Глава: о том кто называет веру словом, не включая в него дело.
قال أبو عبيد: قالت هذه الفرقة: إذا أقر بما جاء من عند الله وشهد شهادة الحق بلسانه، فذلك الإيمان كله، لأن الله عز وجل سماهم مؤمنين. وليس ما ذهبوا إليه عندنا قولا، ولا نراه شيئا، وذلك من وجهين: أحدهما ما أعلمتك في الثلث الأول أن الإيمان المفروض في صدر الإسلام لم يكن يومئذ شيئا إلا إقرار فقط. Говорит Абу Убайд: «Сказала эта фиркъа (мурджиатуль фукаха), если человек услышал и принял, что все что ниспослано от Аллаха является истиной, и произнес языком свидетельство истины (Сказал ля иляха илля Ллах, Мухаммада расулюЛлах), то это иман полноценный. Потому что Аллах назвал тех, которые это сделали верующими. Но это мнение, мы не считаем это даже за мнение, и ни считаем это за что-то. И это по двум причинам: 1) То, что я разъяснил тебе в первой трети этой книги, то что в начале ислама, верой было ни что иное как подтверждение сердцем и языком только лишь, а потом когда начали ниспосылаться другие повеления, иман стал увеличиваться посредством этого.
وأما الحجة الأخرى، فأنا وجدنا الأمور كلها يستحق الناس بها أسماءها مع ابتدائها والدخول فيها، ثم يفضل فيها بعضهم بعضا، وقد شملهم فيها اسم واحد، من ذلك أنك تجد القوم صفوفا بين مستفتح للصلاة وراكع وساجد، وقائم وجالس، فكلهم يلزمه اسم المصلي، فيقال لهم مصلون، وهم مع هذا فيها متفاضلون. وكذلك صناعات الناس، لو أن قوما ابتنوا حائطا وكان بعضهم في تأسيسه، وآخر قد نصفه، وثالث قارب الفراغ منه، قيل لهم جميعا بناة، وهم متباينون في بنائهم.
2) А это то, что мы нашли, что все дела, люди заслуживают названия этих дел, если они начали совершать это дело, и вошли в него, а потом одни превосходят других в этих делах. Всех их объединяет одно название, примером на это, что все люди стоят в одном ряду, среди них тот, который только что начал намаз, среди них тот, кто в поясном поклоне, в земном поклоне, из них те которые стоят, из них те которые сидят, но все они называются одним именем- совершающий намаз. Но вместе с тем, что они называются одним именем, они разнятся в этом действии. А также производство людей, если группа людей строят забор, некоторые начинают с фундамента, другой дошел до середины забора, а третий завершает строительство забора, относительно всех их говорится - строители, но вместе с тем, они разнятся в уровне своего строения.
وكذلك لو أن قوما أمروا بدخول دار، فدخلها أحدهم، فلما تعتب الباب أقام مكانه، وجاوزه الآخر بخطوات، ومضى الثالث إلى وسـطها، قيل لهم جميعا داخلون، وبعضهم فيها أكثر مدحا من بعض، فهذا الكلام المعقول عند العرب السائر فيهم، فكذلك المذهب في الإيمان، إنما هو دخول في الدين، قال الله تبارك وتعالى: ]إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ (1) وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجً(2) فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ (3) [(النصر). Также если группе людей прикажут зайти в какой-то дом, и если первый из них войдет в этот дом, когда он вошёл встал на своем месте, потом зашел второй и не остановился у порога, а пошел дальше, а третий дошел до середины дома, относительно всех их говорят- входящие, но один из них зашел больше чем другой. Все слова, которые мы говорим это то, что говорят арабы, и то что распространено среди них. Такого же слово и относительно веры. Как тот, который зашел в веру, зашел в религию. Сказал Аллах: «Когда придет помощь Аллаха и победа, и ты увидишь людей, как они заходят в религию Аллаха толпами. Восхваляй же своего Господа, и проси прощения, воистину Он - Принимающий покаяния». (Сура 110 ПОМОЩЬ)
12/2 وقال: ]يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ ادْخُلُواْ فِي السِّلْمِ كَآفَّةً [(البقرة /208) فالسلم الإسلام وقوله (كافة) معناها عند العرب الإحاطة بالشيء (47) قال رسول الله صلى الله عليه وسلم بني الإسلام على خمس " فصارت الخمس كلها هي الملة التي سماها الله سلما مفروضا. فوجدنا أعمال البر وصناعات الأيدي ودخول المساكن كلها تشهد على اجتماع الاسم وتفاضل الدرجات فيها، هذا في التشبيه والنظر مع ما احتججنا به (48) من الكتاب والسنة، فهكذا الإيمان هو درجات ومنازل، وإن كان سمى أهله اسما واحدا وإنما هو عمل من أعمال تعبد الله به عبادة وفرضه على جوارحهم، وجعل أصله في معرفة القلب، ثم جعل المنطق شاهدا عليه، ثم الأعمال مصدقة له، وإنما أعطى الله كل جارحة عملا لم يعطه الأخرى، فعمل القلب الاعتقاد، وعمل اللسان القول، وعمل اليد التناول، وعمل الرجل المشي، وكلها يجمعها اسم العمل، فالإيمان على هذا التناول إنما هو كله مبني على العمل، من أوله إلى آخره، إلا أنه يتفاضل في الدرجات على ما وصفنا.
وزعم من خالفنا أن القول دون العمل، فهذا عندنا متناقض، لأنه إذا 13/1 جعله قولا فقد أقر أنه عمل وهو لا يدري بما أعلمتك من العلة الموهومة عند العرب في تسمية أفعال الجوارح عملا. وتصديقه في تأويل الكتاب في عمل القلب واللسان، А также сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг». (Сура 2 Бакара аят 208). Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Построен Ислам на пяти столпах…» (Аль-Бухари и Муслим). И поэтому все эти пять столпов являются религией, которую Аллах назвал подчинением. Поэтому мы нашли добрые дела, а также производство рук, а также вход в дом, все эти примеры свидетельствуют о том, что все они делают одно (название одно), но степень их в этих делах разнится. Это что касается сравнения и смотрения (имеется ввиду Къияс). Это аналогия, вместе с тем, что мы привели доводов еще и с Корана и Сунны, также и вера, состоит из уровней и степеней, даже если люди, которые вошли в эту веру, называются одним именем. Вера-это всего лишь дела, посредством которых, Аллах приказал поклонятся Ему, и которыми Он обязал, чтобы их совершали органами своего тела, и Всевышний сделал основу этой веры в сердце, а потом произнесение языком, подтверждающим то, что у него есть в сердце, потом дела как подтверждение того, что он говорит языком. И Аллах дал каждому органу такие дела, которыми не обязал другие. Как например дела сердца: это убеждения которые есть в сердце, а дело языка - это произнесение слов, дело рук- это когда он протягивает, или что-то берет, а дело ног- это когда человек куда-то идет: все это называется делом. И исходя из этого, получается, что вся вера устроена на деле, с самого его начала и до конца, кроме как иман различается в степенях как мы описывали и разъясняли ранее. А те, которые нам противоречат, это мы считаем противоречием. Потому что если он говорит что иман - это слово, он уже говорит что это дело, он просто не знает о том что я разъяснил тебе из причин, что арабы называют дела органов тела - делом, а также Книга называет дела сердца и языка- делом.
"Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!"
Урок
Остановились на том, что автор книги имам Абу Убейд Аль-Кассим ибн Саллям начал приводить доводы из Корана и Сунны на то, что дела органов тела, а так же сердца, а так же слова произнесённые языком, всё это называется делами в арабском языке и шариате. وتصديقه في تأويل الكتاب في عمل القلب واللسان، قول الله في القلب ]إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإيمان[(النحل /106) وقال (إِن تَتُوبَا إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا) (التحريم /4) وقال: ]الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ [(الحج /35)، وقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " إن في الجسد لمضغة إذا صلحت صلح سائر الجسد، وهي القلب ". (49) وإذا كان القلب مطمئنا مرة، ويصغى أخرى، ويوجل ثالثة، ثم يكون منه الصلاح والفساد، فأي عمل أكثر من هذا، ثم بين ما ذكرنا قوله ]وَيَقُولُونَ فِي أَنفُسِهِمْ لَوْلا يُعَذِّبُنَا اللَّهُ بِمَا نَقُولُ [(المجادلة /8) فهذا ما في عمل القلب. Говорит: "И подтверждение этому в Коране, относительно того, что дела сердец называются делами, а так же и слова произнесённые языком называются делами это слова Всевышнего относительно сердца: «Кроме тех, которые были заставлены (то есть на определённые слова), но его сердце в это время было спокойно на вере» (Сура 16 ан-Нахль аят 106), то есть спокойствие является делом, сердце производит определённые дела и из них спокойствие. И сказал Всевышний: "И если вы принесете покаяние Аллаху, то ведь уже склонились ваши сердца" (Сура 66 Ат-Тахрим, аят 4), то есть склонение (к чему-либо) это тоже деяние сердца. Так же сказал Всевышний Аллах: "Те, которые, когда поминается Всевышний Аллах, трепещут их сердца" (Сура 22 Хадж аят 35), и в данном случае трепет. И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "поистине, в теле есть кусок плоти и если он исправится, станет праведным то исправится и всё тело, и этот кусок плоти-сердце", хадис у Бухари и Муслима, со слов Ну`мана Ибн Башира. В этом хадисе довод, что сердце может приводиться в порядок и становиться праведным. И продолжает автор книги: "А если сердце иной раз бывает спокойным, иной раз склоняется (к чему-либо), и иногда трепещет и так же, иногда бывает в состоянии праведности, а иногда не праведности, какое дело может быть больше этого". Таким образом, сердце производит определённые дела. И сказал Всевышний Аллах: "И они говорят в своих сердцах: "почему Всевышний не наказывает нас за то, что мы говорим?". (Сура 58 Муджадаля аят 8). То есть Всевышний Аллах установил, что сердца тоже говорят. И это то, что касается деяний сердца. وأما عمل اللسان فقوله (50) ]يَسْتَخْفُونَ مِنَ النَّاسِ وَلاَ يَسْتَخْفُونَ مِنَ اللّهِ وَهُوَ مَعَهُمْ إِذْ يُبَيِّتُونَ مَا لاَ يَرْضَى مِنَ الْقَوْلِ وَكَانَ اللّهُ بِمَا يَعْمَلُونَ مُحِيطًا [(النساء /108) فذكر القول ثم سماه عملا، ثم قال: ]فَإِن كَذَّبُوكَ فَقُل لِّي عَمَلِي وَلَكُمْ عَمَلُكُمْ أَنتُمْ بَرِيئُونَ مِمَّا أَعْمَلُ وَأَنَاْ بَرِيءٌ مِّمَّا تَعْمَلُونَ[(يونس /41) هل كان عمل رسول الله صلى الله عليه وسلم معهم إلا دعاؤه إياهم إلى الله، وردهم عليه قوله بالتكذيب وقد أسماها هاهنا عملا 13/2 وقال في موضع ثالث: ]قَالَ قَائِلٌ مِّنْهُمْ إِنِّي كَانَ لِي قَرِينٌ {15[يَقُولُ أَئِنَّكَ لَمِنْ الْمُصَدِّقِينَ } إلى ]لِمِثْلِ هَذَا فَلْيَعْمَلْ الْعَامِلُون [(الصافات /51-61) فهل يكون التصديق إلا بالقول وقد جعل صاحبها هاهنا عامـلا ؟! ثم قال ]اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا [(سبأ /13) فأكثر ما يعرف الناس من الشكر أنه الحمد والثناء باللسان، وإن كانت المكافأة قد تدعى شكرا.
А что касается деяния языка, то это слова Всевышнего Аллаха: "они укрываются от людей, но не способны укрыться от Аллаха и Всевышний вместе с ними, когда они планируют по ночам то, чем недоволен Аллах и Всевышний окружает то, что они делают". (Сура Женщины аят 108). То есть ночью они разговаривают и в своих разговорах замышляют различные козни и Всевышний Аллах относительно эти их разговоров в конце аята сказал: "И Аллах окружает то, что они делают". То есть Всевышний назвал их слова делами. И говорит (автор): "Всевышний упомянул их слова и назвал их делами. И потом сказал Аллах: "и если они объявят тебя лжецом, то скажи "мне моё дело, а вам ваше, вы не причастны к тому, что делаю я, а я не причастен к тому, что делаете вы". Было ли действие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно этих многобожников, чем-либо, кроме того, что он призывал их к Всевышнему Аллаху, Пречист Он и Возвышен. (То есть Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, большинство, что делал по отношению к многобожникам лишь призывал их словом к Всевышнему Аллаху). И Аллах велел сказать: "вы не причастны к тому, что делаю я". И Аллах назвал делом, призыв словами. И было ли чем-либо, что произвели многобожники в отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме того, что они отвергли его призыв словами и назвали его лжецом. И Всевышний так же назвал делом это их отвержение языком. И сказал в третьем месте из своей книги: "и сказал один из них: "поистине был у меня друг и он говорил мне: "неужели ты из тех, которые подтверждают истину (религию Аллаха)" и так до конца и в конце Всевышний сказал: "пусть для этого или подобного этому действуют те, которые действуют". (Сура 37 Стоящие в Ряд аяты 51-61). Может ли быть подтверждение религии Аллаха и её истинности кроме как словом (шахада - ля иляха илля Ллах, Мухаммаду РасулюЛлах) и вместе с тем, что этот человек говорил слова языком, он назван в этом аяте действующим человеком. (И отметим, что аят: «и он говорит: "неужели ты из тех, которые подтверждают истинность религии Всевышнего Аллаха"», не означает, что достаточно свидетельства для того, чтобы быть верующим, необходимо произносить слова и совершать дела. Таким образом, мы прочитали различные аяты Корана (доводы) на то, что дела сердца являются делами. Аллах назвал дела сердца делами.) А так же слова языка называются делами в шариате. Так же из доводов, сказал Всевышний Аллах: «действуйте, о семейство Дауда, в знак благодарности Всевышнему Аллаху (Пречист Он и Возвышен)» (Сура 34 Саба аят 13). Большинство из того, что бывает благодарностью из того, что знают люди это восхваление и прославление Всевышнего Аллаха языком, то есть словами и Аллах, пречист Он и Велик, назвал это действием. Вместе с тем, что благодарность - мукаффа (это когда что-то сделали для тебя и ты отблагодарил равным этому) тоже называется благодарностью в шариате.
فكل هذا الذي تأولنا إنما هو على ظاهر القرآن وما وجدنا أهل العلم يتأولونه، والله أعلم بما أراد، إلا أن هذا هو المستفيض في كلام العرب غير المدفوع فتسميتهم (51). الكلام عملا، من ذلك أن يقال لقد عمل فلان اليوم عملا كثيرا، إذا نطق بحق وأقام الشهادة، ونحو هذا، وكذلك إن أسمع رجل صاحبه مكروها، قيل قد عمل به(52) الفاقرة، وفعل به " الأفاعيل " ونحوه من القول، فسموه عملا، وهو لم يزده على المنطق. ومنه الحديث المأثور" من عد كلامه من عمله، قل كلامه إلا فيما ينفعه " (53) فوجدنا تأويل القرآن، وآثار النبي صلى الله عليه وسلم وما مضت عليه العلماء، وصحة النظر، كلها تصدق أهل السنة في الإيمان، فيبقى القول الآخر، فأي شيء يتبع بعد هذه الحجج الأربع ؟! (54). Всё, что мы здесь разъяснили из смыслов этих аятов это внешние, прямые и понятные смыслы Корана и это, то на чем мы нашли обладателей знания и как они разъясняют эти аяты. Вместе с тем, лишь Аллах знает лучше, что Он подразумевал этими аятами. Но это является известным в языке арабов и это невозможно отвергнуть. (То есть известно в арабском языке, что дела сердца, а так же слова произнесенные языком тоже называется деянием). И известно от арабов, что слова языком они называют делом. Пример тому, если люди говорят: «этот человек сегодня совершил много дел», если этот человек разговаривал истиной и свидетельствовал в суде и т.п. (То есть про такого человека говорят, что он сделал много дел. Или если человек поднимется на минбар и сделает хорошую хутбу, про него люди говорят: "этот человек совершил сегодня благое дело", вместе с тем, что он не сделал ничего кроме произнесения хутбы языком). Так же говорят, что человек совершил дурное дело, (если он кого-то обругал, обозвал или сказал тяжелые слова, от которых человеку стало тяжело на сердце, арабы всё это называют делом), вместе с тем, что человек не добавил ничего к словам. И так же приходит в хадисе: "Тот, который будет считать свои слова за свои дела, уменьшаться его слова кроме как в том, что приносит пользу". (То есть, если человек насчет считать свои слова за дела и будет воспринимать их как что-то серьезное, то он будет меньше разговаривать. И много разговаривает человек, который не воспринимает свои слова всерьез и не считает, что за его словами следуют серьезные последствия. Автор книги назвал его хадисом. И на самом деле это не является хадисом от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и они известны как слова Умара ибн Абдуль `Азиза). Говорит (автор книги) подводя итог тому, что он говорил выше: «Мы находим разъяснение Корана, а так же хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а так же то на чем были учёные этой общины, а так же хорошую и правильную логику и аргументацию, всё это подтверждает слова ахлю сунна уаль джамаа относительно того, что такое вера». И остаётся у нас второе слово (мнение мурджиитов фукаха) о том, что иман это произнесение языком и подтверждение сердцем и это второе мнение является неправильным, а является верным мнение первое, и что же заслуживает следование после этих четырех доводов (То есть Коран, сунна, единогласное мнение учёных и правильная аргументация и аналогия).
وقد يلزم أهل هذا الرأي ممن يدعي أن المتكلم بالإيمان مستكمل له، من التبعة ما هو أشد مما ذكرنا، وذلك فيما قص علينا من نبأ إبليس في السجود لآدم فإنه قال: ]إِلاَّ إِبْلِيسَ اسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنْ الْكَافِرِينَ[(ص~/74) فجعله الله بالاستكبار كافرا وهو مقر به غير جاحد له، ألا تسمع ]خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ [(الأعراف /12) وقوله ]رب بما أغويتني [(الحجر /39) فهذا الآن مقر بأن الله ربه، وأثبت القدر أيضا في قوله (أغويتني) (الأعراف /16 والحجر /39) وقد تأول بعضهم قوله ]وكان من الكافرين[البقرة / 34 ص~ / 74) أنه كان كافرا قبل ذلك! و لا وجه لهذا عندي، لأنه لو كان كافرا قبل أن يؤمر بالسجود لما كان في عداد الملائكة (55) ولا كان عاصيا إذا لم يكن ممن أمر بالسجود. وينبغي في هذا القول أن يكون إبليس قد عاد إلى الإيمان بعد الكفر لقوله (رَبِّ بِمَآ أَغْوَيْتَنِي) (الحجر 39) وقوله (خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ) (الأعراف /12) فهل يجوز لمن يعرف الله وكتابه وما جاء من عنده أن يثبت الإيمان لإبليس اليوم ؟! Далее говорит (автор книги): Следует за этим словом (мурджиитов фукаха), а они те, кто говорят: "Кто выскажет иман словом (шахада), даже если не будет делать никаких дел и посредством того, что у него есть иман словом и подтверждение сердцем, его иман полноценен, следуют за этим ещё более дурные последствия, чем те, которые мы упомянули. (То есть ранее упомянули различные плохие последствия, которые следуют за мазхабом мурджиитов фукаха, но на самом деле за этим следуют еще худшее последствия). Как например то, что рассказано нам Всевышним Аллахом, Пречист Он и Возвышен, из известия о том, что произошло между иблисом и Адамом (мир ему), когда иблису было приказано сделать земной поклон Адаму, иблис возгордился и отвернулся и стал одним из неверующих, по причине того, что отказался сделать земной поклон Адаму (мир ему) и Всевышний Аллах вынес относительно него постановление о том, что он стал неверующим. Вместе с тем, что иблис подтверждает, что Всевышний Аллах является его Господом, как приходит в аяте: "Ты создал меня из огня, а его из глины" (Сура Аль-Араф аят 12), (то есть признаёт своего Господа и Того кто его сотворил и так же признаёт, что Всевышний создал не только его, но и Адама (мир ему) и другие творения). А так же слова Аллаха, где он передаёт сказанное иблисом: "О мой Господь, за то, что ты заблудил меня" (Сура Aл-Xиджp аят 39) (здесь он подтверждает истинность предопределения Всевышнего, то есть у него есть вера в Аллаха (тасдикъ) и он подтверждает языком, но вместе с тем он неверующий). Посмотри (говорит автор книги) Иблис является тем, который подтверждает, что Всевышний Аллах его Господь и утверждает правдивость предопределения. Вместе с тем некоторые из них (из людей) сказали, что слова Всевышнего Аллаха: "И он стал одним из неверных" означает то, что он (иблис) ещё до этого был неверующим и это является неправильным, как я считаю (автор книги). Потому что если бы иблис был неверующим ещё до того как ему было приказано совершить земной поклон Адаму то он не был бы среди ангелов (в Коране приходит, что он был на уровне ангелов и находился среди них, хотя был джинном именно поэтому, когда он отказался совершить земной поклон, Всевышний сказал, что он стал неверующим и изгнал его и не оставил среди ангелов, так как он не заслуживает, чтобы находиться среди них). И он не был бы назван грешником, (Всевышний назвал его ослушавшимся, то есть грешником, а если бы он был неверующим до этого, то не было бы смысла говорить "ослушался". То есть его неверие хуже, чем просто ослушание совершить земной поклон). Говорит (автор книги): «и он не был бы из тех кому было приказано совершить земной поклон», (потому что Всевышний не приказывает неверующим каких-либо приказов до того как они примут Ислам, то есть вначале идёт призыв к принятию Ислама, а потом уже идут различные приказы. Если бы он был неверующим изначально, то ему не было бы приказано совершить земной поклон, он сначала был бы призван к вере). И из этого слова можно понять то, что Иблис вернулся к вере после того как был неверующим. (В том смысле, что, если мурджииты говорят, что достаточно тасдика (подтверждение сердцем) для того чтобы определённая личность стала верующим и при этом они сами говорят, что он был неверующим изначально, то получается из их мнения из этих двух вещей, что иблис стал верующим, после того как стал неверующим. Потому что сказал: "О мой Господь за то, что ты заблудил меня" в этом аяте он подтверждает господство Всевышнего и предопределение. Получается из их слов, если они говорят "он изначально был неверующим" и в другом месте они же говорят, что достаточно для веры тасдикъа, получается, что изначально иблис был неверующим, а потом стал верующим, сказав: "о Господь, за то, что ты меня заблудил", и из-за его слов: "Ты создал меня из огня, а его из земли"). И разрешено ли тому, кто познал Всевышнего Аллаха, а так же Его книгу, а так же сунну, утвердить то, что иблис сегодня является верующим? (Разве возможно такое? Невозможно! Говорит, Аль Кассим ибн Саллям, что это одно из последствий, которое следует за мазхабом мурджиитов. То что, если они придерживаются этого мнения, о том, что достаточно тасдика в сердце, то придется им подтвердить, что иблис является верующим сегодня. Это более худшее последствие, чем те, которые мы перечислялись ранее, потому что это исходит из их мазхаба. И говорит шейх Абдуль Хамид Аль Хаджури в сносках то, что один из тех, которые утверждают то, что иблис является верующим сегодня это Амр Халид. И суть этой главы в том, что некоторые из людей назвали веру словом без дела. И автор книги привёл доводы на неправильность этого мнения двумя путями. Первым: то, что это противоречит контекстам Корана и сунны. И во-вторых: то, что за этим следуют дурные и неправильные последствия. А одно из правил учёных то, что если за каким-либо мнением следуют дурные, неправильные последствия, ложные, ложь которых ясна и очевидна это указывает на неправильность самого мнения).
5 _ باب من جعل الإيمان المعرفة بالقلب وإن 14/2 لم يكن عمل
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|