Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неклассическая картина мира, её отображение в литературе и литературоведении. Деконструктивизм.




Теория литературы как научная дисциплина.

Теория литературы – обобщающая научная дисциплина, изучающая закономерности развития литературы, её теоритических понятий и категорий, литературные роды, виды и жанр, направления, течения, школы, стиль, фабула, сюжет, композиция, художественные произведения, текст, дискурс etc.

Теоретические закономерности, понятия и категории вводятся в научный обиход после обобщения, наблюдения за фактами и текстами.

Например, появление понятий «романтизм» и «реализм» из текстов, требующих осмысления:

«Предисловие к Бахчисарайскому фонтану», Бестужев-Марлинский – романтизм.

«Мертвые души» (о поэзии), Гоголь.

«О русской повести и повести Гоголя», Белинский.

Прогнозный эффект – предсказывает появление литературных фактов, что ещё не сформировались. Вот почему важен закон центра и периферии, разработанный Ю. Тыняновым.

Закон центра и периферии – это перераспределение доминирующих традиций и жанров. Произведения, занимающие место в центре литературного процесса.

Например, в середине XIX века, большие центральное место занимали большие литературные жанры (романы Л.Н. Толстого), малые (рассказы А.П. Чехова) – находились на периферии. Затем ситуация поменялась.

Исходя из данного утверждения, мы прогнозируем развитие литературы.

Например, сейчас мы находимся накануне появления больших эпических жанров.

Теория литературы – комплексная научная дисциплина, которая существует во взаимодействии с другими науками.

Комплексность литературы может носить внутри- и межвидовой характер:

1. Внутривидовой характер – взаимодействие теории литературы с близкими, смежными науками (лингвистика и т.п.)

2. Межвидовой характер – в раскрытии закономерности развития литературы мы опираемся на достижении общей теории систем, квантовой физики, синергетике (наука о системе развития изучаемой системы).

Поэтому в области литературоведения важно опираться на закономерности, выявленные в развитии человеческой культуры в целом.

Например, динамика, взаимодействие классической и неклассической картин мира.

Различаем общее литературоведение (наука о художественной словесности, её происхождении, сущности и развитии, предметом изучения которой является не только художественная литература, но и художественная словесность) и теорию литературы.

 

Классическая картина мира, её отражение в литературе.

Чтобы глубже понять закономерности развития литературы нужно осмыслить их, включив в закономерности развития культуры в целом, т.к. литература – часть культуры. Поэтому важно рассмотреть универсальную закономерность развития культуры, связанную с динамикой, периодической сменой классической и неклассической картин мира.

Понятия эти были введены физиками, затем стали применяться для особенностей развития литературы и литературоведения в целом.

 

Классическая картина основана на устойчивости, порядке, мере и т.п. У её истоков – представления античных мыслителей об упорядоченности, гармоничности Космоса и окружающего бытия.

Например, учение Платона о гармоничности Космоса, которое соединяется с учением Аристотеля.

В средние века её ведущей идеей была идея Бога и т.д. В начале XX века в творчестве русских символистов (учение Вл. Соловьёва) идея формулируется как принцип «красота спасёт мир».

Поэтому это логоцентрическая картина, направленная к универсальным ценностям.

В литературе ярко проявилась, например, в классицизме: упорядоченность (пример: законы написания драмы), создаётся система жанровой, стилевой иерархии, чёткая система стихотворной речи (размеры).

Также соц. реализм основан на принципах классического мировоззрения.

Неклассическая картина мира, её отображение в литературе и литературоведении. Деконструктивизм.

Неклассическая картина мира пришла на смену классической, она основана на новых ценностях:

· Представление о динамике, развитии окружающего мира.

· Принцип релятивизма (относительность бытия) – главный принцип.

· Идею гармонии и порядка сменяет идея хаоса и дисгармонии.

Истоки её лежат в античной эстетике. Но в то время подобные идеи находились на периферии общественного и культурного сознания. Это – философия книжников (Диоген), софистов (софистика – умение доказать и опровергнуть убедительно), доказывающих относительность истины.

В литературе проявилась, например, в сентиментализме и романтизме (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»), а в XIX веке в постмодернизме.

 

Переход от одной картины мира к другой: классическая картина мира в своём развитии проходит этапы, которые приводят к её саморазрушению, так возникает неклассическая картина мира. Классическое мировидение может трансформироваться в своих «демонических двойников»: мера, гармония, порядок на определённом этапе обращаются в догматизм (следование определённым форматам) – это есть явление стагнации. Отсюда следует реакция системы – возникновение внутренних разрушительных процессов.

Изначально процессом развития классицизма в России руководил Державин и др. поэты. Затем у них появляются подражатели, не приносящие ничего нового. Из-за этого происходит спад, превращение художественных открытий в схему. Система ищет выход из сложившейся ситуации. Им является разрушение или перевоплощение самой системы. Возникает точка бифуркации (раздвоение путей развития). В действие вступают силы внутренней динамики. В итоге возникает неклассическая картина мира: сентиментализм и романтизм.

Неклассическая картина мира на первых этапах выполняет позитивную функцию.

Например, после периода застоя, вступившая в 85-м году в точку бифуркации система начала искать выход (идея свободы, развития). Это сопровождалось положительными событиями: стали заметны изменения в общественном сознании, TV и СМИ. Но постепенно идея релятивизма приобрела зловещие очертания.

В истории отечественной культуры есть периоды вспышек неклассической картины мира (чаще падают на перелом веков):

1. Конец XVIII – начало XIX веков: от классицизма к романтизму, война 1812 года.

2. Конец XIX – начало XX веков: от реализма к символизму, Ницше, I и II мировые войны,

3. Конец XX – начало XXI веков: разрушение системы ценностей, вызов природе как внутренней, так и внешней, угроза вызова, брошенного природе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...