Искусство гомеровской Греции (XI-VIII вв. до н.э.)
Троянская война (1200 г. до н.э.) положила начало крушению ахейской державы. На Балканах появились новые греческие племена - дорийцы, пришедшие с севера. Они вытеснили ахейцев и до основания разрушили их культуру. Дорийские племена стояли на более низком культурном уровне развития, и с их приходом закончился доисторический период Эллады. Города и дворцы были разрушены, торговля и мореплавание свернуты, связи с восточным миром прекратились, началась внутренняя миграция народов в поисках новых мест. Историки называют этот период "темными веками". Археологические раскопки показали нам картину формирования новой культуры, проявившейся прежде всего в погребальном обряде. Люди этого времени перестали строить гробницы, общие для всех членов семьи, а захоронения производили в индивидуальной могиле с использованием кремации, о чем свидетельствуют найденные сосуды с сожженными останками. На фоне многовековых размышлений человека о жизни и смерти в период "темных веков" появляются новые черты. "Смысл кремации заключался в необходимости разделения духа и тела. Разделяются две части мира, две части человеческой субстанции - материальная остается внизу в земле, у матери, а бессмертный дух возносится с дымом костра в небеса к отцу". Период греческой истории с XI по VIII в. до н.э. принято называть "гомеровским", так как главным письменным источником для его изучения послужили поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", в которых соединились реальная история и миф, где складывается древнегреческий культ героя, отважного и доблестного воина. Такими были в гомеровских поэмах славнейшие герои: Аякс, Ахилл, Диомед. Образ героя пройдет через всю дальнейшую историю древнегреческого искусства.
Помимо литературы единственно значимым видом искусства в этот период была керамика, которая сохранилась в большом количестве. Прослеживаются два этапа в керамике: протогеометрический и геометрический. Именно геометрический характер покрывающих вазы узоров дал общее название - "геометрический стиль" - искусству эпохи. В период геометрического стиля керамика стояла на относительно высоком как техническом (применение гончарного круга, обжиг), так и художественном уровне. Главными центрами производства становятся Аргос, Коринф и Аттика. В керамике создавались многие виды хозяйственной и бытовой утвари, обеспечивающие не слишком сложные потребности тогдашней жизни: простые миски для еды и горшки для варки пищи, чаши для вина, украшавшие пиршественный стол (более изящные по формам и орнаментации), и огромные амфоры и пифосы, предназначенные для хранения зерна, оливкового масла, вина. Наибольший художественный интерес представляют большие глиняные сосуды культового характера. Эти вазы богато орнаментировались. Связанные с культом мертвых, большие амфоры либо применялись как вместилища пепла, либо ставились в качестве своеобразного памятника над могилой. Обычно и могила заполнялась необходимыми в загробной жизни сосудами и утварью. Наиболее полно типичные черты развитого геометрического стиля воплощены в найденных при раскопках афинского кладбища, находящегося у Дипилонских городских ворот, больших (свыше полутора метров высотой) амфорах начала VIII в. до н.э. Снизу вверх идет постепенное обогащение мотивов горизонтального узора. Сначала это просто параллельные линии, затем ленты становятся все шире, орнамент усложняется. Наконец, на расширенной верхней части сосуда дается большая условно трактованная сцена оплакивания умершего. Условный характер изображения, строгий ритм, геометрия орнамента [меандр] великолепно сочетаются с конструкцией формы вазы. Эстетическая ценность керамики "геометрического стиля" заключается в стремлении человека внести в непонятный и хаотичный мир элемент системы и упорядоченности. Эта эпоха была школой для греческих художников архаики и классики, первым периодом в развитии античного художественного мышления, когда выстраивалась четкая система координат, в соответствии с которой ваза представляла собой модель космоса и нового миропорядка.
Искусство архаики С конца VIII в. до н.э. древнегреческое общество переходит на классовую стадию развития. Создается город-государство, или полис, возникновение которого было подготовлено всем ходом предшествующего развития греческого общества. Именно греческому полису обязана человеческая культура такими понятиями, как "личность", "свобода", "общественный дух", "гражданская общность". Этот период ознаменован переходом от геометрического орнаментализма к пластически значительным формам искусства. Возросший интерес к человеческому образу нашел выражение в архитектуре греческого храма, в прекрасных статуях юношей и девушек, в композициях росписей глиняных сосудов. Происходит "очеловечивание" картины мира. Накопленный греками опыт в познании мира требовал выражения не в геометрических знаках, а в реальных образах. Осознание обобщенно-героического образа человека как высшей эстетической и этической ценности явилось великим завоеванием архаики. Архаические художники пролагали дорогу искусству классики, причем их понимание красоты человека и эстетической природы искусства осталось по-своему неповторимым. Мастер архаики видел красоту образа человека в постоянности его духовного состояния, в устойчивости пребывания образа в обтекающем его потоке жизни. Упругая напряженность силуэта, могучая ясность обобщенных форм, жесткое "противостояние" окружающей среде, торжественно ясная красота воплощенного в камень человеческого тела придавали необычайную внутреннюю силу, определяли огромную эстетическую активность архаических образов. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей - куросы. Статуя изображала атлета обнаженным, прямостоящим, одна нога выдвинута вперед, руки прижаты к туловищу, на лице застывшая улыбка, широко раскрытые глаза. Наивная архаическая улыбка делает образ доверчивым, открытым, ясным. В статуях отсутствует индивидуальное начало. В одном образе воплощено три начала: бог, герой, атлет. Женская фигура - кора - изображалась задрапированной, также статично, с такой же улыбкой на лице. Прекрасны мраморные статуи кор, которые были найдены в руинах афинского Акрополя. Они спокойны и сосредоточенны, их взоры устремлены перед собой. Если учесть, что мраморная скульптура раскрашивалась в яркие цвета, то можно себе представить, какую жизнеутверждающую, радостную энергию излучали эти безмолвные статуи, являясь воплощением совершенного идеала.
В городе-государстве воплощением жизни полиса становится его гражданственный и культовый центр - обычно это укрепленный акрополь. На акрополе господствующее положение занимал храм, посвященный божеству - покровителю города. Самый простой тип храма - храм в антах, с двумя колоннами на фасаде. Храм простиль имеет четыре колонны на фасаде. В амфипростиле колонны находятся на западном и восточном фасаде. Наиболее часто греки возводили храм периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру здания. Храм, собственно, и являлся воплощением духовного единства полиса, художественной моделью, выражающей миропорядок древнего грека, базовую картину мира. Стоично-балочная конструкция греческого храма положила начало архитектуре как таковой, без обязательной привязки к конкретному мифо-ритуальному контексту, как это было в образно-конструктивных системах Древнего Востока, дословно воспроизводивших мифы (храм - Мировая гора, колонна - Мировое древо). "Несмотря на то что центральной темой существования в архаике остается смерть, но ее впервые в древней культуре побеждает стремление к жизни. Потусторонний мир теперь отрезается от земного". (Л.И. Акимова). Идея разделения этих миров, выход в мир живых становится основой формирования модели мира в архитектурных формах. Потому неслучайно в период архаики возникает храм-периптер, окруженный со всех сторон колоннами. Основное помещение - наос, или целла, - располагалось за пронаосом, за целлой в опистодоме хранились дары. Хоровод колонн периптера вокруг материнского ядра - целлы - это хоровод жизни, в который включается и толпа поклоняющихся, обходя храм по кругу с дарами во время праздничных процессий. Конструктивная основа греческого храма - ордер - порядок соотношения несомых и несущих частей сооружения. К несущим относятся цоколь и колонны, завершающиеся капителью. Несомая часть состоит из перекрытия (антаблемента), который включает архитрав (балку, лежащую на колоннах), фриза, образованного из триглифов (торцы поперечных балок) рельефными плитами (метопами), и карниза. В архаический период возник дорический и ионический ордер, которые отличаются формой капителей. Греческий ордер является художественным воплощением борьбы двух начал: связи с землей и титанической попытки вырваться из ее материнского лона. Примером является храм Геры в Пестуме (VI в. до н.э.), грандиозный по размеру дорический периптер. В его тяжелом массиве, распластанном, льнущим к земле, чувствуется мощь материнского начала, препятствующая отрыву его от земли. Внутреннее пространство храма - наос, разделено при помощи колоннады на два нефа. Сакральный смысл храма, согласно Л.И. Акимовой, заключался в следующем: "Бог-солнце входит в храм через восточную дверь и идет умирать на запад. Достигнув апсиды, он переживает процесс трансформации и возвращается вновь на восток по другому нефу. Выход его из восточной двери - это выход из лона, восход над горизонтом - начало дневного пути. Храм воплощает идею долгого пути солнечного бога - историю его жизни, смерти и воскрешения". Таким образом, возникшие в эпоху архаики архитектурные принципы греческого храма получили дальнейшее развитие в классике и стали основой, на которой в последующие эпохи моделировались базовые картины мира средствами архитектуры.
Художественный аспект эволюции архаической керамики характеризуется развитием и обогащением эстетической выразительности форм, "архитектуры" сосудов, новым пониманием места и роли изображений в их украшении и, самое главное, - изменением стиля изображения. Следует заметить, что облагораживание форм сосудов происходило одновременно с созданием ордерной архитектуры. Гончары разрабатывали строго архитектоническую систему, подчеркивающую гармоничность, разумность и вместе с тем выразительность форм сосудов. Связь "конструкции" сосудов с их функциональным назначением выявляется теперь с большей ясностью и более непринужденной творческой свободой.
Основные типы сосудов были ясно определены, но каждый мастер вносил в пределы общей установленной системы свои индивидуальные оттенки решения. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением. Форма амфоры сложилась еще в гомеровскую эпоху. Кувшин с устойчивым основанием - гидрия - предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый, подобный огромной чаше кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина - килик - имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера - киафы - обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы - маленькие сосуды с одной грациозной ручкой; в них хранили умащения и благовония. Появляется также и новая чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда, контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. К числу лучших чернофигурных ваз относится знаменитый подписной кратер гончара Эрготима и вазописца Клития, так называемая ваза Франсуа - одно из наивысших достижений в создании сюжетной многофигурной композиции. Кратер украшен серией лентообразных фризов, где Клитий сумел создать сложный мир, состоящий из мифов, эпосов, сказаний. "Ваза Франсуа - это "Илиада" вазописи, это единственный и неповторимый в Греции памятник искусства, собравший из фрагментов дошедших традиций высокохудожественную поэму о судьбе человека и космоса". В чернофигурных греческих вазах исчезает орнамент, вместо него появляются написанные имена изображенных героев. На естественном фоне вазы изображались сюжеты, повествующие о судьбах героев (Эксекий, амфоры "Ахилл и Пентесилея" и "Ахилл и Аякс играют в шашки", третья четверть VI в. до н.э.). В 530 г. до н.э. появляется новый способ росписи ваз - краснофигурный, при котором фон покрывается черным лаком, а изображение остается в цвете глины. Впервые эту технику применил мастер Андокид. Новая техника раскрыла возможности рисунка в передаче деталей одежды, природы. Мир в краснофигурных росписях предстает более реальным, наполненным человеческими взаимоотношениями и эмоциями. Крупнейшим мастером краснофигурной росписи был Эвфроний (роспись на кратере "Борьба Геракла и Антея"). Искусство архаики, создав тип храма-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, заложило основы всей художественной системы следующего периода - греческой классики. Греческая классика Истинный расцвет Афин справедливо связывается со временем, когда город возглавлял Перикл (444-429 гг. до н.э.). В античных трагедиях воспевались чувства достоинства, ответственности греков перед согражданами, благородство и независимость духа. Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым. И в этом смысле искусство V-IV вв. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания. Архитектура классического периода продолжала развивать эстетические решения поздней архаики. Памятники, наиболее типичные для этого времени, - храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии. Развивается все тот же тип храма-периптера дорического ордера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Величайшим памятником греческой демократии периода ее расцвета является афинский Акрополь (V в. до н.э.). Гениальный архитектурный ансамбль, в основе композиции которого лежал принцип не симметричного размещения зданий, а свободной, живописной планировки постепенно открывающихся взору художественных панорам. Лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы работали над созданием этого ансамбля. Руководил строительством лучший друг Перикла скульптор Фидий. Ансамбль составляли четыре основных сооружения: Пропилеи (входные ворота), возведенные в 437-432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом (являющиеся фактически общественным зданием, в котором располагалась пинакотека), небольшой храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат, 449-421 гг. до н.э.), расположенный рядом с Пропилеями, стоящий на самом высоком месте главный храм Парфенон (447-432 гг. до н.э.), созданный архитекторами Иктином и Калликратом, и завершающий ансамбль храм Эрехтейон (421-407 гг. до н.э.) архитектора Архилоха, посвященный двум главным божествам города - Афине и Посейдону. Архитектура ансамбля предстает перед зрителем в гармонии со средой, в соразмерности с фигурой человека, в синтезе со скульптурой. В величественном храме Парфенона, посвященном Афине Парфенос (Афине-деве), периптер дорического ордера подчиняет себе весь ансамбль и с вершины Акрополя осеняет окружающий хаос повседневного мира божественным порядком. В ансамбль Акрополя входила не сохранившаяся до нашего времени гигантская статуя Афины Промахос (воительницы), созданная Фидием. В торжественные дни Великих Панафиней - праздника, посвященного покровительнице города богине Афине, вокруг всех храмов проходили участники многолюдной процессии, неся дары и любуясь открывающейся их взору красотой храмов. Спустя тысячелетия человечество продолжает восхищаться сохранившимися останками храмов, но перед современниками представала другая картина. Храмы были украшены рельефами и круглой скульптурой, эти изображения раскрашивались в синий и красный цвета и в сочетании с белым мрамором должны были рождать чувство, сравнимое для греков с красотой восхода солнца. Темы сюжетов рельефов были близки и понятны афинянам: на западном фронтоне был изображен спор Афины с Посейдоном за первенство на аттической земле, на восточном фронтоне - рождение Афины, на метопах - битва греков с амазонками и кентавромахия, на фризе изображались праздничные народные шествия. К сожалению, авторы рельефов неизвестны, их исполнение относят к школе Фидия. Остатки сохранившихся рельефов находятся в коллекциях крупнейших музеев мира. Образ атлета как воплощение совершенной человеческой красоты - самая распространенная тема скульптуры. В это время в Афинах творили скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Творчество Мирона - первое проявление высокой классики в скульптуре. Подлинные произведения Мирона не сохранились, в римских копиях до нас дошли две работы: "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.) и композиционная группа Марсия и Афины. В "Дискоболе" скульптор изображает атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирону впервые удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Помимо создания образа всесторонне развитого человека в скульптуре автор классики решил проблему передачи красоты движения, осуществления способности человека к действию. Другой вид движения, изобретателем которого считают Поликлета (середина и вторая половина V в. до н.э.), был связан с созданием фигуры, находящейся в состоянии покоя, но полной внутреннего дыхания жизни, скрытого движения. Таков "Дорифор" Поликлета, который вошел в историю как образец системы пропорций, определяющих гармоническую красоту человеческого тела. Фигура копьеносца строго уравновешена, тяжесть тела перенесена на одну ногу. Такая постановка фигуры - хиазм - снимает ощущение неподвижности. Поликлету принадлежит теоретический трактат "Канон" (правило), где скульптор точно рассчитал пропорции частей тела, исходя из роста человека как единицы измерения (например, голова - '/7 к росту, лицо и кисть руки - '/|0, ступня - '/6 и т.д.). Третьим величайшим скульптором V в. до н.э. был уже упомянутый афинянин Фидий, который синтезировал в своем творчестве основные тенденции классической скульптуры Мирона и Поликлета. Его статуи Афины-воительницы не сохранились (они были уничтожены крестоносцами в XIII в.), но влияние фидиевского таланта, атмосферу его творческой среды в полной мере передают скульптуры и рельефы, входящие в монументальный ансамбль афинского Акрополя. Фидий 16 лет жизни отдал Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектура и скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Смерть Фидия (431 г. до н.э.) и затем Перикла совпали с концом высокой классики, эстетический идеал которой выражен в словах Перикла: "Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности". Развитие искусства конца V в. до н.э. совершается в трудное для Греции время, в период Пелопоннесской войны и начала кризиса греческого полиса. Происходит распад привычных представлений о мире. Мир не кажется теперь простым и ясным. В изобразительном искусстве ставится новая большая проблема - показать внутренний мир человека, его индивидуальность. В архитектуре поздней классики (410-350 гг. до н.э.) в отличие от ранней и высокой классики нет "чувства меры" (месотес), характерного для предыдущего периода, и более всего проявляется стремление к грандиозному, внешне великолепному. В Эфесе в середине IV в. до н.э. заново построен некогда сгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света. К числу таких же чудес относили гигантскую гробницу царя Мавзола в Галикарнасе (архитекторы Пифей и Сатир, 353 г. до н.э.), от имени которого позднее произошло название "мавзолей". Гробница завершалась конной колесницей и была украшена фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил торжественную, восточную пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. Большое место в греческой архитектуре IV в. до н.э. занимают общественные сооружения для зрелищ. Это знаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший, 360-330 гг. до н.э.), на каменных скамьях которого помещалось 10 тыс. зрителей. Актеры играли на круглой площадке - орхестре (диаметр ее 12 м), за орхестрой находилась каменная стена - скене. Отличная акустика позволяла все слышать с последнего ряда, который был отдален от орхестры на 60 м и находился на 23 м выше ее. В это же время в архитектуре появляется коринфский ордер с колоннами, завершаемыми богато декорированной капителью в виде листьев аканфа (примером может служить камерный памятник Лисикрата в Афинах, 335-334 гг. до н.э.). Величайшими скульпторами поздней классики были Скопас и Пракситель. При всем отличии творческих манер этих мастеров объединяет интерес к внутреннему миру человека. В скульптуре происходят качественные изменения: вместо мужественности и суровости образов строгой классики мастера обращаются к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная характеристика изображаемого человека. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптуре Праксителя - мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, "курьера" богов; статуя исполнена около 330 г. до н.э. и была найдена в XIX в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя - статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры. Художник показал богиню в тот момент, когда она приготовилась к купанию. Богиня прелестна в своей безмятежности и ленивой истоме. Скульптура Праксителя также предназначалась для храмов, но она не символизировала доблесть полиса, образы были окрашены другими настроениями. В них впервые в греческом искусстве наметились черты психологизма. Современником Праксителя был скульптор Скопас, который любил обращаться к экспрессивным сюжетам: порывы страсти, выражения страдания, даже какого-то трагического надлома нарушают гармонию и ясность. Все это отражает трагический кризис этических и эстетических идеалов классической поры. Самым значительным из сохранившихся произведений Скопаса является дошедшая до нас в виде уменьшенной римской копии статуэтка менады, танцующей вакханки. Скульптор создал образ неистового порыва и страсти. Совместно с другими скульпторами Скопас принял участие в оформлении Галикарнасского мавзолея. Рельефы фриза были посвящены амазономахии - битве греков с амазонками, где внимание обращено на экспрессию борющихся, на свободное композиционное решение, которое усиливает эмоциональное напряжение каждого эпизода. Скопас открыл в искусстве красоту драматизма, красоту человеческих страстей. Не простота и гармония, как в рельефах Парфенона, а порыв и страсть выступают в этих рельефах, созданных в годы, когда рушилась привычная картина мира. Подводит итог классическому периоду греческого искусства творчество третьего великого скульптора, Лисиппа (370-300 гг. до н.э.), придворного мастера Александра Македонского. Работал он много и, если верить письменным источникам, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас в подлиннике не дошли. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился сделать их более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент его спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным от подвигов изображает Лисипп и Геракла ("Отдыхающий Геракл"). Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/4 часть фигуры). Лисипп открыл дорогу искусству нового неклассического типа, не связанного гражданственными идеями города-полиса. Искусство эллинизма Эллинизм - завершающий период древнегреческой культуры, который наступил после смерти выдающегося греческого полководца Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Огромная империя, завоеванная Александром, распалась на множество новых монархий. Греция как государство постепенно утрачивала свое могущество, оставаясь при этом центром художественной системы восприятия мира и обогащая другие культуры эллинским стилем. Таким образом, культура эллинизма сформировалась вследствие соединения классических греческих традиций с традициями восточных цивилизаций. Это большой исторический период (323-30 гг. до н.э.), в течение которого искусство воплотило новую идею величия мира, осуществило грандиозные проекты, в том числе чудеса света: Фаросский маяк высотой 140 м, возведенный на острове Фарос у входа в гавань Александрии, и Колосс Родосский - бронзовое изображение бога солнца Гелиоса, выполненное скульптором Харесом, учеником Лисиппа. Для эллинизма характерны принципиально новые ориентации художественного сознания, которых не знала Греция. Первая отличительная черта эллинизма: стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов. Отсюда стремление увековечить себя в грандиозных памятниках, тяга к чрезмерности. Строились и пышно украшались новые города, планировка которых осуществлялась по "гипподамовой системе", когда город делился на квадраты с административным центром, в отличие от живописной планировки Афин. Художественными центрами в эпоху эллинизма стали города Александрия, Пергам, Родос. В искусстве скульптуры определилось два направления: с одной стороны - трагического романтизма, когда изображались сюжеты, взятые из истории и мифологии, и герои представали в момент наивысшего напряжения. С другой стороны - лирическое, уход в мир душевных переживаний, жанровых сцен, детской тематики. К первому направлению относятся рельефы Пергамского алтаря, представляющие борьбу олимпийских богов со страшными сынами Земли - гигантами. Рельефы находятся в Берлине, в Пергамон-музее. Немецкому инженеру Карлу Гуману мир обязан открытием Пергамского алтаря в 1878 г. К родосской школе относятся скульптурные композиции "Фарнезский бык" и "Лаокоон". Скульптурная группа "Лаокоон" являет собой выражение невиданных человеческих усилий в борьбе за жизнь. Троянский жрец Лаокоон за предупреждение троянцев о грядущем поражении после введения в город деревянного коня был наказан богиней Афиной, которая послала на него змей. Композиция настолько убедительно передает страдания и боль, что равных ей мы и сегодня не найдем в истории искусства. Сам Микеланджело считал ее лучшей статуей, когда-либо созданной на земле. Второй по силе выразительности эллинистической скульптурой можно считать Нику Самофракийскую. Ника - греческая богиня Победы - это воплощенная радость, безудержный порыв, устремленность вперед - такой ее изобразили греки. До нас она дошла с утраченной головой, по предположению, Ника была в шлеме, трубящая в фанфару. Статуя высотой 2,75 м выполнена из мрамора, относится к родосской школе XI в. до н.э. и сегодня находится в коллекции Лувра. К лирической линии эллинистической скульптуры относится Венера (Афродита) Милосская (также находящаяся в Лувре). Полуобнаженная женская фигура с утраченными руками была найдена в 1820 г. на острове Милос. Ее высота чуть более двух метров. Поставленная на высокий постамент, она смотрит на нас сверху вниз. Мягкая проработка верхней части тела контрастирует с барочными складками драпировки, что придает всей фигуре эмоциональную выразительность. Современный зритель, искушенный множественными созданиями идеальных образов женской красоты, не устает преклоняться перед совершенным созданием греческого мастера Агесандра (II в. до н.э.). Величие, запечатленное в мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи эллинизма к гармонии и любви. К концу эпохи эллинизма искусство начинает утрачивать свой нравственный и гражданский пафос, заменяя его жанровой и бытовой тематикой, а также мелкой пластикой. В период, когда создавалась статуя Венеры, в эллинский мир вторгалась новая сила - римляне, которые несли гибель великой культуре, выразившей себя в формах всех искусств. На смену метафорическому пониманию красоты мира эллинами приходила трезвая практичная оценка всех явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|