Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Искусство этрусков и древнего Рима




Основные черты искусства Древнего Рима

История изучения искусства Древнего Рима не испытывала больших затруднений. Почти все памятники древнеримского периода дошли до наших дней. Вечный город Рим и сегодня бережно хранит свое начало, включив древние памятники в контекст современной цивилизации. Особенность нашего современного мира с его плотно спрессованным временным пространством заключается в том, что мы отказываемся от археологического взгляда на прошлое и пытаемся максимально приблизить далекое прошлое, почти присвоить современности. Это гениально удалось, наверное, потому, что "XX век соразмерен глубокой древности в ощущении роковой безбрежности мира, где счастье и гармония возможны только как личный выбор человека и вопреки могучим силам, которые правят миром". Мы невольно смотрим на культуру античного мира через призму поэзии, современного театра и литературы.

Римляне, преклоняясь перед греческим искусством, которое они бережно собирали, изучали, копировали (большинство памятников Греции дошли до нас в римских копиях), все-таки создали абсолютно другую картину мира. Главная особенность римского искусства заключалась в иной трактовке образа человека. В отличие от греческого героя, совершенного и физически, и духовно, образцового гражданина мира, не обремененного личностными настроениями, римский герой - это человек с усложненным внутренним миром, личными переживаниями, замкнутый на себе, на своих интересах. Частная жизнь всегда предполагает конфликты, коллизии, которых так много в повседневной реальности.

В Древнем Риме, помимо того, что высокая греческая трагедия претерпела значительную трансформацию, появилась комедия со всеми бытовыми подробностями. Римляне положили начало "массовым зрелищам", строили величественные театральные сооружения, которые и сегодня поражают своей грандиозностью и инженерной мыслью. У римлян был культ дома, они любили роскошь. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - яркая фигура того времени, философ, теоретик, оратор, в трактате "Об обязанностях" определил кредо жизни римлянина, утверждая, что жизнь духовно богатых людей должна быть и обставлена богато, пышно, протекать в изысканности и изобилии. Дома патрициев украшали мраморные скульптуры-копии, выполненные с греческих образцов, вазы из драгоценных камней, мозаичные полы (римская мозаика изготавливалась из горных пород камня, гальки и смальты). Стены были расписаны фресками. До нас дошли фрески помпейских домов, по которым можно проследить четыре стиля декоративных росписей. Римскому патрицию искусство нужно было в практических, частных целях, тогда как греки видели назначение искусства в служении идеалу красоты. Римляне, как и греки, были язычниками, они заимствовали греческие мифы, наделив богов другими именами: Юпитер, Венера, Минерва, Юнона и т.д. Хотя богов в римском Пантеоне было больше, нежели в греческом, римляне мало соотносили себя с богами, у них возникает понимание самостоятельности: человек сам выбирает свои приоритеты, сам выстраивает свой жизненный путь. Так изменилось сознание, и, соответственно, мировоззренческие установки римлян стали ориентированными на реальные потребности. Прагматики-римляне разработали римское право - кодекс законов, который стал основой европейской юриспруденции, написали свою историю, оставили мемуарную литературу, поэтому о Риме мы знаем так много. Рациональность мышления римлян нашла отражение в искусстве, в этом плане показательна архитектура. Имперское мироощущение воплотилось в грандиозности размеров сооружений. Чувство меры, пропорциональность, свойственные греческой архитектуре, уступили место несоразмерным по масштабам сооружениям. Римские храмы строились двух типов: базиликальные и круглые (ротонда), окруженные колоннами коринфского ордера. Произошли изменения в пропорции ордеров в сторону увеличения высоты колонны.

Наиболее полно художественный талант римлян выразился в искусстве портрета. Интерес к человеку реальному, к его характеру, индивидуальным чертам нашел выражение в скульптурном портрете. Используя восковые маски, скульпторы научились точно передавать черты человеческого лица. До нас дошли скульптуры многочисленных мраморных голов, пугающих своим натурализмом, безымянные авторы которых благодаря художнической проницательности "углядели" скрытую сущность изображаемых людей. Римский портрет стал культурным кодом эпохи, и если бы до нас не дошли исторические литературные тексты того времени, о нем много рассказали бы эти портреты.

Искусство этрусков

Римское искусство во многом обязано культуре этрусков. Время существования этрусского государства относится к VIII-IV вв. до н.э. Этруски жили на северо-западе Апеннинского полуострова. Во главе этрусских городов стоял царь. Культура этрусков соединила в себе черты греческих и восточных культур.

Архитектура этрусков не сохранилась, так как материалом, из которого строили храмы и дома, были известняк и песчаник. Но археологические раскопки дают представление о планировке зданий. Храмы напоминали греческие, с той лишь разницей, что возводились они на постаменте с глубоким портиком и широкой лестницей. Храмы украшались терракотовыми рельефами. Формы рельефов не отличались тщательной обработкой. Грубые и наивные образы фантастических изваяний полны движения и жизни. Этруски верили в загробную жизнь, об этом можно судить по раскопкам гробниц. Гробницы складывались из каменных блоков, стены их расписывались. По сюжетам этих росписей ученые многое узнали о жизни и быте этрусков. У этрусков был развит культ смерти. Сохранились погребальные урны для пепла, саркофаги, крышки которых украшались скульптурой в виде многофигурных композиций. Изображения условные, но очень выразительные. Этрусская керамика также имеет свои особенности. По своему виду напоминает бронзовые изделия, так как обжигались сосуды до черноты. "Капитолийская волчица" (VI век до н.э.), выполненная в бронзе этрусским мастером Вулкой и установленная на Капитолийском холме в честь свержения римлянами этрусских царей, свидетельствует о высоком мастерстве этрусков в бронзовом литье.

В IV в. до н.э. этруски попадают под власть Рима. Этрусское искусство станет благодатной основой, на которой в дальнейшем будет развиваться римская цивилизация.

История и культура Древнего Рима разделены на два периода: эпохи Римской республики и Римской империи.

Искусство Римской республики (III-I вв. до н.э.) относится к периоду многочисленных захватнических войн и созданию мощного военно-административного государства, равного которому в эту эпоху не было. Завоевав Грецию, суровые и жестокие римляне были покорены ее культурой. Они с жадностью присваивали себе чужое, но такое прекрасное и недосягаемое искусство греков. Учась у греков (греческий язык был официальным языком у римлян), римляне создали совсем другое искусство. История римского искусства - это почти "история искусства без имен" (Макс Дворжак). К художнику относились как к мастеровому, ремесленнику. Мы знаем имена писателей, поэтов, философов. Имен художников почти не знаем. Искусство Рима полностью подчинено правящей власти. Поэтому в основе периодизации лежит время правления цезарей, затем императоров. То, что было сущностным смыслом для гражданина греческого полиса, стало атрибутом для римлянина.

Прагматизм мышления римлян сказался прежде всего в строительстве. Рим становится центром республики. Строительство дорог, мостов, акведуков было жизненной необходимостью. Традиции строительства этих объектов римляне заимствовали у своих предшественников - этрусков. Аппиева дорога, построенная для передвижения римских легионов, до сих пор функционирует. В этой прямой и стремительной, как стрела, дороге нашли выражение энергия и напор зарождавшегося имперского духа римлян.

В период республики были построены мосты через Тибр, сохранившиеся до наших дней. Архитектура республики стремилась к простоте и лаконичности, но, глядя на причудливые формы гробниц знати, которые строились по обочинам дорог за городом (гробница Цецилия Метеллы, стоящая на обочине Аппиевой дороги, и некоторые культовые сооружения), можно сделать вывод, что иногда архитекторы отступали от этих правил. Прямоугольные и круглые храмы лишь внешне похожи на греческие. Своеобразие архитектурного решения - сочетание круговой композиции и продольной оси - проявилось уже в ранних постройках, примером могут служить два сохранившихся круглых периптера - храм Весты и храм в Тиволи (I в. до н.э.). Храмы, облицованные снаружи мрамором или камнем, окружены колоннами коринфского ордера. Таким образом, римский храм выглядел так: псевдопериптер на высоком подиуме с лестницей и одним входом, углубленный портик, сводчатое перекрытие.

Центром деловой и общественной жизни Рима была площадь-форум, обычно окруженная колоннами. Здесь строились главные храмы, трибуны для ораторов, театры, на медных досках устанавливались таблицы законов о правах римских граждан. Площадь украшалась мраморными и бронзовыми скульптурами. Форум Романум был расположен между двумя холмами: Капитолием и Палатином. В дальнейшем каждый император будет стремиться увековечить себя в строительстве форума сооружением, которое будет носить его имя.

Суровое время периода республики определило и свой идеал человека - достойного, жесткого и непреклонного. Именно такие люди завоевывали, строили, создавали основы будущей великой империи. Возникновение римского портрета связанно с культом предков. С XI в. до н.э. с лиц умерших стали снимать восковые маски, по которым делали отливки в бронзе или высекали бюсты в мраморе. Скульптурные изображения были трех видов: надгробные изваяния, портретные бюсты и статуи. Независимо от того, для какой цели создавались изображения, общим для них была точная передача индивидуальных портретных черт, через которые мы угадываем сильные человеческие характеры. Композиция портретных бюстов такова: скульптор не показывает рук, ограничиваясь лишь лепкой шеи и частично плеч, конструкция головы четкая, губы упрямо сжаты, низкие надбровные дуги, резкие черты лица, глубокие складки на щеках, сильный подбородок - таков психологический тип лица периода республики, таков был герой того времени ("Брут", "Мужской портрет", "Портрет Юлия Цезаря").

Портретные статуи этого периода лишены эффектности и позы. Фигура облачена в тогу, условное название таких статуй - "тогатус". Римская живопись дошла до нас только благодаря раскопкам Помпей и Геркуланума. Изучение росписей домов в Помпеях позволило ученым выделить четыре стиля. Первый и второй стили относятся к периоду республики. Первый стиль строг и конструктивен, воспроизводит на плоскости стены разные породы камня (инкрустационный стиль). Второй стиль возникает в последний век республики (80 г. до н.э.). Для этого стиля характерна попытка пространственных решений: на фресках в центре стены изображались уходящие в глубину колоннады, портики, иногда пейзажи и сюжеты с мифологическими героями ("Одиссей в стране листригонов"). Лучшими образцами росписей второго стиля являются фрески виллы Мистерий в Помпеях. Иллюстрируя тот или иной сюжет, художник преследовал единственную цель: украсить интерьер дома, отсюда эффектная декоративность помпейских росписей.

Период поздней республики связан с именем Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.), который вел борьбу за единовластие. Цезарь сосредоточил в своих руках ряд важных государственных должностей и фактически стал монархом. Посмертный портрет Цезаря, созданный уже в эпоху Августа (63-14 гг. до н.э.), блестящий исторический документ переломной эпохи, где скульптору удалось подчеркнуть незаурядный ум, волю и внутреннюю силу Цезаря.

Республиканский период истории Древнего Рима закончился. Римское государство к концу I в. до н.э. стало крупнейшей рабовладельческой державой. Бесконечные восстания рабов, захватнические войны, внутренние противоречия требовали иной формы правления. С 30-х гг. I в. до н.э. начинается новая страница в истории Рима - период империи. Отныне искусство будет зависеть от вкусов и нравов правящих императоров, что в конечном итоге приведет к полному краху империю и римскую культуру.

Искусство Римской империи

Первым императором Рима был Октавиан Август (период правления 27-14 гг. до н.э.). Позднее имя "Август" (возвеличенный богами) станет императорским титулом. Август способствовал восстановлению римского мира, отстраивал и украшал Рим, способствовал расцвету римской культуры и утверждению нового стиля в литературе и искусстве, который получил название "августовского классицизма". Основной целью нового стиля было прославление личности императора-полководца. В знаменитой статуе "Август из Прима Порта" он предстает в военных доспехах, но босым, подобно античному герою. Как свидетельствует история, Август был невысокого роста и имел хрупкое телосложение. Здесь же он изображен атлетом, черты лица идеализированы. Дельфин с фигуркой Амура подчеркивает божественное происхождение императорского рода. Эта статуя Августа - программное произведение эпохи империи. Классическое по форме, репрезентативное по содержанию - такое решение образа будет весьма привлекательным для имперского сознания всех последующих эпох. Красивый как бог Октавиан в своих многочисленных скульптурных изображениях значительно отличается от жестких, морщинистых, но правдивых предков-республиканцев.

Парадность, величественность, великолепие - таковы основные черты, присущие архитектуре этого времени. Форум Августа будет выражать идею торжества государства. В отличие от республиканских форумов, которые в большей степени носили характер торговых рынков, форум Августа носит парадный характер: в глубине стоит на высоком подиуме храм Марса-Мстителя - типичный римский храм с глубоким портиком коринфского ордера, стены облицованы белым мрамором. Октавиан достроил заложенный еще Цезарем театр Марцелла. Конструкция римского театра отличалась от греческого, который был как бы частью природы, где использовались склоны холмов, на которых располагались места для зрителей. Римский театр - это уже архитектура, где зрительные ряды располагались на специально возведенных, постепенно повышающихся полукругами стенах. В честь Августа в конце I в. до н.э. был возведен Алтарь Мира. Это небольшое прямоугольное в плане сооружение интересно прежде всего своими рельефами, которые украшают стены. Композиции рельефов сочетают в себе влияние греческой классики с римской детальностью и подробностью изображаемых сюжетов.

В скульптурных портретах римлян этой эпохи, внешне спокойных и бесстрастных, появляется чувство тревоги, которым проникалось сознание людей, окончательно утративших республиканские идеалы.

К "августовскому классицизму" относится третий, помпеянский стиль, "египтизирующий". Стиль изысканно декоративен, включал в себя элементы архитектуры, орнамент, восточные мотивы, часто повторяющиеся фигуры сфинксов, сюжеты из греческой мифологии.

Эпоха последующих династий продемонстрировала в полной мере имперскую сущность рабовладельческого сознания. Едва "изящный покров классицизма времени Августа спадет", литература и искусство начнут культивировать человеческие пороки. Императоры Тиберий, Калигула, Нерон из династии Юлиев-Клавдиев (I в. н.э.) стремились прежде всего к удовлетворению своих прихотей: строили роскошные дворцы, виллы. Империя вступала в свой зрелый период. Архитектура этого времени отличается гигантоманией, чрезмерно роскошной отделкой ("Золотой дом" Нерона), но одновременно - гениальным и дерзким инженерным решением. Новый строительный материал - бетон, арочно-блочные конструкции - давали возможность строителям воплощать грандиозные проекты. При императоре Веспасиане (69-79) был заложен огромный амфитеатр Колизей для гладиаторских боев, где представление могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Театр имеет форму эллипса, от арены отходят постепенно повышающиеся радиальные стены. Самая высокая внешняя стена представляет собой четырехъярусную аркаду с колоннами разных ордеров. В нишах арок стояли статуи. Конструкция Колизея подчинена его функциональному назначению. Зрители могли через 80 входов и выходов быстро заполнять и освобождать места.

В честь военных побед римские императоры воздвигали триумфальные арки. По архитектуре арки, как и по римским портретам, можно судить о художественных вкусах и нравах победителей. Арки украшались рельефами с изображением победных шествий воинов во главе с императором (Арка Тита, I в. н.э.).

Расцвет римской империи был связан с именами еще двух императоров: Траяна и Адриана (II в. н.э.). Время правления Траяна характеризуется возрождением республиканских традиций и обращением к наследию эллинизма. Масштабная строительная деятельность этого императора осуществлялась благодаря знаменитому зодчему Аполлодору из Дамаска, который построил форум Траяна - роскошный и величественный ансамбль с бронзовой статуей императора в центре, базиликой, библиотеками и сохранившейся колонной. Колонна Траяна (40 м) сложена из мраморных блоков круглой формы, на которых по спирали располагался рельеф, подробно повествующий о военных сражениях римлян во главе с императором. Траян прославлял прежде всего себя - его изображение помещено на колонне девяносто раз! Искусство этого времени отличалось стилизацией под позднереспубликанский портрет. Если сравнить статую Августа из Прима Порте со статуей Траяна, то мы увидим разницу в трактовке героических образов. В позе Траяна есть некоторая безразличная вялость, в отличие от возвышенного доблестного Августа.

К последнему этапу расцвета империи относится замечательный памятник эпохи Адриана - храм всех богов - Пантеон, в конструкции которого гармонично сочетаются все объемы цилиндра ротонды, перекрытой куполом, и параллелепипеда портика с колоннами коринфского ордера. Храм явился воплощением архитектурной и инженерной мысли Древнего Рима. В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет: ширина равна половине высоты всего здания, также получила разрешение идея осевой направленности круглого здания. Искусство времени правления Адриана (117-138) было ориентировано на греческую культуру. Самого Адриана скульпторы изображают похожим на греческих мудрецов - с бородой, сосредоточенным и задумчивым взглядом. Эстет Адриан был человеком своей эпохи, и в его чертах мы легко угадываем властного и надменного цезаря.

Во второй половине III в. н.э. в портретах начинает преобладать эмоциональное начало: легкая грусть, меланхоличность, задумчивость. Особенность обработки мрамора, совершенная техника в создании лица, прически делают эти портреты поистине шедеврами римского искусства ("Портрет сириянки", "Портрет мужчины"). К этому периоду относятся жизнь и правление Марка Аврелия - философа, полководца. Бронзовая конная статуя императора стоит на площади Капитолия. Трактовка образа лишена стереотипности, нет воинственности и властности, присущих таким памятникам, в лице и фигуре Марка Аврелия задумчивость и спокойствие.

Римляне в III-IV вв. н.э. строят грандиозные бани - термы. Особо отличались своими размерами знаменитые термы императора Каракаллы. Эти огромные помещения для отдыха и развлечений знати поражали своей роскошью и богатством декора. Римский плебс требовал "хлеба и зрелищ", проводя большую часть своего времени на форумах, в термах, амфитеатрах. Римская империя приближалась к своему логическому концу.

В скульптурных портретах императоров появляется злобность, ожесточенность, подозрительность. Образы страшны своим ничем не прикрытым реализмом (портрет Каракаллы, 211-217; портрет Филиппа Аравитянина, 244-249).

В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. К этому периоду сформировалась новая картина мира, новые художественные идеалы, нашедшие отражение в следующий период истории.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...