Преподобный Максим Грек. (1475-1556)
Родилсе в Эпире От 70 до 75 год рождения в семье благочестивой и богатой. в Миру Михаил Триволис, желая получить хорошее образование поехал в Италию. около двенадцати лет с 1492 по 1505 год. В Италии уже в первой половине 14 века проснулась горячая страсть к изучению классической античной литературы, классических древностей. Здесь Михаил учился у знаменитых учителей гуманистов в Венеции, в Падуе, во Флоренции, Ферраре; учился у знаменитого Пико Мирандоллы. Учился классическому древнему греческому языку, древней аристотелевской философии. Поехал во Флоренцию. О Флоренции тогда говорили: в развратной Италии прекраснейшая Флоренция была городом развратнейшим, уступавшим только Риму. Духовный упадок в Италии, папы Александр 6 (Борджи) –наихудший. Философы, обольщёные язычеством твердили "христианская вера годна только для старух и невежд". Где безверие там и суеверие. В Италии господствовала чрезвычайная страсть к астрологии. И молодой Михаил тоже увлекался ею. И вот во время этого нравственного упадка во Флоренции появился Иероним Савонаролла. Он, готовившийся быть врачом на 23 -м году жизни почувствовал стремление вести монашеский образ жизни. Он вступил в орден доминиканцев. Через 14 лет истый прповедник и профессор был назначен аббатом Флорентийского монастыря Св. Марка. Вот этот молодой проповедник возгоревшись ревностью истребить во Флоренции два греха — содомский и ростовщичество Савонаролла выступил пламенным проповедником покаяния. Он стал властителем дум. После его проповеди богатые и знатные тащили все драгоценности из домов и складывали на площади. Он всё это поджигал и делал большие костры. Он называл это сожжением суеты. Успех его был грандиозен. Папа пытался принудить его к молчанию, но не имел успеха. По фларентийском суде сожжен в 1498. После пятилетней прповеди Савонаролла был сожжён на главной площади в 1498 году 23 мая.
Этот пример религиозного энтузиазма зжег и Михаила Триволиса. Михаил Триволис под впечатлением казни учителя в 1502 году принял постриг с именем Максим в доминиканском монастыре во Флоренции. Руководство монастыря и доминиканцев отреклось от Савонароллы как от страшного еретика. Тогда в 1505 году он бежит на Афон приняв православие, сохранив имя принятое им в монастыре Св. Марка. На Афоне было 18 монастырей с богатыми книгохранилищами. Он становится насельником Благовещенского Ватопетского монастыря. Изучает восточных отцов. После десятилетнего пребывания на Святой Горе он был приглашён в Россию. В 1515 г. великий князь Василий Иоаннович и митрополит Московский и всея Руси Варлаам обратились на Афон с просьбой прислать в Москву ученого инока Савву для того, чтобы перевести с греческого Толковую Псалтирь из государевой библиотеки. Но Савва был уже стар и болен. Вместо него отправляется в далекую Россию Максим. В 1518 году он прибывает в Москву, ненадолго, как ему тогда казалось. Но волею Божией ему было суждено остаться в России навсегда. В Москву прибыл 4 марта 1518 года. На жительство его поместили в Чудовом монастыре и питали от царского стола. Здесь он занимался переводом толковой псалтири. При митрополите Варлааме преп Максим греку было комфортно и появилось множество знакомых, перевел за … Стали поручать другие работы задерживая его от отьезда. Теперь ему поручили исправление богослужебных книг. Он просмотрел Цветную Триодь, Часослов, Евангелие. Затем он вступил в спор о монастырских вотчинах; выступал против стяжателей. Его поддерживал митрополит ВАрлаам. Поэтому питали его от царской трапезы. Но вот пришёл митрополит Даниил (1521 — 1539). Он питал к нему ненависть ожесточенную. Понятно почему. Потому что Даниил был иосифлянином. Он ждал повода, чтобы наброситься на нестяжателя. Митрополит хотел, чтобы Максим перевёл церковную историю Феодорита Кирского, которую он намеревался использовать как пособие в борьбе с нестяжателями. Максим от перевода отказался. Почему? История Феодорита отличается объективностью. В ней остались сочинения и выдержки еретиков. Он соблюдал этикет диалога и спора. Максим боялся, что он заразит ересями добродушных москалей. Он болся соблазнить маловерных. Он востановил против себя и великого князя Василия Третьего, ибо он был "лют на критику всего и вся". Повидимому, Максим критически отзывался о разводе князя с Соломонией Сабуровой, которую отправил в монастырь в Суздале. В начале 1525 года Максим был взят под стражу. Его судил митрополит с собором епископов. Его обвинили в ереси. В одной из книг он писал "о Христе яко седение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее». Второе обвинение: его обвинили в политическом преступлении, будто бы Максим и его сообщник посылали грамоты к турецким пашам поднимая султана на Россию. Обвинили еще в волхвовании.
На суде ему говорили: "Да ты же, Максим, волшебными хитростьми еллинскими писал еси вотками на дланях своих и распростирал длани свои против великлго князя, также и против иных многих поставлял волхвуя". Максим был отлучен от Церкви и приговорён к пожизненному заключению в Иосифо — Волоцком монастыре. Где " мразы и дымы и глады уморен был". Впервом заключении был 7 лет. Новое расследование против Вассиана Патрикеева прелюбодейный брак с Глинской и Максим Грек 1533 вызван как свидетель но обвинили в ереси и осудили второй раз и переревели Тверской Отроч Монастырь. В этом монастыре 20 лет но более в мягких условиях, разрешил владыка Акакий ему писать, он написал Канон Святому Духу. Преп Максим в России прожил 30 и 27 в заключении. Митрополит Даниил, как уже говорилось, был смещен с Первосвятительской кафедры в 1539 г. Это была эпоха смуты в Московском государстве, вызванной малолетством великого князя Иоанна IV и своеволием боярских группировок, фактически узурпировавших власть в стране.
причащаться Святых Таин, чего он был лишен уже около 17 лет. Преп. Максим послал Макарию вместе с просьбой написанное им «Исповедание православной веры», которое должно было подтвердить, что опальный инок верует православно. Но митрополит Макарий оказался в очень деликатной ситуации, так как в Иосифо-Волоцком монастыре еще доживал свой век осудивший Максима бывший митрополит Даниил, а в Кирилло-Белозерской обители пребывал другой бывший Первосвятитель – Иоасаф (Скрипицын). По этой причине Максиму, в виновность которого митрополит Макарий, как и все, конечно же, не верил, он в ответ все же написал: «узы твои целуем, яко единого от святых, а помочь мы тебе ничем не можем, ибо жив связавший тебя». Тогда Максим Грек написал Даниилу, прося его снять с него прещение. Но для Даниила это значило бы признать свою и соборную неправоту, а следовательно, дать повод обвинить его самого. Поэтому бывший митрополит Максима невиновным не признал, но посоветовал, тем не менее, слукавить и причащаться без всякого снятия прещения, под предлогом смертельной болезни. Только после смерти Даниила участь Максима была облегчена. Отпустить его домой, на Афон, не решились. Возможно, боялись за репутацию Русской Церкви после всего, что с Максимом случилось. Но в 1551 г. игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий упросил царя Иоанна Грозного и митрополита Макария перевести Максима к себе в обитель. Инок-страдалец получил разрешение от Макария причащаться Святых Таин и окончил свою жизнь в 1556 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Погребли его с почетом, как подвижника, в Свято-Духовской церкви. Канонизирован он был в год 1000-летия Крещения Руси, хотя местно он издревле почитался как один из Радонежских святых. Его иконы известны уже с XVII в. Мощи преп. Максима были обретены в 1996 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|