Субханака Аллахумма уа бихамбик, ащхаду анля иляха илля анта, астагъфируллаха, у натубу иляйх.
Урок. БисмиЛляхи Ррахимаани Ррахиим. Закончили на том, что автор книги упомянул четыре вида хадисов. В первом виде хадисов приходит о том, что тот который совершил те или иные большие грехи, отрицается от него вера. Второй вид хадисов приходит в нем то, что тот который совершил что-либо из больших грехов, то от него отрекается Пророк, да благословит его Аллах и приветствует и он не является из людей имеющих отношение к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и т.п. И третий и четвёртый вид: упоминается о том, что тот, который совершил тот или иной большой грех то это является неверием или многобожием. И далее автор книги разъясняет эти четыре вида хадисов. فهذه أربعة أنواع الحديث، قد كان الناس فيها على أربعة أصناف من التأويل:
Говорит Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям: "Это четыре вида хадисов и люди разошлись во мнениях относительно этих хадисов на четыре вида истолкования". (Все эти четыре вида истолкования являются неправильными). فطائفة تذهب إلى كفر النعمة. 1 Первая группа людей сказала, что во всех этих хадисах имеется ввиду неверие заключающееся в отрицании милости (когда человек отрицает какую-то милость это в арабском языке называется неверием. Например, человек сделал кому-то добро, а тот не признаёт этого и это называется "куфрун ни`ма" - неверие заключающееся в отрицании милости). وثانية تحملها على التغليظ والترهيب.
2 Вторая группа людей посчитала, что в этих хадисах имеется ввиду ужесточение и запугивание (то есть, что на самом деле такого нет, не будет наказания и т.д.). وثالثة تجعلها كفر أهل الردة. 3 Третья группа сказала, что под неверием, многобожием и т.д. (имеется ввиду большое неверие и большое многобожие, что тот кто сделает что-либо из этих грехов то действительно, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет к нему отношения и он кафир). ورابعة تذهبها كلها وتردها. 4 Четвёртая группа людей удаляет все эти хадисы и отрицает их. فكل هذه الوجوه عندنا مردودة غير مقبولة، لما يدخلها من الخلل والفساد.
И все эти четыре мнения мы считаем отрицаемыми, которые не принимаются, из-за того, что все эти четыре мнения имеют недостатки и неправильности". (И далее автор книги разъясняет эти мнения): والذي يرد المذهب الأول ما نعرفه من كلام العرب ولغاتها، وذلك أنهم لا يعرفون كفران النعم إلا بالجحد لأنعام الله وآلائه وهو كالمخبر على نفسه بالعدم. وقد وهب الله له الثروة، أو بالسقم وقد من الله عليه بالسلامة. وكذلك ما يكون من كتمان المحاسن ونشر المصائب، فهذا الذي تسميه العرب كفرانا إن كان ذلك فيما بينها وبين الله، أو كان من بعضهم لبعض إذا تناكروا اصطناع المعروف عندهم وتجاحدوه. ينبئك عن ذلك مقالة النبي صلى الله عليه وسلم للنساء: " إنكن تكثرن اللعن وتكفرن العشير يعني 17/2 الزوج وذلك أن تغضب إحداكن فتقول: ما رأيت منك خيرا قط ".(83) فهذا ما في كفر النعمة
1 Первая группа сказали, что под неверием и т.д. в этих хадисах имеется ввиду неверие в отрицание милости (То есть, например, живут муж и жена. Муж постоянно делает благо своей жене, всё время ей что-то покупает и т.д. но если что-то дурное сделает один раз в жизни то она говорит: "я не видела от тебя никогда добра". Это и есть "куфрун ни`ма"- отрицание милости, которую оказывал ей муж в течение всех этих лет) и таким образом эта группа говорит, что под всеми этими хадисами имеется ввиду куфрун ни`ма (отрицание милости). Говорит Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям: "Что касается первой группы, опровержение им то, что мы знаем из языка арабов и из их смыслов (то, какие смыслы они подразумевают под различными словами), а это то, что арабы не знают отрицания милости кроме как, если человек отрицает милости Всевышнего Аллаха и Его блага. Это, например, как тот, который сообщает о себе, что у него ничего нет, вместе с тем, что Всевышний наделил его богатствами. Это и есть куфрун ни`ма (отрицание милости). (А что касается тех хадисов, которые мы перечисляли выше, как например «самое большое что я для вас боюсь малое многобожие» они не имеют отношения к куфрун ни`ма").
Или сообщает о себе, что он болеет, вместе с тем, что одарил его Аллах здоровьем. А так же из этой серии то, что человек скрывает блага, что у него есть и наоборот рассказывает о всем дурном, что у него имеется. (Допустим, у человека есть какое-то дело на котором он зарабатывает определённые деньги и у него дело идёт хорошо, Аллах дал ему барака в этом деле. Но когда его спрашивают он постоянно говорит, что дела идут плохо, ничего не получается и т.д. то есть постоянно жалуется, вместо того, чтобы говорить, что дело идёт нормально, Аллах его наделил благом и т.д. Это и есть куфрун ни`ма, человек отрицает те милости которыми его наделил Аллах). Вот это и есть то, что арабы называют отрицанием милости Всевышнего Аллаха. То есть то, что происходит между человеком и Всевышним Аллахом. Аллах даёт ему блага, а человек отрицает. Так же арабы называют отрицанием милости, если один человек отрицает ту милость, которую ему оказал другой человек, (то есть да, Всевышний оказал эту милость в основе, но прямое взаимоотношение было между ним и человеком). И пример этому, слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно женщин: "Поистине, вы слишком часто проклинаете и вы проявляете неверие к мужу". Хадис приходит у Бухари и Муслима, со слов Ибн Аббаса. Неверие к мужу это когда одна из вас разгневается и начинает говорить: " Я не видела от тебя добра никогда". (И это часто встречается в жизни людей и касается не только женщин, но и мужчин и этого необходимо остерегаться. Например, если человек говорит: "Ты никогда не кладешь это на место. Никогда не закрываешь за собой дверь. Никогда не моешь посуду должным образом" и т.д. Это не правильно и мы не должны так говорить. Так как это как минимум ложь, не может человек всегда не закрывать дверь, не мыть нормально посуду и т.д.) Это то разъяснение, которое касается первого мазхаба, которые говорят, что под всеми этими хадисами, то есть все эти хадисы разъясняют так, будто в них имеется ввиду отрицание милости Всевышнего Аллаха". وأما القول الثاني المحمول على التغليظ فمن (84) أفظع ما تأول على رسول الله صلى الله عليه وسلم وأصحابه أن جعلوا الخبر عن الله وعن دينه وعيدا لا حقيقة له، وهذا يؤول إلى إبطال العقاب، لأنه إن أمكن ذلك في واحدا منها كان ممكنا في العقوبات كلها.
2 Вторая группа, которые говорят, что в этих хадисах всего лишь запугивание людей (а ни большое неверие). Это одно из самых ужасных объяснений этих хадисов. Они разъясняют, что-то известие которое пришло от Аллаха про Аллаха или про его религию, всё это всего лишь угроза, под которой нет в действительности ничего. (Это одно из мнений мурджиитов. Когда говорится: "Не попадёт в Рай тот в чьем сердце высокомерия размером хотя бы на вес мельчайшей частицы". " Не попадёт в Рай тот, кто разносит сплетни" и т.д. Мурджииты говорят: "Это всего лишь запугивание людей и на самом деле таких наказаний в судный день не будет ". И таким образом приписывают обман Всевышнему Аллаху). И это возвращается к аннулированию наказания. Потому что, если возможно такое сказать относительно одного из вида наказаний, то можно затем распространить это и на другие виды наказаний. وأما الثالث الذي بلغ به كفر الردة نفسها فهو شر من الذي قبله، لأنه مذهب الخوارج الذين مرقوا من الدين بالتأويل، فكفروا الناس بصغار الذنوب وكبارها، وقد علمت ما وصفهم رسول الله صلى الله عليه وسلم من المروق وما أذن فيهم من سفك دمائهم (85). ثم قد وجدنا الله تبارك وتعالى يكذب مقالتهم، وذلك أنه حكم في السارق بقطع اليد وفي الزاني والقاذف بالجلد، ولو كان الذنب يكفر صاحبه ما كان الحكم على هؤلاء إلا القتل، لأن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: " من بدل دينه فاقتلوه " (86) أفلا ترى أنهم لو كانوا كفارا لما كانت عقوباتهم القطع والجلد ؟ وكذلك قول الله فيمن قتل مظلوما (فقد جعلنا لوليه سلطانا) (الإسراء /33) فلو كان القتل كفرا ما كان للولي عفو ولا أخذ دية، ولزمه القتل.
3Третья группа, которые говорят, что в этих хадисах имеется ввиду большое неверие, которое выводит человека из Ислама то это хуже, чем те истолкования, которые были до него. И это мазхаб хариджитов которые выводят из Ислама за большие грехи. А хариджиты это те, кто вышли из религии, по средством своих неправильных толкований контекстов. И объявили людей неверными из-за совершения больших и малых грехов. И ты прекрасно знаешь как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, описал этих людей (хариджитов) тем, что они вылетят из этой религии, подобна тому как стрела вылетает из мишени. А так же ты знаешь о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал своё разрешение проливать кровь этих людей (хавариджей). (То есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил правителю вести с ними военные действия, для того чтобы оттолкнуть от себя их несправедливость. Этот хадис приходит от Али ибн Абу Талиба у Бухари и Муслима. А так же от Абу Саида Аль Худри у Бухари и Муслима и в нем приходит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если бы я их застиг, то я бы убивал их, подобно тому как были убиты народ Самуда""). Так же в опровержение им мы находим, что Всевышний Аллах объявляет ложью это их истолкование (то есть, что тот кто совершает большие грехи, выходит из Ислама) как, например то, что Всевышний вынес постановление относительно вора, что ему отрубается рука, (это в словах Всевышнего: "Вору и воровке отрубите их руки за то, что они приобрели, как наказание от Аллаха. И Аллах Всемогущий, Мудрый". Почему же в этом аяте отрицается слово хавариджей? Потому что, если бы он стал за этот грех неверным, то ему не отрубалась бы рука, а он был бы казнен, за то что он поменял свою религию). А так же за прелюбодеяние и за ложное обвинение в прелюбодеянии Всевышний Аллах вынес постановление о побивании плетьми. (Это что касается тех, кто ещё не был в законном браке. За зина 100 ударов, за ложное обвинение в прелюбодеянии 80 ударов. Это из суры "Нур" 2-4 аяты). А если бы эти грехи были такими за которые человек совершивший их становится неверным, то не было бы относительно них постановление кроме казни. Это потому что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто поменяет свою религию, то убейте его"" (этот хадис приходит у имама Аль Бухари со слов Ибн Аббаса). Разве ты не видишь, что если бы они из-за этих грехов становились неверующими то их наказанием не было бы просто отрубание руки и побивание плетьми. А так же довод против них, это слова Всевышнего Аллаха относительно человека, который был убит по несправедливости, Всевышний Аллах сказал: "Мы отдали власть над убийцей опекуну убитого", то есть дали ему право распоряжаться относительно этого убийцы. Если хочет, может казнить в отместку или же простить или же взять от него выкуп и т.п. А если бы убийство было неверием, то не было бы позволено опекуну, простить убийцу или брать выкуп, но он был бы обязан убить, казнить за вероотступничество и ему не предоставлялся бы выбор.
(Примечание не из урока: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек скажет своему брату [по Вере]: «Эй ты, неверный (кафир)», – то кто-то из них двоих точно заслуживает этого [обвинения]» (хадис привел аль-Бухари). Шейхуль Ислам Ибн Таймия говорит про хадисы: «Не будьте после меня неверными, рубящими друг другу головы» и «Кто скажет на своего брата мусульманина кафир, то оно вернётся к одному из них» следующее: «Все эти хадисы находятся в достоверных книгах хадисов. Если, один человек путём тавиля вынес такфир, или же начал войну с мусульманами, то он не становится кафиром. Когда Умар бин Хаттаб (ради-Ллаху анху) сказал про Хатиба бин Абу Белта: «О посланник Аллаха (салля-Ллаху алейхи ва`салям), позволь мне отрубить голову этому мунафику», то посланник Аллаха (салля-Ллаху алейхи ва`салям) не вынес никому из них обеих такфир и засвидетельствовал о рае обеих».([Маджму аль-Фатава, 3/284]) Ибн-Хаджар в своём произведении «Фатхуль-Бари», в главе «Намаз» говорит про человека, сказавшего о Малике бин Дахше: «Он мунафик, мунафиков защищает» следующее: «Если кто то, упираясь на какое-то доказательство или же довод, скажет на человека, чей Ислам всем ясен, мунафик или что-то схожее с этим, то он не становится этим кафиром или же фасиком, по причине идждихада считается оправданным».([Фатхуль-Бари, 1/523]) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: اثْنَتَانِ فِي النَّاسِ هُمَا بِهِمْ كُفْرٌ: الطَّعْنُ فِي النَّسَبِ وَالنِّيَاحَةُ عَلَى الْمَيِّتِ «Есть две вещи среди людей, которые являются неверием (куфром), - это дискредитация родословной и причитание над умершим» (хадис привёл Муслим). Если бы тут имелся ввиду большой куфр выводящий из Ислама, тогда бы мы в Сунне обнаружили хадисы в которых было бы сказано о казни за данные поступки, если бы это было вероотступничество согласно хадису: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев: когда казнят женатого человека, совершившего прелюбодеяние; когда лишают жизнь за жизнь; и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину». аль-Бухари 6878, Муслим 1676. Посланник Аллаха сказал: «...Ко мне пришёл Джибриль и сказал: “Всякий из твоей общины, кто умрёт, не приобщая никого к Аллаху, войдёт в рай”. Я спросил его: “Даже если он совершал прелюбодеяния и воровал?” Он ответил: “Даже если он совершал прелюбодеяния и воровал”». Аль-Бухари и Муслим Этот хадис довод на то что прелюбодей и вор являются верующими иначе бы они в рай не смогли бы попасть. «Тот, кто умер, являясь пьющим вино, встретит Аллаха как идолопоклонник!» ат-Табарани, Абу Ну’айм. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6549. «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» (хадис передал имам Ахмад 2/272. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса, см. «сахих аль-джами’» № 6549)
«Тем, кто выпьет вино, Аллах не будет доволен в течении сорока дней. А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром (неверным)!» (хадис приводят абу Я’ля 4/273, ат-Табарани в «аль-Кабир» 428, аль-Хатыб 1/360. Имам абуль-Касим аш-Шайбани и имам аль-Хатыб аль-Багдади назвали иснад хадиса хорошим, см. “аль-Фауаид” 46, “аль-Мууаддах” 1/360) Как-то Пророк привёл мужчину, который выпил вино, и сказал: «Бейте его!» Абу Хурейра рассказывал: «Мы побили его, кто рукой, кто сандалиями, кто рубахой. А когда он уже уходил, некоторые из нас сказали: “Да опозорит тебя Аллах!” Тогда Пророк сказал: “Не говорите так — не помогайте в этом шайтану!”» Аль-Бухари Этот хадис довод на то что пьющий вино не становится кафиром иначе бы его казнили бы, а ни били.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ «Обругивание мусульманина – это нечестивость, а сражение с ним – это неверие (куфр)» (хадис привел аль-Бухари). لَاتَرْجِعُوا بَعْدِي كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ «Не становитесь после меня неверными (кафирами), когда одни из вас будут рубить головы другим» (хадис привел аль-Бухари). Из этих хадисов внешне понимается что это большое неверие, однако Всевышний Аллах называет их верующими: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…» («Корова», 178),
- и Он не исключил убийцу из числа верующих, назвав его братом того, кто вправе осуществить возмездие, ибо Он сказал: «А тот, кому братом его будет прощено что либо, взыскание выкупа с него должно вестись справедливо, и уплатить он должен с благодеянием» («Корова», 178).
В данном случае, несомненно, имеется в виду братство в религии. Всевышний сказал: «И если два отряда из верующих вступят в бой друг с другом, то примирите их» («Комнаты», 9), - и далее до слов: «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев…» («Комнаты, 10). Это довод что две воюющие группы мусульман друг с другом не являются неверующими большими неверием выводящим из религии Ислам. Говорит имам Ат-Тирмизи после того, как привел хадис: "Тот кто совершит половой акт с женщиной в анальное отверстие, тот стал неверным в то, что ниспослано Мухаммаду" Сказал имам Ат-Тирмизи: "И было передано от Посланника Аллаха – мир Аллаха ему и милость - что если кто-то совершил это, то пусть даст садака один динар, и если бы это действие было бы неверием, то ему не было бы приказано давать садака" см. "Джами Ат-Тирмизи", 42.
Сказал имам аль-Марвази, в комментарии хадиса, где отрицается Иман от совершающего такие грехи, как питье вина, и так далее: "Посланник Аллаха имел в виду отрицание полноты Имана, а не отрицание всего Имана от совершающего это – по доказательству иджма, на то, что прелюбодей, вор, пьющий вино – берут наследство от своих верующих родственников, если только они читают намаз в сторону киблы, и приписывают себя к Исламу" см. "Маджмуа аль-фатауа", 330\7. Конец примечания.)
4 Четвертая группа (которые отрицали все эти хадисы). (Они решили, что они противоречат другим хадисам, аятам, так как в одном месте Всевышний прощает всё кроме многобожия, а здесь же говорится, что тот, который убьет верующего намеренно тот навсегда в огне и т.д. И таким образом, они решили аннулировать эти хадисы). Что касается четвёртого мнения, в котором пришло ослабление всех этих хадисов (считать их достоверными), то это вообще мнение тех, слово которых не берётся в расчёт. То есть это не мнение обладателей знания. И поэтому, не нужно оборачиваться к этим словам. Это мнение нововведенцев и приверженцев своих страстей. (Они так поступают с хадисами и аятами, которые им невыгодны). Это те, знания которых сократилось от широты, их разум стал не способным собрать различные вещи которые пришли в этих аятах, и после того как они не смогли собрать их, они не нашли ни чего легкого для себя, кроме как сказать эти аяты и хадисы противоречат друг другу поэтому мы их откидываем. И поэтому они аннулировали все эти контексты. И на этом автор закончил разъяснять неправильность этих четырёх мнений.
وإن الذي عندنا في هذا الباب كله أن المعاصي والذنوب لا تزيل إيمانا، ولا توجب كفرا، ولكنها إنما تنفي من الإيمان حقيقته وإخلاصه الذي نعت الله به أهله، وأشترطه عليهم في مواضع من كتابه فقال: ]إِنَّ اللّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّه[إلى قوله:]التَّائِبُونَ الْعَابِدُونَ الْحَامِدُونَ السَّائِحُونَ الرَّاكِعُونَ السَّاجِدونَ الآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّاهُونَ عَنِ الْمُنكَرِ وَالْحَافِظُونَ لِحُدُودِ اللّهِ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ [(التوبة /112و113) وقال: ]قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ (1) الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُون[إلى قوله ](8)وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ (9) أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ (10) الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ [(المؤمنين 1-11) وقال: ]إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ (2) الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ (3) أُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَّهُمْ دَرَجَاتٌ عِندَ رَبِّهِمْ وَمَغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيم[(الأنفال /2-4). قال أبو عبيد: فهذه الآيات التي شرحت وأبانت شرائعه المفروضة على أهله ونفت عنه المعاصي كلها، ثم فسرته السنة بالأحاديث التي فيها خلال الإيمان في الباب الذي في صدر هذا الكتاب، فلما خالطت هذه المعاصي هذا الإيمان المنعوت بغيرها، قيل ليس هذا من الشرائط التي أخذها الله 18/ 1 على المؤمنين ولا الأمانات (87) التي يعرف بها أنه الإيمان فنفت عنهم حينئذ حقيقته ولم يزل عنهم اسمه.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|