Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Митрополит Иосаф Скрипицин 1539-1542




Был поставлен митрополитом из игуменов троицкого монастыря. Настоятельство 1529-1539, Просветительство 39-42, на покое …

Крестил малолетнего Ивана 4 (Грозного).

Выборы следующего митрополита были смешными. Иоасаф избран на третий день 5 февраля, а 9 феврала посвящён. Процедура была традиционной. Избирали трёх кандидатов: арх. Иону Чудовского, архимандрита Иоасафа и архимандрита Феодосия Иоасафа очень желали Шуйские.

В сохранившемся чине поставления Иоасафа замечают то, что он не отказывается от константинопольского патриарха как это делалось с митрополита Геронтия. Он говорил: "Во всем последую и по изначальству согласую во всем со всесвятейшим патриархом, иже держащем истинную и непорочную православную веру". Но Непонятно почему митрорполит занял сторону Бельского, который был в узах. Митрополит его освобождает и ставит главой правительства, но люди Шуйского затеяли мятеж и, захватив Бельского отправили в ссылку и убили, а митрополичий дом забросали камнями. Митрорполит искал убежища в доме государевом, но бояре пришли сюда и взяли его с тем, чтобы зат очит в Кирилло — Белозерском монастыре. Митрополит согнан с великим бесчестием, затем переведён в ТСЛ, где был до этого. Здесь хранились 23 рукописи митрополита. Как ученый муж, он заказал Новгородскому священнику Агафону составить великий миротворческий круг(532 года — Великий Индиктион), содержащий пасхалии. Близкий по взглядам к нестяжателям он не жаловал Иосифа Волоцкого и болел за монастырских крестьян. В 1551 году ему прислали для просмотра постановления стоглавого собора. В одном из замечаний заботится о том, чтобы крестьяне не были подавляемы налогами. Он умер в ТСЛ в 1555 году в месте с Максимом Греком. Голубинский пишет: "Он освободил Максима Грека от темничного заключения". А Карташов пишет, что его освободил старец Артемий, тогда выдающийся сановник в Церкви.

 

 

Митрополит Иоасаф в 1540 г. добился освобождения Бельского и привлечения его к участию в государственных делах.

Недовольные этим Шуйские организовали заговор. В ночь на 3 января 1542 г. они подняли в Кремле мятеж. Бельский был арестован и сослан на Белое озеро, где его вскоре умертвили. Митрополит Иоасаф, которого мятежники забросали камнями, скрылся на кремлевском Троицком подворье. Бунтовщики едва не убили его. Показательно, сколь быстро, благодаря усилиям Василия III и митрополита Даниила, упал на Руси авторитет митрополичьей власти. Первосвятителей уже запросто низлагают и побивают камнями, причем даже не законные самодержцы, а мятежные мужики, купленные на деньги временщиков Шуйских. Такое отношение к Предстоятелю Русской Церкви также весьма наглядно характеризует трагические перемены, происшедшие к середине XVI в. в духовном облике русского человека. Взятый под стражу Иоасаф вскоре был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Потом, в 1547 г., по случаю венчания Иоанна Грозного на царство, его перевели в Троице-Сергиеву обитель, где он позднее, так же как и Максим Грек, пребывал под началом сердобольного старца Артемия и скончался в 1555 г.

 

 

Св. Митрополит Макарий (1542-1563)

Партия Шуйских поставила митрополита Макария (архиепископ новгородский) канонизирован 1988 году. Нодился ок 1480(81,82) точная дата не известна. Ум 31 декабря 1563 года. Профессор архимандрит Макарий находит его родство с Иосифом Волоцким. Известно, что его отца звали Леонтием, а мать в иночестве Евфросиния. Овдовел, потом умерла его дочь. Сам Макарий постриженник Пафнутиева монастыря. Затем Стал настоятелем Лужицкого монастыря под Можайском. Здесь находит чудотворную икону Святителя Николая. На поклон к этой иконе ездили государи. Великий князь Василий Иванович, который заметил "учительного" архимандрита. В 1526 году он был поставлен в архиереи Новгорода. С 1478 года когда Великий Новгород окончательно покорён Москвой здесь было три архиерея, поставленных Москвой. Сергий, Геннадий и св Серапион. Отношения с Москвой не складывались. Новгородская паства приняла Макария с большим энтузиазмом. Много трудился о положении священников. Навел порядок в монастырях, ввел общежительный устав. Из 24 обителей 18 сделал общежительными. Запретил купно жительство монахов и монахов. В качестве священников направлял белое духовенство. Украсил Софию Новгородскую, новый иконостас, Колокол. Авторитет в Новгороде был высокий Елена Глинская просила помочь в выкупе пленных, монастыри помогли без ропота.  Начал большой труд собрание чтимых книг на Руси и создал чети минеи. Именно на него обратили внимание когда нужно было избрать нового митрополита. Шуйские занимали воеводские должности. 1542 произошло против его воли поставили на митрополичью кафедру. Новый митрополит не обольщался относительно своего высокого положения в Московском государстве. Он слишком хорошо помнил, чем окончили два его предшественника, а потому поначалу повел себя весьма осмотрительно и мудро. Макарий понимал, что любые его активные действия, начатые преждевременно, будут чреваты его низложением, если вызовут недовольство всесильных Шуйских. Митрополит Макарий в первые годы своего святительства не проявляет почти никакой активности ни в делах государственных, ни в делах церковных. Он упрочивает свое положение. Понимая, что великий князь Иоанн подрастает, и боярскому правлению скоро придет конец, митрополит не проявляет симпатий ни к одной из придворных группировок. Он занимается по большей части литературными трудами и систематизацией своих археографических материалов. Макарий ждет.

Однако его бездействие нельзя назвать полной отрешенностью от своего первосвятительского служения. Как человек духовной жизни, как печальник за обидимых, он все же не может сдержаться, когда необходимо вступиться за гонимого, хотя это и чревато конфликтом с Шуйскими. Здесь совесть архипастыря побеждает в нем осторожного царедворца. В 1543 г. св. Макарий по просьбе молодого государя заступился за одного из любимых Иоанном бояр – Феодора Воронцова, на которого Шуйские и их клевреты напали прямо во дворце и хотели убить. Тогда один из сторонников Шуйских – боярин Головин – наступил на мантию митрополита и разорвал ее. Это было не просто проявление грубости или наглости со стороны Головина, но символический знак – напоминание и угроза митрополиту. Вплоть до конца 1546 г. о Макарии опять почти ничего не слышно.

Между тем, подрастал будущий Иоанн Грозный. Детство молодого государя было ужасно. Отца он не знал, так как Василий III умер, когда Иоанну было около трех лет. На его детство пришлись годы боярской смуты. В конце 1543 г. 13-летний Иоанн впервые показал, что из пережитого в детские годы он ничего не забыл и не простил. Умный отрок прекрасно разобрался к этому времени в рабской психологии бояр и понял, что самым действенным средством против всех этих заносчивых княжат является жестокость, способная поселить в их душах животный страх. Иоанн решил впервые показать всем, кто настоящий хозяин Руси. С ужасом бояре поняли, что пока они ссорились и дрались у престола, на Руси вырос новый государь, обещавший стать не меньшим самодержцем, чем его дед и отец. В конце 1546 г. Иоанн приглашает митрополита Макария к себе. Между ними состоялась очень долгая беседа, после которой митрополит «вышел с веселым лицом»: Иоанн объявил святителю о своем желании венчаться на царство.. Скорее всего к этой мысли его исподволь подтолкнул Макарий, убежденный сторонник идеи Третьего Рима, ревнитель престижа Русской Церкви и Русского государства. Венчание на царство состоялось 16 января 1547 г. Венчал его святитель Макарий. Иоанна IV патриарх Константинопольский Дионисий называл царским титулом в грамоте 1556 г. Однако на Руси ждали официального признания, о чем в Царьград ездил хлопотать архимандрит Феодорит. Специальная грамота о признании царского достоинства за Иоанном и его потомками, подписанная Константинопольским патриархом Иоасафом II, была получена в Москве в 1562 г. Православный мир окончательно признавал, что родилось Московское царство, преемствующее погибшей Византии.

В феврале 1547 года Иван вступает в брак с боярыней из рода Феодора Кошки Анастасией Романовной Юрьевой. 13 лет был счастливый брак. В этом же году был большой пожар, который испепелил большую часть Москвы. В этом несчастье царь увидел кару Божию. Большое влияние на него оказывал протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Он пришёл из Новгорода и был близким человеком митрополиту. Именно Сильвестр подвигнул Ивана к покаянию. Возле царя образовался кружок во главе с Алексеем Адашевым — это избранная рада. 

 

В его ближайший кружок, помимо митрополита Макария, вошли Благовещенский протопоп Сильвестр, окольничий Адашев, князь Курбский и ряд других деятелей, которые составили вокруг молодого царя т. н. «Избранную Раду». Именно в этом кружке принимались важнейшие для жизни страны решения, задумывалась программа реформ. Центральной фигурой в Раде был протопоп Сильвестр, переведенный Макарием в Москву из Новгорода и ставший царским духовником. Протопоп имел на молодого царя колоссальное влияние. Именно он убедил Иоанна в том, что пожар Москвы – это грозное знамение, которое послано, дабы убедить государя в необходимости больше радеть о благе державы и народа.

 

 

Карташов пишет: "Исполнилось сто лет автокефалии Русской Церкви. Особое положение русской Церкви во вселенной, в которой крепко убеждён митрополит, требовавший торжественного прославления всех русских угодников". Макарию нужно было доказать, что Русская Церковь хотя и в единонадесятый час вступила в историю, но превосходила своим усердием даже делателей первого часа. На доброй тучной земле они приносили плод с торицею. Русская Церковь воспитала таких святых мужей, что вселенная удивляется их добродетельному житию. По митрополиту Макарию славу всякой Церкви составляют его святые. 26 февраля 1547 года царь Иван созвал собор, но сам в нем он не участвовал. На нем прославили 14 святых Русской Церкви; через два года собор канонизировал ещё 25 угодников Божиих: тридцати было установлено общерусское празднование, а девяти — местное. Такого ещё в истории Церкви не было. Ведь до Макария было прославлено всего 22 общепочитаемых русских святых. Среди прославленных были Св. Александр Невский, митрополит Иона, Стефан Пермский, Евфимий Суздальский, преп. Никон Радонежский. Из перечисленных только три святых нерусского происхождения: это три Виленские мученика. За основу канонизации и её критерием был факт чудотворения. "С того времени церкви Божии в русской земле не вдовствуют памяти святых. И русская земля сияет православием, верой и учением, якоже вторый Рим. Тем бо вера православная непроказися магометовою прелестию от безбожных турок, зде же в русской земли паче просия святых отец наших учение" (летопись). Карташов пишет: "Как Ивана Третьего, Василия Третьего, Ивана Четвёртого называют собирателем русских земель, так Макрия называют собирателем Русской Церкви".

1550 Земский Собор (решали политические вопросы)– исключительное событие, предприятие по тем временам исключительное. Царь держал речь к народу на Красной площади – это рождало невиданное доселе впечатление единения всего народа вокруг своего монарха. Впрочем, в это время это именно так, вероятно, и было – русский люд любил своего молодого, энергичного, жесткого (пока еще не жестокого), но справедливого царя и многого от него ожидал. Тем более, что свою речь Иоанн начал с обличения боярского своеволия и лихоимства. Расправы, однако, не последовало – царь призвал всех по-христиански простить друг другу обиды и впредь блюсти справедливость. Сам Иоанн обещал стоять на ее страже и призывал митрополита и иерархов обличать его, государя, если в чем он будет не прав. Адашев был приставлен царем к разбору челобитных, которые царь обещал принимать от каждого в случае утеснений и несправедливости.

Стоглавый собор.

(23 февраля по 11 мая 1551 г.)

Сокращенно — Стоглав. Академик Голубинский чтобы постановления отличить от собрания священнослужителей кодекс назвал «стоглавником». Свое название Стоглавый собор получил от разделения книги его постановлений на сто глав. Евгений Голубинский, а за ним историк Виппер сравнивали время Макария с католической контрреформацией. А в Стоглавом соборе видели своего рода Тридентский собор 1545-63 гг. Стоглав имеет несколько изданий. Первое издание осуществили Казанская Академия в 1862 г. Присутствовали все 9 епископов, многие архимандриты, игумены и строители монастырей, пустынники и духовные старцы из простых монахов, протопопы, священники, т.е. собор представлял все слои духовенства.(1-я особенность собора — продолжительность, вторая — представительность). Собор открыл молодой 20-летний царь краткой вступительной речью, а затем кто-то из соборян выступил с пространной речью, принадлежавшей самому государю, в последнем докладе Иван каялся в грехах юности и всех призывал каяться и исправляться. Он предложил собору 69 вопросов о недостатках церкви. (об уставности и чинности служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйи и другое) Сейчас трудами русских историков (Голубинского, Ключевского, Каптерева) установлено, что греки до 8 в. крестились одним перстом, причем крестили только чело. Потом входит двоеперстие, а с 13 в. — троеперстие.

1. Церковное богослужение, а именно: об уставности и чинности служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйи и другое. Рассмотрим два положения — о крестном знамении и о пении аллилуйя. Сейчас трудами русских историков (Голубинского, Ключевского, Каптерева) установлено, что греки до 8 в. крестились одним перстом, причем крестили только чело, либо отдельные члены. Потом входит двоеперстие, а с 13 в. — троеперстие. Мы же, когда крестились, от своих учителей греков взяли двоеперстие и, как истые христиане, неизменно хранили двоеперстие. Так что прав Столгав, который назвал двоеперстие исконным. А почему защита двоеперстия приняла токай ожесточенный характер, потому, что Москва уже — Третий Рим, мы сами с усами! А греки уже обольщены махметовой прелестью, католиками. Вот почему на этом соборе так утрировался вопрос о двоеперстии и о сугубой аллилуйя.

2. Архиерейское управление и суд.

3.Жизнь высшего и приходского духовенства.

4. Монастыри и монашество.

5. Христианская жизнь мирян.

Снова вернусь к первому вопросу о богослужении. В отношении богослужения собор постановил, чтобы все службы были совершаемы сполна и по уставу, чтобы служба проходила чинно, как со стороны поющих, так и молящихся. «Попы и церковные причетники в церкви пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные исходят из уст их. Попы в церквах бьются и дерутся промеж себя».

Чтоб иконы писаны были удовлетворительно.

усилить контроль за приходским духовенством, но и ограничить самоуправство архиереев во взимании разных пошлин с попов и от поборов епархиальных чиновников (десятинников) с духовенства и мирян. Для подготовки кандидатов во священники собор рекомендовал улучшить училища грамотности и проявить епископам большую строгость к ставленникам. …контроль настоятелей над имуществом и доходами монастырей.

Изгнать из монастырей пьянство и распущенность. Запретить настоятелям отдельные трапезы в своих кельях и объезды вотчин. Запретить общие монастыри. Вот как Иван Грозный говорил в 37 вопросе: «В мужских монастырях живут миряне с женами, а в ином монастыре даже монахи и монахини вместе, а также попы, дьяконы и дьяки, и пономари с женами живут в мужских и женских монастырях. В 9-м и 22-м вопросе: «Черницы и черницы по миру волочатся и живут в миру и не знают, что то слывет монастырь». В 8-ми 9-м вопросах: «Архимандриты и игумены службы Божией и трапезы, и братства не знают. Покой только себе с гостьми в кельях имеют да племянников своих вмещают в монастырь. Иван IV уже не в Стоглаве, в письме к игумену Белоозерского монастыря пишет: «У Троицы, в Сергиевом монастыре, благочестие иссякло». При царе Иване III Паисий благочестивый игумен Тоицкой лавры не мог превратить чернецов на молитву, посты, воздержание. По судебнику Ивана IV монахам и монахиням было запрещено продавать своих детей. Воспоминания англичанина Флечера: «Монахи самые оборотливые купцы во всем государстве. Торгуют всяким товарами и деньги дают в рост». Запретить монахам странничать. Принять меры против строителей новых монастырей, делавших сие не для Бога, а для обмана людей и для своего чрева. Собор преследовал во-первых судебное целование креста на лживе и содомский блуд. Против безнравственных обычаев: стрижение бороды, имевшее безнравственную цель — содомский грех. Запрещал собор совместное мытье в банях.

11 мая собор завершил работу 1551 года.

ограничивает монастырское землевладение.

1. В будущим монастырям и архиереям вотчин без доклада царю не покупать.

2. Возвратить прежним владельцам вотчины, которыми монастыри завладели за долги.

3. Вернуть боярам села, волости, рыбные ловли, данные архиереям и монастырям после смерти Василия III(1533 г.).

 

СОБОР ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ.

(1553 — 1554)

Отголоски ереси жидовствующих. Пропаганда с запада (лютеранство).

Вопрос иконописания.

Митрополит Макарий предупредил дьяка. Протопоп Сильвестр невзлюбил дьяка, был протопоп из Новгорода. Собор приговорил 3 годичной епитимии дьяка. Висковатый был прав но ошибался на 7 всел Собор о алегорич и исторической части изображения.

1554 дьяк осужден из-за не согласия. Пострадал в защиту жертв опричников. Обвинен в связи с турками, поляками и татарами. опричник Реутов отрезал срамный уд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...