Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основной идеи опыта, её инновационной и практической значимости.




Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что социализация ребенка происходит в общении. То есть, коммуникативные умения ребенка благотворно влияют на социальное развитие дошкольника. В свою очередь, коммуникативные умения, навыки вырабатываются во время обучения речи. Обогащенные речевые коммуникативные умения поднимают на более высокий уровень социальное развитие дошкольника. Высокий уровень социально-коммуникативного развития выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Добрые чувства проявляются у людей в детстве. «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,– говорил В. А. Сухомлинский.

Концептуальные и теоретические основы опыта составили:

- положения Л.С. Выготского, Т.О. Пироженко о том, что ребенок развивается не сам по себе, а через личностные контакты в системе «ребенок взрослый»;

- положение Т. Пироженко о коммуникативно – социальном, коммуникативно – речевом развитии дошкольников;

- педагогические подходы к воспитанию и развитию детей К.Ушинского и В. Сухомлинского;

- инновационные подходы к социальному и речевому развитию дошкольников О.С. Ушаковой.

Технология опыта: Цель опыта – социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Сущность опыта основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого речевого материала, на создании в группе благоприятного климата для свободного общения.

Социальная компетентность, как ключевая, включает в себя:

* способность сотрудничать, работать в команде, принимать решения и стремиться понимания;

* владение коммуникативными навыками, умение войти в ситуацию общения;

* культуру межличностных отношений.

Формирование коммуникативной компетентности в речевой деятельности мы строим на интегративном подходе к обучению, воспитанию дошкольников.

Схема 2

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

социальная компетентность
ведущая деятельность: реализация ролевых отношений  
речевое развитие: коммуникативная активность  
физическое развитие: стремление здорового образа жизни  
эмоционально-ценностное развитие: адекватное проявление чувств, наличие ценностей  
познавательное развитие: познавательная мотивация деятельности  
художественное развитие: отображение представлений, мировоззрения  
креативное развитие: творческое отношение к жизни  
социально - нравственное развитие: восприятие себя в отношениях с другими

 

 

 

 


Для реализации цели мною были определены задачи:

1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

2. Создать оптимальные условия для полноценного общения в разных видах деятельности.

3. Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленных целей и задач, я предположила, что создаваемые условия дадут возможность претворить инновационные подходы к социальному и речевому развитию.

Я предполагала получить конкретные результаты.

Была проведена диагностика социально-коммуникативной компетентности детей, включающие наблюдения, беседы с детьми и родителями.

Ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности и поэтому свою практическую деятельность я начала с создания предметной развивающей среды.

Деятельность по обогащению среды происходила с помощью детей и родителей. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, используя свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Ребенок, как и взрослый, любит, когда его слушают, уважают, считаются с ним. Наши дети, к сожалению, растут в эпоху обесценивание морали, господства потребительской философии бытия.

Разве можно пренебрегать духовным аспектом, когда есть угроза воспитания циников?

Мы знакомим ребенка с другой стороной понятий «дружба» (отдача, обязанности, ответственность за свои действия), «любовь», «сочувствие», «помощь» и других. Вот почему я считаю необходимым применение в образовательной работе гуманистических идей знаменитых педагогов современности В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Это тоже одна из важных сторон развития индивидуальности.

Игра ребенка - это жизненная лаборатория.

Нами были изготовлены д/игры, словесные игры, пальчиковые, игры с правилами, требующими умение играть вместе, регулировать свое поведение (справедливость, честность, уступчивость). Мы используем широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время. Особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме.

Работу по социально - коммуникативному развитию начинали уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Уровень общения был низок, личный опыт мал, недостаточно инициативы, самоорганизации. Наблюдая за разными видами деятельности детей, я заметила, что они затрудняются в построении диалога при общении. Поэтому с младшего дошкольного возраста использовала: поручения (пойти и передать мою просьбу помощнику воспитателя, сверстнику…), разговор по телефону, игра «Магазин», «Дочки-матери».

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Игровые пятиминутки (рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток) «Я начну, а вы продолжите», «Холодно – горячо, право – лево»…

Цель: развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

Интерактивные игры:«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Аплодисменты по кругу», «Волшебный стул», «Горячая картошка», «Шапка-невидимка».

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности: «Собака – повадырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другу», «Найди друга».

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватного поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации.

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема».

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения:

«Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки».

С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию.Ребята учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы воспитателей.

Особое внимание уделялось развитию социально-коммуникативных навыков, правильной постановке вопросов, доброжелательности, культуре общения.

Работа проводилась как НОД, так и в режимных моментах, на прогулке. Занятия, беседы, упражнения, музыка, чтение книг, наблюдение, решение проблемных ситуаций, поощрения - кирпичики, из которых строится личность человека. Работа проводится через организованную, совместную с взрослыми и самостоятельную деятельность детей.

С детьми проводила игровые занятия и упражнения, которые помогают ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого учим детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.

В процессе занятий решались следующие задачи:

× выяснить, что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями;

× воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем;

× развивать психологический контакт между детьми;

× показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом;

× учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;

× показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;

× учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы, но и жесты.

Формирование коммуникативной компетентности мы строим на интегративном подходе к обучению, воспитанию дошкольников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...