хранения Ка (духа) царя. Джосер был яркой фигурой в истории Древнего Египта. Он сформировал централизованную политику абсолютного подчинения, утвердил главенство бога солнца Ра над другими богами и изменил божественную природу монарха. Царь не просто представитель божества на земле, а неотъемлемая часть самого божественного начала. Период Древнего Царства - время расцвета египетского искусства. Три знаменитые пирамиды - Хеопса, Хефрена и Миккерина - символизируют египетскую мощь и окончательное утверждение царя в качестве божества. Самая высокая пирамида (142 м) Хеопса относится к семи чудесам света. Загадка возникновения в пустыне Гиза пирамид до сих пор является тайной для современного человека. Невозможно дать единого объяснения пирамидам. Помимо того, что они были усыпальницами для царей, в них был заложен огромный символический смысл. Так древние египтяне выразили свое представление о вечности (и это основной мотив всего искусства Египта). Ученые-египтологи разработали множество гипотез о символическом назначении пирамид. Первая гипотеза была высказана в XIX в. египтологом Эрнесто Скиапарелли. По его мнению, пирамиды символизировали солнечную энергию, которая передавалась фараону в его усыпальницу. Четыре стороны были обращены точно к четырем сторонам света. Число "четыре" наделялось божественным смыслом. Другой ученый, Джеймс Генри Бристид, поражаясь точному расчету, с которым была выстроена пирамида Хеопса, утверждал, что это победа разума над хаосом, "документ из истории человеческого разума". По Н.Л. Павлову, в основе искусства Египта лежит форма солнечного луча. Пирамиды, обелиски, сфинксы - есть материализованное воплощение солнечного луча. Ему поклонялись египтяне. Двигаясь по небу, солнце творит жизнь на земле. Орудие творчества солнца - луч. Вся культовая солнечная архитектура сотворена самим солнцем и построена по его лучу. Все обозначенные гипотезы помогают понять смысл таинственных египетских пирамид. Бытовавшее ранее мнение, что пирамиды строили рабы, сегодня опровергнуто археологами и историками, так как рядом с пирамидами найдены остатки поселений свободных крестьян и ремесленников. Участвовать в строительстве пирамид было равносильно приобщению к божественному, равносильно молитве.
В Древнем Царстве рядом с пирамидами возводились храмы. Путь усопшего царя в подземное царство лежал через храм. Первые храмы не сохранились. Расцвет храмового строительства относится к Новому Царству. Фараонов стали хоронить в Долине царей, в гробницах, высеченных в скале. Первый храм был построен для царицы Хатшепсут (конец XVI в. до н.э.) архитектором Сененмутом. Из долины вверх к погребальному храму ведет дорога, по сторонам которой находятся сфинксы с лицом царицы. Конец дороги выходит к помещению с двумя водоемами, затем путь проходит через первую террасу на второй уровень, где терраса имеет форму квадрата, с двух сторон окруженного колоннами. Часть террасы углублена в скалу. Гора и храм создают гармоничный ансамбль, который впечатляет своим величием. Последующие храмы Нового Царства были колоссальных размеров, имели самостоятельное значение и приобретали большую значимость по мере увеличения власти жрецов. В Новом Царстве начинается соперничество между властью фараонов и властью жрецов. Храм - это обитель бога, святилище, поэтому от внешнего мира его охраняли статуи, стоящие, как часовые у входа. Двор с колоннами, которые образовывали галерею, вел в гипостильный зал. Массивные колонны зала были разной высоты и поддерживали кровлю на разных уровнях. Свет проникал в зал сквозь решетки между перекрытиями. Колонны напоминают стилизованные перевитые связки папируса. Гипостильный зал - самое красивое пространство в храме, обозначающее в символической форме устройство космоса и его единение с земной жизнью. За гипостильным залом находилось святилище, где размещалась статуя божества. По такому принципу построены храмы Нового Царства - Карнакский и Луксорский. Все храмы посвящались богу солнца Амону-Ра. Самый знаменитый храм Нового Царства - храм в Карнаке. Это грандиозное творение возводилось на протяжении многих столетий (середина XVI-XII вв. до н.э.), и каждый фараон от начала строительства стремился запечатлеть в нем свое правление. Карнак представляет собой целый комплекс построек, состоящий из множества пилонов, площадей, обелисков, аллей сфинксов. Основой всего комплекса был гипостильный зал из 134 колонн. Число и размер колонн создавали у посетителя впечатление, будто он попал в густой лес. Этот эффект усиливался редкой формой капителей в виде перевернутого колокола. Гипостильный зал символизировал Вселенную, которая объединяла земное и небесное. В своей южной части храм соединялся со святилищем богини плодородия Мут при помощи дороги с пилонами, которая вела во внутренние помещения, где ее продолжала аллея сфинксов. Параллельно этой аллее начиналась другая священная дорога, которая вела к великолепному храму в Луксоре. Храм в Луксоре был построен Аменхотеном Третьим в XIV в. до н.э. Последующие пристройки делал Рамзес Второй (XIII в. до н.э.). Двор выделяется из всего комплекса красотой гранитных монолитных колонн папирусообразной формы, которые окружают его двумя рядами. Капители колонн выполнены в форме закрытого цветка папируса. Храм выглядит декоративным и считается самым изысканным храмом Египта. Храмы Рамзеса Второго. Время правления Рамзеса Второго относится к позднему периоду Нового Царства. Рамзес правил 67 лет. При нем вновь развернулось грандиозное строительство храмов. Он окончательно достроил Карнакский и Луксорский храмы и воздвиг в свою честь целый комплекс Рамзессеум, куда входили дворец и Большой храм, а также Малый храм, посвященный супруге Рамзеса Нефертари. Эти храмы высекались в скале. Большой храм имел эффектный фасад, у которого возвышались четыре статуи фараона, каждая высотой 21 м. Внутри горы находился сам храм с гипостильным залом и святилищем. В первом зале стояли статуи Озириса. Перед святилищем находился атриум. В святилище - статуя фараона и бога. В Малом храме Нефертари и богини Хатхор на фасаде в нишах были расположены попеременно шесть колоссальных статуй царицы, Рамзеса Второго и богини Хатхор. Как Большой, так и Малый храмы во время строительства Асуанской плотины были перенесены в другое место во избежание затопления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|