Эстетическая природа литературы.
Эстетика – это наука о прекрасном.
В создании художественного произведения нельзя ограничиваться только познавательно-ценностной характеристикой. Оно должно быть: высокохудожественным (созданным по законам красоты), эстетически совершенным.
Аристотель разработал категорию прекрасного: прекрасное соотносится с классической картиной мира. Отсюда идёт представление прекрасного, если воплощает идеи соразмерности, добродетели, порядка и т.д.
Эстетически ценное – шире понятия категории прекрасного Аристотеля. Например, Лермонтов «Демон» - романтизм. Не соответствует категории, но является эстетически ценным произведением, основанным на основе другой эстетической категории (возвышенного). Воспевается возвышенное борение страстей. Существует много эстетических категорий: · Прекрасное/безобразное · Возвышенное/низменное · Комическое/трагическое и т.д. Эстетическая сущность искусства проявляется в соотнесённости не только с эстетическими категориями, но и с другими понятиями: · Морально-этическими. · Позитивистскими (научными).
Красота выше нравственных понятий.
Эстетизм – возвышение ценностей красоты. XIX век – мирный характер (Лермонтов «Демон» - победа добра) XX век – агрессивен (Ницше) XXI век – параноидальный характер, соревнование в красоте показа человеческой смерти. Антиэстетизм – отрицает эстетические ценности в угоду другим, часто позитивистским, может сопровождаться жёстким утверждением морально-этических ценностей. Пример: Писарев «Разрушение эстетики», Л.Н. Толстой «Что такое искусство» В начале XX века пытались преодолеть крайность анти/-эстетизма (С. Булгаков, М. Боксин и т.д.)
Диалогическая природа художественного творчества.
Диалогическая природа литературы в отечественном литературоведении разрабатывалась М. Бахтиным. В своей кандидатской диссертации он определил различные принципы научного и художественного познания мира: перед проводящим эксперимент присутствует «безгласная вещь», в процессе художественного познания мира у художественной литературы и мира есть диалог. Создавая произведения, писатель ведёт диалог с читателями, фиксирующийся в тексте и определяющий особую природу произведения, качество текста (интертекстуальность – направленность текста на восприятие, диалог с читателем). Бахтин выделяет три типа диалога: · С предшествующей эпохой. · С современниками. · С будущим. Первый тип диалога: наполненность историческими, культурными, философскими текстами и контекстами, что были легко понятны предшественникам. Необходима начитанность, культура автора. Для расшифровки нужна аналогичная культура читателя. Воплощение в цитатах: реминисценция (лат. цитаты), аллюзии (исторические цитаты). Второй тип диалога: направленность на понятные современнику ситуации, включённость произведения в эпоху. Данный тип диалога наиболее разработан в науке, на нём основан принцип историзма. (Белинский о «Евгении Онегине»: «…исторический роман, хотя все герои вымышлены, но … отражена эпоха») Главное – дата написания, а не год издания. Третий тип диалога начал разрабатываться недавно. Предполагает выяснение в тексте его скрытого потенциала, направленность в будущее, способность текста вступать в диалог с читателем будущих эпох. Все современные методики интерпретации текста пытаются найти способы раскрытия этого типа диалога. Важно то, что он не существует отдельно от двух предыдущих и возникает на их основе. Он фиксируется в тексте на неосознаваемом уровне и является функцией, проявлением гениальности писателя. Для его раскрытия в науке оформился раздел герменевтика.
Герменевтика.
- (греч. «искусство толкования») теория интерпретации и понимания текстов; направление в философии XX века, вросшее на основе данной теории. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.
Базовые понятия герменевтики: · Герменевтический круг – по Шлейермахеру - принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Шлейермахер считал, что процесс понимания принципиально не может быть завершён, и мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию. - Вильгельм Дильтей развил понятие герменевтического круга, включив в него философскую позицию автора, его психологию, а также контекст социально-культурных условий создания произведения. По Дильтею, познающий субъект познает себя через других, но других он понимает через себя. - Хайдеггер считал, что герменевтический круг нельзя трактовать как порочный или как неустранимое неудобство. В нем заключена позитивная возможность постижения изначального, возможность, улавливаемая лишь тогда, когда первая и последняя задачи интерпретации естественным образом поняты: не допускать привнесения того, что проистекает из предрасположенности, предвидения, предзнания случайного или общепринятого свойства.
- Гадамер считал, что постигая традицию, интерпретатор сам находится внутри нее. По Гадамеру, задача состоит не в том, как выйти из герменевтического круга, а в том, как в него «правильно» войти. - Можно провести аналогию герменевтической теории с научными методами исследования, такими как анализ и синтез, которые дополняют друг друга, при этом каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В диалектическом процессе понимания высшей категорией и гарантом преодоления идей герменевтического круга является. · Необходимость предпонимания · Бесконечность интерпретации · Интенциональность сознания (направленность сознания на какой-либо предмет)
Основной вопрос герменевтики: как возможно понимание?
Основная категория герменевтики – понимание. Отличается от бытового использования термина. Здесь понимание – не одномоментный, а длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь. Категория эта соотносится с принципом письма иероглифами: текст остаётся неизменным, меняемся мы, находя в нём что-то новое. Текст неисчерпаем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|