Классификация форм воспитательной работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема 8. СИСТЕМА ФОРМ ВОСПИТАНИЯ 1. Понятие «форма воспитательной работы» В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие; во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале 1970-х годов на страницах журнала «Советская педагогика» шла продолжительная дискуссия об основаниях этой классификации, но прийти к какому-то результату так и не удалось. В словаре С. И. Ожегова дается 9 значений слова «форма». Когда говорят о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение ее содержания через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. Чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции. Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В. С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов 2.
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту. Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса. Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания Детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?», в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.
Классификация форм воспитательной работы В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собирать такую «коллекцию» не имеет смысла. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по признакам: целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективных воспитательных возможностей. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм — это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие. Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые дела. Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников целью отдыха, развлечения, обучения. Прежде чем говорить о классификации форм воспитатель-? ной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, т. е. определить признаки формы. Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.
По времени проведения все формы можно разделить: • на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); · продолжительные (от нескольких дней до нескольких' недель); · традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, т. е. проводимых без участия детей в предварительной подготовке, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся. Можно различать формы по видам деятельности — учебно-трудовую, спортивную, художественную; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные. По субъекту организации классификация форм может быть следующая: · организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; · инициатива и ее реализация принадлежит детям. Все формы можно разделить на следующие группы, когда результатом является: - выработка общего решения (мнения); - общественно-значимый продукт. По количеству участников формы могут быть: • индивидуальные (воспитатель—воспитанник); • групповые (воспитатель—группа детей); • массовые (воспитатель — несколько групп, классов). Невозможно перечислить и тем более охарактеризовав формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторый из них, действующие во всех видах совместной деятельш ти и являющиеся наиболее распространенными. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочна деятельность, общение педагогов и детей. Они действу в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решенш проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоя- тельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку. Перед педагогами в ин- дивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач — разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. В отличие от коллективных форм, влияние его на детей более заметно, на него в большей дере обращено внимание школьников. Главная задача педагога — с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога. К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей. Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы. Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму по следующей схеме: 1) название формы; 2) продолжительность проведения; 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение; 4) количество участников; 5) кто организует деятельность; 6) характер влияния педагога; 7) результат совместной деятельности. Делая попытки классифицировать формы воспит-ной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассмативаемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если они будут разработаны и проведены самими детьми.
3. Проблема выбора форм Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т. д. Часть педагогов получает удовлетворение, работая похожим сценариям. В то же время использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становит объектом замысла других людей, в такую же объектную позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Но это не значит, что нужно отказываться от уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно полезны некоторые варианты дл начинающих организаторов воспитательной работы — как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомятся с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая выстраивается вполне определенная форма работы, поскольку каждый ребенок и детское объединение уникальны. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов 0 школьников, а иногда и родителей. И все-таки вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями: 1) учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть), каждая форма работы должна способствовать решению этих задач; 2) на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей; 3) составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом: а) принципов организации воспитательного процесса; б) возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей; в) внешних условий (культурные центры, производственное окружение); г) возможностей педагогов, родителей; 4) организовать коллективный поиск форм с участниками работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы: а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т. д.; б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм; 5) в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы. Конструирование новой формы может идти от уже известного образца, который наполняется новым содержанием. Например, проводится конкурс, КВН или тематический вечер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание. Другой способ: за основу берется содержательная идея и подыскивается форма ее реализации. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, все или только организаторы разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|