Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетическая природа литературы.




Эстетика – это наука о прекрасном.

 

В создании художественного произведения нельзя ограничиваться только познавательно-ценностной характеристикой. Оно должно быть: высокохудожественным (созданным по законам красоты), эстетически совершенным.

 

Аристотель разработал категорию прекрасного: прекрасное соотносится с классической картиной мира. Отсюда идёт представление прекрасного, если воплощает идеи соразмерности, добродетели, порядка и т.д.

 

Эстетически ценное – шире понятия категории прекрасного Аристотеля.

Например, Лермонтов «Демон» - романтизм. Не соответствует категории, но является эстетически ценным произведением, основанным на основе другой эстетической категории (возвышенного). Воспевается возвышенное борение страстей.

Существует много эстетических категорий:

· Прекрасное/безобразное

· Возвышенное/низменное

· Комическое/трагическое

и т.д.

Эстетическая сущность искусства проявляется в соотнесённости не только с эстетическими категориями, но и с другими понятиями:

· Морально-этическими.

· Позитивистскими (научными).

 

Красота выше нравственных понятий.

 

Эстетизм – возвышение ценностей красоты.

XIX век – мирный характер (Лермонтов «Демон» - победа добра)

XX век – агрессивен (Ницше)

XXI век – параноидальный характер, соревнование в красоте показа человеческой смерти.

Антиэстетизм – отрицает эстетические ценности в угоду другим, часто позитивистским, может сопровождаться жёстким утверждением морально-этических ценностей.

Пример: Писарев «Разрушение эстетики», Л.Н. Толстой «Что такое искусство»

В начале XX века пытались преодолеть крайность анти/-эстетизма (С. Булгаков, М. Боксин и т.д.)

 

Диалогическая природа художественного творчества.

 

Диалогическая природа литературы в отечественном литературоведении разрабатывалась М. Бахтиным. В своей кандидатской диссертации он определил различные принципы научного и художественного познания мира: перед проводящим эксперимент присутствует «безгласная вещь», в процессе художественного познания мира у художественной литературы и мира есть диалог. Создавая произведения, писатель ведёт диалог с читателями, фиксирующийся в тексте и определяющий особую природу произведения, качество текста (интертекстуальность – направленность текста на восприятие, диалог с читателем).

Бахтин выделяет три типа диалога:

· С предшествующей эпохой.

· С современниками.

· С будущим.

Первый тип диалога: наполненность историческими, культурными, философскими текстами и контекстами, что были легко понятны предшественникам. Необходима начитанность, культура автора. Для расшифровки нужна аналогичная культура читателя. Воплощение в цитатах: реминисценция (лат. цитаты), аллюзии (исторические цитаты).

Второй тип диалога: направленность на понятные современнику ситуации, включённость произведения в эпоху. Данный тип диалога наиболее разработан в науке, на нём основан принцип историзма. (Белинский о «Евгении Онегине»: «…исторический роман, хотя все герои вымышлены, но … отражена эпоха») Главное – дата написания, а не год издания.

Третий тип диалога начал разрабатываться недавно. Предполагает выяснение в тексте его скрытого потенциала, направленность в будущее, способность текста вступать в диалог с читателем будущих эпох. Все современные методики интерпретации текста пытаются найти способы раскрытия этого типа диалога. Важно то, что он не существует отдельно от двух предыдущих и возникает на их основе. Он фиксируется в тексте на неосознаваемом уровне и является функцией, проявлением гениальности писателя. Для его раскрытия в науке оформился раздел герменевтика.

 

Герменевтика.

 

- (греч. «искусство толкования») теория интерпретации и понимания текстов; направление в философии XX века, вросшее на основе данной теории. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

 

Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

 

Базовые понятия герменевтики:

· Герменевтический круг

– по Шлейермахеру - принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Шлейермахер считал, что процесс понимания принципиально не может быть завершён, и мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.

- Вильгельм Дильтей развил понятие герменевтического круга, включив в него философскую позицию автора, его психологию, а также контекст социально-культурных условий создания произведения. По Дильтею, познающий субъект познает себя через других, но других он понимает через себя.

- Хайдеггер считал, что герменевтический круг нельзя трактовать как порочный или как неустранимое неудобство. В нем заключена позитивная возможность постижения изначального, возможность, улавливаемая лишь тогда, когда первая и последняя задачи интерпретации естественным образом поняты: не допускать привнесения того, что проистекает из предрасположенности, предвидения, предзнания случайного или общепринятого свойства.

- Гадамер считал, что постигая традицию, интерпретатор сам находится внутри нее. По Гадамеру, задача состоит не в том, как выйти из герменевтического круга, а в том, как в него «правильно» войти.

- Можно провести аналогию герменевтической теории с научными методами исследования, такими как анализ и синтез, которые дополняют друг друга, при этом каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В диалектическом процессе понимания высшей категорией и гарантом преодоления идей герменевтического круга является.

· Необходимость предпонимания

· Бесконечность интерпретации

· Интенциональность сознания (направленность сознания на какой-либо предмет)

 

Основной вопрос герменевтики: как возможно понимание?

 

Основная категория герменевтики – понимание. Отличается от бытового использования термина. Здесь понимание – не одномоментный, а длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь. Категория эта соотносится с принципом письма иероглифами: текст остаётся неизменным, меняемся мы, находя в нём что-то новое. Текст неисчерпаем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...