Неклассическая картина мира, её отображение в литературе и литературоведении. Деконструктивизм.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теория литературы как научная дисциплина. Теория литературы – обобщающая научная дисциплина, изучающая закономерности развития литературы, её теоритических понятий и категорий, литературные роды, виды и жанр, направления, течения, школы, стиль, фабула, сюжет, композиция, художественные произведения, текст, дискурс etc. Теоретические закономерности, понятия и категории вводятся в научный обиход после обобщения, наблюдения за фактами и текстами. Например, появление понятий «романтизм» и «реализм» из текстов, требующих осмысления: «Предисловие к Бахчисарайскому фонтану», Бестужев-Марлинский – романтизм. «Мертвые души» (о поэзии), Гоголь. «О русской повести и повести Гоголя», Белинский. Прогнозный эффект – предсказывает появление литературных фактов, что ещё не сформировались. Вот почему важен закон центра и периферии, разработанный Ю. Тыняновым. Закон центра и периферии – это перераспределение доминирующих традиций и жанров. Произведения, занимающие место в центре литературного процесса. Например, в середине XIX века, большие центральное место занимали большие литературные жанры (романы Л.Н. Толстого), малые (рассказы А.П. Чехова) – находились на периферии. Затем ситуация поменялась. Исходя из данного утверждения, мы прогнозируем развитие литературы. Например, сейчас мы находимся накануне появления больших эпических жанров. Теория литературы – комплексная научная дисциплина, которая существует во взаимодействии с другими науками. Комплексность литературы может носить внутри- и межвидовой характер: 1. Внутривидовой характер – взаимодействие теории литературы с близкими, смежными науками (лингвистика и т.п.)
2. Межвидовой характер – в раскрытии закономерности развития литературы мы опираемся на достижении общей теории систем, квантовой физики, синергетике (наука о системе развития изучаемой системы). Поэтому в области литературоведения важно опираться на закономерности, выявленные в развитии человеческой культуры в целом. Например, динамика, взаимодействие классической и неклассической картин мира. Различаем общее литературоведение (наука о художественной словесности, её происхождении, сущности и развитии, предметом изучения которой является не только художественная литература, но и художественная словесность) и теорию литературы.
Классическая картина мира, её отражение в литературе. Чтобы глубже понять закономерности развития литературы нужно осмыслить их, включив в закономерности развития культуры в целом, т.к. литература – часть культуры. Поэтому важно рассмотреть универсальную закономерность развития культуры, связанную с динамикой, периодической сменой классической и неклассической картин мира. Понятия эти были введены физиками, затем стали применяться для особенностей развития литературы и литературоведения в целом.
Классическая картина основана на устойчивости, порядке, мере и т.п. У её истоков – представления античных мыслителей об упорядоченности, гармоничности Космоса и окружающего бытия. Например, учение Платона о гармоничности Космоса, которое соединяется с учением Аристотеля. В средние века её ведущей идеей была идея Бога и т.д. В начале XX века в творчестве русских символистов (учение Вл. Соловьёва) идея формулируется как принцип «красота спасёт мир». Поэтому это логоцентрическая картина, направленная к универсальным ценностям. В литературе ярко проявилась, например, в классицизме: упорядоченность (пример: законы написания драмы), создаётся система жанровой, стилевой иерархии, чёткая система стихотворной речи (размеры).
Также соц. реализм основан на принципах классического мировоззрения. Неклассическая картина мира, её отображение в литературе и литературоведении. Деконструктивизм. Неклассическая картина мира пришла на смену классической, она основана на новых ценностях: · Представление о динамике, развитии окружающего мира. · Принцип релятивизма (относительность бытия) – главный принцип. · Идею гармонии и порядка сменяет идея хаоса и дисгармонии. Истоки её лежат в античной эстетике. Но в то время подобные идеи находились на периферии общественного и культурного сознания. Это – философия книжников (Диоген), софистов (софистика – умение доказать и опровергнуть убедительно), доказывающих относительность истины. В литературе проявилась, например, в сентиментализме и романтизме (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»), а в XIX веке в постмодернизме.
Переход от одной картины мира к другой: классическая картина мира в своём развитии проходит этапы, которые приводят к её саморазрушению, так возникает неклассическая картина мира. Классическое мировидение может трансформироваться в своих «демонических двойников»: мера, гармония, порядок на определённом этапе обращаются в догматизм (следование определённым форматам) – это есть явление стагнации. Отсюда следует реакция системы – возникновение внутренних разрушительных процессов. Изначально процессом развития классицизма в России руководил Державин и др. поэты. Затем у них появляются подражатели, не приносящие ничего нового. Из-за этого происходит спад, превращение художественных открытий в схему. Система ищет выход из сложившейся ситуации. Им является разрушение или перевоплощение самой системы. Возникает точка бифуркации (раздвоение путей развития). В действие вступают силы внутренней динамики. В итоге возникает неклассическая картина мира: сентиментализм и романтизм. Неклассическая картина мира на первых этапах выполняет позитивную функцию. Например, после периода застоя, вступившая в 85-м году в точку бифуркации система начала искать выход (идея свободы, развития). Это сопровождалось положительными событиями: стали заметны изменения в общественном сознании, TV и СМИ. Но постепенно идея релятивизма приобрела зловещие очертания.
В истории отечественной культуры есть периоды вспышек неклассической картины мира (чаще падают на перелом веков): 1. Конец XVIII – начало XIX веков: от классицизма к романтизму, война 1812 года. 2. Конец XIX – начало XX веков: от реализма к символизму, Ницше, I и II мировые войны, 3. Конец XX – начало XXI веков: разрушение системы ценностей, вызов природе как внутренней, так и внешней, угроза вызова, брошенного природе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|