Характеристика основной идеи опыта, её инновационной и практической значимости.
Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что социализация ребенка происходит в общении. То есть, коммуникативные умения ребенка благотворно влияют на социальное развитие дошкольника. В свою очередь, коммуникативные умения, навыки вырабатываются во время обучения речи. Обогащенные речевые коммуникативные умения поднимают на более высокий уровень социальное развитие дошкольника. Высокий уровень социально-коммуникативного развития выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства. Концептуальные и теоретические основы опыта составили: - положения Л.С. Выготского, Т.О. Пироженко о том, что ребенок развивается не сам по себе, а через личностные контакты в системе «ребенок взрослый»; - положение Т. Пироженко о коммуникативно – социальном, коммуникативно – речевом развитии дошкольников; - педагогические подходы к воспитанию и развитию детей К.Ушинского и В. Сухомлинского; - инновационные подходы к социальному и речевому развитию дошкольников О.С. Ушаковой. Технология опыта: Цель опыта – социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Сущность опыта основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого речевого материала, на создании в группе благоприятного климата для свободного общения. Социальная компетентность, как ключевая, включает в себя: * способность сотрудничать, работать в команде, принимать решения и стремиться понимания; * владение коммуникативными навыками, умение войти в ситуацию общения; * культуру межличностных отношений. Формирование коммуникативной компетентности в речевой деятельности мы строим на интегративном подходе к обучению, воспитанию дошкольников. Схема 2 ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации цели мною были определены задачи: 1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. 2. Создать оптимальные условия для полноценного общения в разных видах деятельности. 3. Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленных целей и задач, я предположила, что создаваемые условия дадут возможность претворить инновационные подходы к социальному и речевому развитию. Я предполагала получить конкретные результаты. Была проведена диагностика социально-коммуникативной компетентности детей, включающие наблюдения, беседы с детьми и родителями. Ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности и поэтому свою практическую деятельность я начала с создания предметной развивающей среды. Деятельность по обогащению среды происходила с помощью детей и родителей. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, используя свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Ребенок, как и взрослый, любит, когда его слушают, уважают, считаются с ним. Наши дети, к сожалению, растут в эпоху обесценивание морали, господства потребительской философии бытия. Разве можно пренебрегать духовным аспектом, когда есть угроза воспитания циников? Мы знакомим ребенка с другой стороной понятий «дружба» (отдача, обязанности, ответственность за свои действия), «любовь», «сочувствие», «помощь» и других. Вот почему я считаю необходимым применение в образовательной работе гуманистических идей знаменитых педагогов современности В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Это тоже одна из важных сторон развития индивидуальности. Игра ребенка - это жизненная лаборатория. Нами были изготовлены д/игры, словесные игры, пальчиковые, игры с правилами, требующими умение играть вместе, регулировать свое поведение (справедливость, честность, уступчивость). Мы используем широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время. Особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме.
Работу по социально - коммуникативному развитию начинали уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Уровень общения был низок, личный опыт мал, недостаточно инициативы, самоорганизации. Наблюдая за разными видами деятельности детей, я заметила, что они затрудняются в построении диалога при общении. Поэтому с младшего дошкольного возраста использовала: поручения (пойти и передать мою просьбу помощнику воспитателя, сверстнику…), разговор по телефону, игра «Магазин», «Дочки-матери». Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Игровые пятиминутки (рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток) «Я начну, а вы продолжите», «Холодно – горячо, право – лево»… Цель: развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам. Интерактивные игры:«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Аплодисменты по кругу», «Волшебный стул», «Горячая картошка», «Шапка-невидимка». Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король». Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности: «Собака – повадырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другу», «Найди друга». Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватного поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации. Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема». Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения: «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки». С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию.Ребята учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы воспитателей. Особое внимание уделялось развитию социально-коммуникативных навыков, правильной постановке вопросов, доброжелательности, культуре общения. Работа проводилась как НОД, так и в режимных моментах, на прогулке. Занятия, беседы, упражнения, музыка, чтение книг, наблюдение, решение проблемных ситуаций, поощрения - кирпичики, из которых строится личность человека. Работа проводится через организованную, совместную с взрослыми и самостоятельную деятельность детей. С детьми проводила игровые занятия и упражнения, которые помогают ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого учим детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. В процессе занятий решались следующие задачи: × выяснить, что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями; × воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем; × развивать психологический контакт между детьми; × показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом; × учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций; × показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;
× учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы, но и жесты. Формирование коммуникативной компетентности мы строим на интегративном подходе к обучению, воспитанию дошкольников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|