Критические ошибки. 10 советов по повышению самооценки
Критические ошибки
Ошибка № 1 Идти в вуз по стопам родителей. Даже если будущая профессия ребенка и родителей совпадает, это не значит, что идти нужно в тот же вуз. В последнее время открылось очень много хороших вузов, притом не только в Москве. Например, диплом ВШЭ ценится очень высоко, а его выпускники по некоторым специальностям при приеме на работу котируются даже выше, чем выпускники Финансовой академии.
Ошибка № 2 Поступать в вуз по блату. Вторая ошибка плавно вытекает из первой. Прежде чем останавливать свой выбор на учебном заведении, посмотрите, какие перспективы имеет выпускник данного вуза. И то, что у вас знакомый заместитель декана или родственник в ректорате, не должно быть основополагающим фактором при решающем выборе. Лучше смотреть на перспективу поиска работы, чем на несложность поступления.
Ошибка № 3 Ориентироваться только на престижность вуза. В наших условиях критерий престижности может меняться по несколько раз за короткий период времени. То одно является первичным, то другое. Конечно, есть вузы с историей – МГУ, МГИМО, – но, если рассматривать вузы попроще, то критерий престижности в данном случае не должен выходить на первый план. Кто знает, на каком месте по шкале престижности будет этот вуз к тому времени, когда ваш ребенок его окончит.
Глава 6 10 советов по повышению самооценки
В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация, а также уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами. Преимущественно формирование самооценки происходит в детском и подростковом возрасте, точнее, ее формируют у ребенка близкие люди – прежде всего родители и окружение.
Уверенность в себе – это комплексная характеристика человека, представляющая собой самоуважение, осознание человеком своих достоинств и недостатков, стремление к самоэффективности, эмоциональную зрелость, социально приемлемое поведение. Большинство детей в младшем и среднем подростковом возрасте не уверены в себе. У многих отмечается низкий уровень самооценки и самоуважения, отсутствуют вера в себя и убежденность в возможности достичь поставленных перед собой целей, успешно справиться с какой-либо деятельностью и принять верное решение в сложной ситуации. При общении с другими людьми подростки испытывают смущение, застенчивость, у них отсутствуют навыки уверенного поведения.
В младшем и среднем подростковом возрасте (11–13 лет) девочки более уверены в себе, чем мальчики, а в старшем подростковом возрасте (14–15 лет) – наоборот.
В психологической литературе доказано, что оптимальной фазой для формирования уверенности в себе служит подростковый возраст. Это связано, с одной стороны, с формированием самосознания, ростом у подростков интереса к себе, к своим возможностям и способностям, а с другой стороны – с их открытостью к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений и проблем.
Случай из психологической практики:
Когда ко мне на консультацию приходит подросток с установкой «жертва», это сразу бросается в глаза. Он выдает себя каким-то суетливым извинением за сам факт своего существования в этом пространстве. Человек сразу начинает извиняться, заранее благодарить и бог знает еще что делать. Уже через пять минут общения даже я начинаю чувствовать себя настоящим палачом, что уж говорить о тех, кто постоянно окружает такого подростка – близких, одноклассниках, друзьях (если есть).
Аня, 15 лет, пришла ко мне с такой вот ярко выраженной «жертвенностью» во всем – в поведении, в невербальной мимике. Единственным ее желанием было побыстрее «выйти замуж за хорошего человека и помогать ему во всем». Несколько странное желание для современного подростка. – Аня, а в чем будет заключаться твоя помощь? – Я буду готовить, стирать, убирать. Он будет приходить домой, а дома все замечательно, чисто и уютно. – То есть твои функции ограничатся функциями горничной, прачки и кухарки? А ты знаешь, что теперь для получения этих услуг мужчине необязательно жениться? Можно просто позвонить в клининговую компанию, а еду заказать в ближайшем ресторане? – Но как же… – Аня слегка сбита с толку, – я же это сделаю лучше… – Не факт. У персонала фирмы большой опыт по части уборки. А еду в ресторане готовит шеф-повар, который прошел обучение где-нибудь в Париже. Что ты можешь им противопоставить? Кроме того, я так понимаю, что работать ты не собираешься? – Ну, если когда-нибудь… потом. А вообще я собираюсь помогать мужу. – Чем? Уборкой? Аня, я так понимаю, что ты хочешь быть домохозяйкой. Это значит, что твой муж должен будет работать за двоих. А когда появится ребенок, то и за троих. То есть быть довольно состоятельным человеком. Неужели ты думаешь, что у него не хватит денег на уборщицу и повариху? Аня молчит. Кажется, она впервые задумалась о своей будущей востребованности в качестве жены. – Аня, самое главное, ради чего создается семья, это наличие особой семейной атмосферы, теплоты. Семейная атмосфера не исчерпывается порядком в доме. Это еще и поддержка, и помощь в принятии совместных трудных решений, а главное – это общение. Ты же хочешь просто «вручить» себя будущему мужу, чтобы он полностью за тебя отвечал. Принимал решения, обеспечивал. И платить за это поддержанием чистоты. Тебе не кажется, что это неравноценные вклады в семейную атмосферу? – Но я больше ничего не умею, – Аня изо всех сил старалась защитить свое ви́ дение семейной модели. – Так ты и не хочешь научиться. Почему? А далее Аня рассказала про развод родителей. Когда ей было 7 лет, папа, уходя, сказал маме, что «она неряха, дома нет хозяйки и он устал есть магазинные пельмени». Мама потом постоянно использовала этот аргумент для самоиронии: «Видишь, Анечка, не дали нам премию на работе. Неряхам, видимо, не положено». Мама говорила это с сарказмом, но Аня принимала все за чистую монету.
Понятно, что теперь у нее в подсознании прочно сформировалась связь: если ты будешь аккуратной, будешь вкусно готовить и чисто убирать, то тебя не бросят. И ради этого можно пожертвовать всем: своими интересами, своими желаниями, лишь бы мужу было хорошо и удобно. Превратиться в домашнюю прислугу, лишь бы не остаться одной. А потом предъявить мужу вексель: я пожертвовала ради тебя всем, отказалась от собственной жизни, собственных устремлений, поэтому ты просто обязан посадить меня к себе на шею (хотя Аня бы выразилась более изящно: взять меня на руки) и тащить по жизни, взяв за мою жизнь полную ответственность.
Любой развод, в любом возрасте никогда не проходит бесследно.
Особенно опасным считается возраст 9–12 лет, психологи даже называют его «возраст злости». Типичные реакции – отвержение одного из родителей, агрессия, частые истерики. Даже в возрасте 5–7 месяцев у ребенка может нарушиться сон, аппетит, появиться плаксивость. Если ребенок находится в дошкольном возрасте, то он берет вину за развод родителей на себя. В 3–7 лет ребенку кажется, что мир вращается вокруг него, и если папа ушел, то это только потому, что я, такой гадкий, не убрал игрушки и разбил чашку. Я виноват. Вы можете представить себе, какой непосильный для собственной психики груз взваливает на себя кроха? Что уж говорить о подростковом возрасте 13–16 лет, когда ранимость повышена. Однако взрослым наплевать на детские переживания, они начинают манипулировать словами, строя из них иногда настоящие баррикады, пробиться сквозь которые непросто. Чего стоит эта мнимая забота о собственном отпрыске: «Он бы все равно увидел, что родители друг друга не любят. Зачем ему жить во лжи? » Но позвольте, всегда ли ваши коллеги по работе подозревают о вашем истинном к ним отношении? А ваш шеф в курсе, что вы его терпеть не можете? Нет, там, где необходимо, вы умеете контролировать свои эмоции, стараетесь не нагнетать ситуацию. Что же мешает это делать в семье? Иногда это трудно, приходится психологически выкладываться, но ведь на чаше весов страдание вашего ребенка.
И если работу можно поменять, то ваш ребенок с вами до конца жизни. Значит, надо собрать силу воли в кулак и не поддаваться на провокации. А параллельно, конечно, искать хорошего семейного психолога. Первое место среди причин разводов – психологическая неготовность к семейной жизни. И речь идет не о неумении готовить, а о нежелании супругов поступаться своими интересами, эгоизм, чудовищная инфантильность, которая как ржавчина поразила наше общество. «Я все равно буду о нем заботиться», – еще одна замечательная манипуляция, которой прикрываются взрослые, как щитом. Но что такое забота? Разве это только функционал – готовка, стирка, оплата образования, каникулы на Мальте и покупка гаджетов? Может, я открою тайну, но ребенок воспринимает заботу несколько иначе. Для ребенка забота взрослого – это возможность ему довериться. Не просто доверять, а довериться, ощущать чувство безопасности, иметь стену, на которую всегда можно опереться. А как опереться на стену, которой нет? Как довериться человеку, который уже один раз предал? Дети не умеют рассуждать философски, входить в положение. Для них развод – предательство одного из родителей. Кто не с нами– тот против нас. Иногда срабатывают защитные механизмы, и внешне у ребенка все в порядке. Да, папа теперь приходит по воскресеньям. С ним можно ездить на каникулы, гулять в парке. Но кто знает, как боль, загнанная глубоко в подсознание, отзовется в будущей жизни! Модель отношений с людьми закладывается в раннем детстве и раскрывается во взрослой жизни. У каждого человека есть так называемый жизненный сценарий, который управляет его судьбой. А какой сценарий у человека, который ребенком столкнулся с предательством близких? Недоверие, цинизм (часто спрятанный под маской сарказма) по отношению к противоположному полу, трудности с коммуникацией. Девочки начинают искать отца в будущем муже, чтобы компенсировать его полноценное отсутствие в детстве. Отношения «папа – дочка» в браке не самые устойчивые, тем более что они мешают развитию личности «дочки», ее взрослению. Молодые люди начинают испытывать свои половинки на прочность. Закатывать скандалы, исчезать на несколько дней, хамить. И все это с одной неосознаваемой целью – чтобы получить ответ на мучивший с детства вопрос: любят или нет? Если простил, понял – то любит. Беда в том, что любая проверка кажется недостаточной, и они заходят все дальше и дальше. Но тут уж, как говорится, всему есть предел, «половинка» уходит, как бы подтверждая: да, ты гадкий, тебя не за что любить. И все начинается по новой: поиски, проверки, расставание. Вы такой судьбы хотите собственному ребенку, такой сценарий уготовили для него?
Еще хуже, если взрослые делают ребенка участником конфликта. Это может быть и прямое приглашение к обсуждению ситуации: «Твой папа – неудачник, не в состоянии купить нам дом». Но может быть и спрятано под маской благопристойности: «Передай своей матери, что завтра в 10 ее ждет мой адвокат». Такие действия наносят более глубокую травму, и со временем потребуется больше сил и средств для коррекции ее последствий. Понятно, что решение о разводе не принимается мгновенно. Что из года в год копились проблемы, которые можно было решить, но жалко тратить на это свои время и деньги. Вдруг само рассосется. Не рассосется. Поэтому не доводите до крайности, обратитесь за консультацией к хорошему специалисту, который объяснит вам причины конфликта и его возможные последствия. Единственная причина, когда развод является благом, – пристрастие одного из супругов к наркотикам или алкоголю, а также неконтролируемая агрессия. Во всех остальных случаях можно помочь. И помните – развод никогда не проходит для ребенка бесследно. Вырастить психически здорового, успешного, позитивного наследника в наше время, учитывая размер пенсии, является насущной необходимостью. И ради этого можно постараться. Если подросток получил травму при разводе родителей, я часто применяю метод сказкотерапии. В психологии пока нет точного определения метода, поэтому многие люди относятся к нему скептически. Считают, что это нечто, близкое к эзотерике, такое эфемерное, ненастоящее. Тем не менее, сказкотерапия довольно объективный и точный метод, который применяется при работе с психотравмой. Ведь сказка нацелена на решение конкретной проблемы с помощью использования метафор. Любой человек, а тем более подросток, не всегда может рассказать о травмирующей ситуации напрямую. Это бывает слишком больно. А так, с помощью образов, иносказаний и метафор, можно выделить травмирующую ситуацию и начать с ней работать. А например, психолог-сказкотерапевт М. А. Одинцова по большому счету считает сказкотерапию – авторские сказки – «волшебной таблеткой». И знаете почему? – В момент острых переживаний большинству людей присуща сильная эмоциональная поглощенность своими переживаниями. Это сильно сужает сознание, мешает взглянуть на проблему отстраненно. Авторская сказка (то есть та, которую подросток сочинил самостоятельно) позволяет человеку – а эмоционально неустойчивому подростку особенно, – абстрагироваться от сильных эмоциональных переживаний, как бы со стороны посмотреть на проблему. – Авторская сказка позволяет увидеть и мобилизовать собственные ресурсы. Великий Анохин был совершенно прав, считая, что наш организм – функциональная система, сформированная для достижения заданного полезного результата в процессе своего функционирования. А что может быть полезнее для организма, чем снятие внутреннего напряжения? Опираясь на собственные ресурсы, подросток быстрее сможет разрешить травмирующую ситуацию. – Создавая авторскую сказку, подросток незаметно выходит за границы своего «Я», расширяя тем самым свое сознание. Соответственно, он как бы смотрит на ситуацию другими глазами, под другим углом. – Создавая собственную авторскую сказку, человек начинает видеть, какими путями можно разрешить этот острый психологический конфликт, что придает уверенность в собственных силах. С точки зрения методологии основным инструментом сказкотерапии является метафора. Она помогает в мягкой, щадящей форме выявить проблему, определить глубинные стороны внутреннего конфликта, оказать корректирующее воздействие в безопасной, сберегающей здоровье форме. Не каждый взрослый может говорить о травмирующей ситуации прямо, открыто называя вещи своими именами, а подросток тем более может отказаться от традиционной психотерапии из-за страха повторного внутреннего проживания травмирующей ситуации. Существуют разные способы проведения сказкотерапевтической сессии: обсуждение любимой сказки, написание подростком собственной сказки с последующим ее обсуждением со специалистом, инсценировка сказки и многое другое. Идея сказкотерапии основана на концепции, что метафора есть главная ценность, основной носитель информации о произошедших событиях, жизненных ценностях, целях и, в случае авторской сказки, внутреннем мире автора. Так как авторская сказка обладает хорошим психотерапевтическим эффектом, я рекомендую подросткам время от времени сочинять сказки, что называется, для себя. Неважно, покажет он ее психологу или нет. В любом случае это принесет ему некоторое облегчение, особенно если сказку составить правильно. Правила создания авторских сказок очень просты, и они очень напоминают структуру русских народных сказок.
1. Сказка должна быть похожа на проблему подростка, но явное сходство должно быть исключено. 2. Сказка должна предлагать другие, позитивные, здоровые пути решения проблемы, которые впоследствии помогут подростку справиться с аналогичной проблемой. 3. Последовательность сказочного сюжета должна быть следующая:
– Жили-были… – Как-то раз… (описание проблемы, конфликта, с которым сталкивается герой. Проблема должна быть похожа на проблему подростка) – И вот тогда, чтобы… (далее демонстрируются здоровые, позитивные пути решения проблемы) – Кульминация (как главный герой решает конфликтную ситуацию) – Чем закончилась сказка (обязательно позитивный и жизнеутверждающий конец) – Урок сказки (какие уроки извлекли герои) Вот и в случае с Аней этот метод помог создать некоторое равновесие в ее душе. По крайней мере, она теперь не мечтает усесться к кому-нибудь на шею и ехать так по жизни. Самое главное, в чем удалось ее убедить – самой взять ответственность за собственную жизнь. А это самый важный шаг на пути к преодолению той установки «жертвы», которая была у нее все эти годы. Ведь именно степенью ответственности отличается психически здоровый, жизнестойкий человек от «жертвы». Психологи пришли к выводу, что сегодня большинство наших сограждан при возникновении сложной ситуации предпочитают выбирать позицию жертвы. В научной литературе это интерпретируется как достаточно устойчивое личностное качество или склонность индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения. Считается, что жертвой являются носители пораженческой психологии, инфантильности, иждивенчества, неконструктивных стратегий преодоления.
Как личностное свойство, психология жертвы проявляется у людей в виде неспособности и нежелания отстаивать собственную позицию, брать на себя ответственность за принятие решений.
Отсутствие ответственности – одна из важнейших характеристик жертвы. Психолог В. С. Мухина считает, что жертвой принято называть человека, который отдает ответственность за себя и контроль над своей жизнью обстоятельствам или другим людям. В связи с этим в психологии закрепилось такое понятие, как «установка жертвы». Под установкой жертвы понимается специальная форма психологической установки, в основе которой лежит тенденция к инфантилизации, иждивенческая направленность, стремление к пассивности, использование неконструктивных способов решения трудной ситуации, которые только препятствуют и затягивают преодоление трудностей. Позиция жертвы имеет слишком много минусов, дорогие родители, чтобы позволить ей расцвести пышным цветом. Особенно все минусы этой позиции родители начинают ощущать в старости, когда так хочется опереться на твердое плечо уже выросших детей. Но опираться надо на то, что сможет вас выдержать. Твердое. Прочное. Никому же не придет в голову опереться на травинку – согнется, смысла нет никакого. Так как же вы, будущие пенсионеры, собираетесь опереться на человека, который и с себя-то ответственность хочет снять, не то что отвечать за кого-то другого? Нет, дорогие, это вы будете работать до самой пенсии своих детей. Вы будете им помогать и тащить их на себе. А что вы хотели? Где-то 16–18 лет вы делали все, чтобы ваш сын или дочь выросли невротичными, тревожными, с низкой самооценкой, с комплексом жертвы. Отмахивались от их эмоций, наказывали за инициативу, всем своим видом, всеми своими действиями вы внушили им, что они не могут справиться с самыми элементарными задачами, что другие в любом случае сделают лучше. Да, вы постарались, дали им образование. Но если бы вы, дорогие родители, видели, как много людей с хорошим образованием ничего не добились в жизни, так как боялись ответственности. Так что уделите развитию адекватной самооценке подростка самое пристальное внимание. Даже если вы что-то упустили в детстве, сейчас еще не поздно кое-что исправить. Для этого достаточно соблюдать некоторые важные правила: 1. Для начала в принципе убедитесь в адекватности самооценки подростка. Прислушайтесь, как он о себе отзывается, что говорит о своих способностях, умениях. Вас должны насторожить такие обороты, как «у меня ничего не получится», «я ничто», «другие это сделают лучше», «даже я понял» (если это сказано без иронии). 2. При обнаружении тревожных симптомов проанализируйте причину. Возможно, его окружение намного умнее и успешнее (например, вы перевели вашего ребенка в математический класс, а у него и в обычном была по математике слабая четверка. У подростка может возникнуть комплекс неполноценности). Или вы постоянно предъявляете ему завышенные требования. Или сравниваете с другими не в его пользу. 3. Низкая самооценка – предтеча позиции «жертва», когда человек всю жизнь ищет поддержки извне. Любимый прием человека-жертвы – переложить ответственность за свою жизнь на других. Беда в том, что со временем желающих тащить на себе несчастных жертв становится все меньше. 4. За хорошее – хвалите, за плохое – ругайте, но не личность, а поступки. И не бойтесь перехвалить, аргументируя тем, что «вырастет эгоистом». Если вы хвалите за дело – не вырастет. 5. Если вы все-таки обнаружили, что самооценка хромает – начинайте действовать. Самооценка растет пропорционально преодоленным трудностям. То есть чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах. Только не берите на «слабо» («Ты что, не можешь?! » «Давай, дерзай, у тебя все получится)». Действуйте аккуратно («Давай еще раз попробуем», «Давай вместе»). И поищите хорошие тренинговые группы или психолога. 6. Для подростков очень важно мнение ровесников – одноклассников, друзей. Присмотритесь к тем, с кем общается ваш ребенок, – не является ли его низкая самооценка результатом травли. Если выяснится, что это действительно так, немедленно переводите подростка в другую школу, пока ему окончательно не сломали психику. А уже потом будете бороться за справедливость. 7. Попробуйте, говоря языком бизнеса, определить конкурентное преимущество вашего ребенка и развивайте его. Если ваше чадо хорошо рисует – отдайте его в хорошую художественную школу, если имеет изумительные густые волосы – найдите хорошего парикмахера. Ему будет легче перенести неудачи, зная, что уже есть что-то, в чем он на высоте. 8. Формированию высокой самооценки способствует успешное преодоление трудностей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку. 9. Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием. 10. Говорите почаще своему ребенку, что любите его. Не прячьтесь за рассуждениями о том, что он уже взрослый, что любовь видна в поступках и вообще это все телячьи нежности. Подростки ранимы и нуждаются в поддержке, может, даже больше, чем маленькие дети. А что может быть более ободряющим, чем слова самых близких людей: «Я люблю тебя, ты у меня замечательный! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|