Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация форм воспитательной работы




Тема 8. СИСТЕМА ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие «форма воспитательной работы»

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие; во-вторых, есть множество клас­сификаций форм воспитательной работы. В начале 1970-х годов на страницах журнала «Советская педагогика» шла продолжительная дискуссия об основаниях этой классифи­кации, но прийти к какому-то результату так и не удалось. В словаре С. И. Ожегова дается 9 значений слова «фор­ма». Когда говорят о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение ее содержания через определенную струк­туру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова опре­деляет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, проце­дур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); со­вокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитатель­ной работы.

Чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспита­тельной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма вос­питательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционны­ми и используются многими педагогами (беседы, коллек­тивные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как счи­тает В. С. Безрукова, педагогическая форма — это завершен­ная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов 2.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Раз­личные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее за­кладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой фун­кции предполагает не только одностороннее сообщение уча­щимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитатель­ной работы можно определить как регулирующий отноше­ния педагогов и учащихся основной компонент организа­ции педагогического процесса.

Форма по сути организационно обеспечивает реализа­цию целей, содержания, принципов и методов воспитания Детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первона­чальному замыслу. Примером этого является трансформа­ция конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Ког­да?», в конкурсы по предметам, в конкурсы профес­сионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

 

Классификация форм воспитательной работы

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стре­мятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собирать такую «коллекцию» не имеет смысла. Перечис­лить все формы воспитательной работы просто невозмож­но, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повто­ряет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классифика­ция форм воспитательной работы. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной рабо­ты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по призна­кам: целевой направленности, позиции участников воспи­тательного процесса, объективных воспитательных возмож­ностей.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в кол­лективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные призна­ки такого типа форм — это прежде всего созерцательно-ис­полнительская позиция детей и организаторская роль взрос­лых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулиру­ют и т. п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обо­значающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Ти­това относит так называемые дела. Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые чле­нами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников целью отдыха, развлечения, обучения. Прежде чем говорить о классификации форм воспитатель-? ной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, т. е. определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и прове­дения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколь­ко продолжительны эти отношения, сколько времени гово­рит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить:

• на кратковременные (от нескольких минут до несколь­ких часов);

· продолжительные (от нескольких дней до нескольких' недель);

· традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, т. е. проводимых без участия детей в предварительной подготовке, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

Можно различать формы по видам деятельности — учебно-трудовую, спортивную, художественную;

по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

· организаторами выступают педагоги, родители и дру­гие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества;

· инициатива и ее реализация принадлежит детям.

Все формы можно разделить на следующие группы, когда результатом является:
- информационный обмен;

- выработка общего решения (мнения);

- общественно-значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

• индивидуальные (воспитатель—воспитанник);

• групповые (воспитатель—группа детей);

• массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовав формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторый из них, действующие во всех видах совместной деятельш ти и являющиеся наиболее распространенными.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочна деятельность, общение педагогов и детей. Они действу в групповых и коллективных формах и в конечном итоге оп­ределяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решенш проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоя- тельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку. Перед педагогами в ин- дивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач — разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходи­мо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поде­литься с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитатель­ные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллектив­ных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокруж­ки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой уча­стник либо как организатор. В отличие от коллективных форм, влияние его на детей более заметно, на него в большей

дере обращено внимание школьников. Главная задача пе­дагога — с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощу­тимого положительного результата, значимого для всех чле­нов коллектива, других людей. Влияние педагогов в груп­повых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них ком­муникативных умений. В этой связи важным средством яв­ляется пример демократичного, уважительного, тактично­го отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьни­ками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выпол­нять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на де­тей личным примером; участника-новичка, воздействующе­го на школьников личным примером овладения опытом бо­лее знающих людей; советчика, помощника детей.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный коопе­ратив — одна из комплексных форм трудовой деятельнос­ти, включающая индивидуальные, групповые и коллектив­ные формы воспитательной работы.

Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллек­тивом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежур­ство полностью организуется и регулируется самими деть­ми без явного участия педагога.

По рассмотренным выше признакам можно охарактери­зовать каждую форму по следующей схеме:

1) название формы;

2) продолжительность проведения;

3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;

4) количество участников;

5) кто организует деятельность;

6) характер влияния педагога;

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспит-ной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассмативаемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если они будут разработаны и проведены самими детьми.

 

3. Проблема выбора форм

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д.

Часть педагогов получает удовлетворение, работая похожим сценариям. В то же время использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становит объектом замысла других людей, в такую же объектную позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.

Строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Но это не значит, что нужно отказываться от уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно полезны некоторые варианты дл начинающих организаторов воспитательной работы — как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомятся с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая выстраивается вполне определенная форма работы, поскольку каждый ребенок и детское объединение уникальны.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективно­го осмысления и поиска всех участников работы, педагогов 0 школьников, а иногда и родителей.

И все-таки вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед педагогом. При его решении це­лесообразно руководствоваться следующими положениями:

1) учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть), каждая форма ра­боты должна способствовать решению этих задач;

2) на основе задач определить содержание работы, основ­ные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

3) составить набор возможных способов реализации на­меченных задач, форм работы с учетом:

а) принципов организации воспитательного процесса;

б) возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;

в) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);

г) возможностей педагогов, родителей;

4) организовать коллективный поиск форм с участника­ми работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы:

а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т. д.;

б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм;

5) в процессе поиска и выбора важно обеспечить непро­тиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Конструирование новой формы может идти от уже извест­ного образца, который наполняется новым содержанием. Например, проводится конкурс, КВН или тематический ве­чер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвяще­ны, каким будет содержание.

Другой способ: за основу берется содержательная идея и подыскивается форма ее реализации. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведе­ния, все или только организаторы разрабатывают структу­ру, способы организации обсуждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...