Формы коллективной творческой деятельности
Форма работы может быть коллективной и творческой^ если она создается в процессе совместного приска, при этои учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, единения; коллективная работа позволяет каждому наш значимое место в общем деле; данная форма является исполнению неповторимой. Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьник как бы сами «открывают» воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт* применяя ранее усвоенные знания и умения, приобрети новые. Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов! и школьников, при этом они сообща планируют, готовят; проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадш творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант. К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие. Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает 6 стадий (И. П. Иванов).
Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые — равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целее, направленному, творческому и самостоятельному участий» в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь сюрпризом или заинтересовать секретным договоров оказать особое доверие ответственным поручением: «Тол! ко ты можешь это сделать». В некоторых случаях педаг подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный; план, составленный с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах" демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу. Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами — опросом, заполнением; анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об'опыте (своем! собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции. Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взят на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Из вестно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школь: никами при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия). Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма может создаваться банк идей, т. е. набор возможных идей решения проблемы или задачи. Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведения любого КТД, допускать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе, ранее используемые формы. КТД — лишь одно из средств в системе воспитания. Важнейшим условием явля^| ется реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друЦ ге, родителях и близких людях, окружающем мире. Коллективное творческое дело — это уникальное и в же время очень естественное социальное и педагогическс явление, которое может быть положено в основу всей тельности коллектива. Как педагогическая технология, лективная творческая деятельность или отдельные ее эле-^ менты могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевид^ но, что многие идеи, методические рекомендации по орга-| низации коллективной творческой деятельности успешно! используются практиками. В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией: • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности; выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей; определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности; создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений; от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям; • создание условий для самоопределения участниками де-.ятельности своей роли, характера поведения; •.оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его.отношений с участниками деятельности.
6. Игра в воспитательном процессе Детские игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
Игра — один из тех виДов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра, являясь важнейшим компонентом технологии воспитания детей, становится полигоном для их социальных проб, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих проблем межличностных отношений. В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой. В играх присутствуют самые разнообразные ситуации: " • выборе игровой роли, способе участия в игре (один, в составе группы); выборе позиции в отношениях с дру-* тими участниками; • разрешение трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха; • успех и неуспех; • другие, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры. Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой. Несмотря на большое многообразие игр, С. А. Шмаков выделяет четыре главные черты, присущие их большинству: • свободная развивающая деятельность, предприним!., мая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от| самого процесса деятельности, а не только от его зультата (процедурное удовольствие); • творческий, значительно импровизированный, оче, активный характер этой деятельности («поле творчё«ства»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, эмоциональное напряжение); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих; содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. С. А. Шмаков анализирует различные попытки классифицировать игры и предлагает разделить игры на три большие группы: 1) игры с готовыми (жесткими) правилами; 2) игры (вольные), правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; 3) игры, в которых есть и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ходу. Автор также различает каждый вид по следующим внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязание, импровизацию, имитацию и т. д., и соответственно различают игры заданного типа и импровизационные, самобытные и подражательные, обособленные или открытые, пассивного типа или активного и т. п. Не отрицая других подходов к классификации игр, С. А. Шмаков предлагает взять за ее основу человеческую деятельность и разделить все игры на следующие виды: • физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия); • интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения; · социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подра жательные, режиссерские, игры-драматизации, Игры, грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные); · комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность1). Подробнее остановимся на социальных играх, которые в большей мере сориентированы на социализацию ребенка. Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно-ролевой игры. Мы приводим их близко к авторскому тексту. Итак, ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она: • представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений; • воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; • выступает активной формой экспериментального поведения. Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально-ориентирующей игры. Социально-ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей. Главный педагогический смысл этих игр — создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в ко-; торых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально-ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения — уже не изображаемые, а действительные, реальные 1. Вариативность, выбор ее участниками своей ролиг в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре — ведущего или ведомого; идти с! командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; какие испытания пройти. 2. Имитация реальных социальных проблем, с которыми; дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем. 3. Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект. При конструировании социально-ориентирующих игр необходимо руководствоваться следующими принципами. Принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка. При разработке игровых программ организаторы детских объединений должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра — это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе, т. е. место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, — все это имеет значение для выбора самого разнообразного набора игр. В игре ребенок опирается на собственные социальные установки, знания, ведь в жизни он играет роли, виденные им однажды. Важно помочь ребенку сориентироваться в быстро меняющихся ситуациях, найти основания для личностного роста. Принцип рефлексивного последействия предусматривает многоаспектный анализ собственных действий. Задавая себе вопросы и пробуя разобраться в них, каждый участник игры учится находить обоснование жизненным поступкам. Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему он проиграл или выиграл и от чего это зависело? Ориентация на гуманистический характер игр. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, просчитывать складывающиеся отношения, анализировать причинно-следственные связи возникающих конфликтов и проблем. Соотношение в игре управления и самоуправления. Этот принцип предполагает процесс саморазвития игры. Данное принципиальное положение раскрывается в нахождении так называемого мотива объединения, т. е. самореализации ребенка в доступной для него деятельности. Взрослый занимает не столько организаторскую позицию, сколько позицию консультанта, советника, умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах. Игру и ее правила можно предлагать детям, но нельзя навязывать. Еще лучше, если игра создается под руководством взрослых. Организацию игр можно представить следующими этапами (О. В. Соловьев). 1. Организация работы педагогов по разработке стратегии игры, определению целей игры и способов их достижения; характеристика ожидаемого результата игры. Итогом этой работы является модель игры и план создания инициативных групп по разработке правил и условий игры. 2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей, по определению правил и условий игры; создание оргкомитета игры. Результатом деятельности являются правила и условия игры, механизм запуска игры, распределение обязанностей членов оргкомитета игры. 3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения детей в игру. Итог этого этапа — определение своей роли каждым участником игры, формирование групп. 4. Координация действий участников игры согласно правилам и условиям развития игры, направленная на принятие своей роли участниками игры, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализацию потребностей и интересов детей. 5. Подведение итогов игры, организация рефлексии — определение перспектив, дальнейших совместных действий, новых форм, способов взаимодействия детей. 6. Последействие — закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. Специфика этой технологии заключается в том, что на первых двух этапах педагог выступает как руководитель игры и его деятельность направлена на непосредственную организацию и обеспечение целевой направленности игры. На следующих этапах руководство игрой осуществляется инициативными группами и оргкомитетом игры. Основная деятельность педагога в игре на этих этапах — регулирование взаимодействия подростков через сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в игре. При организации игры от воспитателя требуется особая тактичность и точность инструментовки. Большой воспитательный потенциал для социального развития детей имеют игры, которые создаются самими участниками под руководством педагога. В то же время необходимо, чтобы в практике воспитания использовались разнообразные игры. Это сделает жизнь детей интересной и содержательной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|