Работа над проблемой основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов речевого развития
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Схема 3
Опыт работы доказывает, что методы и приемы могут быть более или менее эффективными. Этическая беседа, по нашему мнению, недостаточно эффективный метод для формирования детской активности, а диалог, как интерактивный метод, неисчерпаемый источник познания. Полилог – проблемная, а не репродуктивная беседа. Его организация и реализация в дошкольном возрасте вызывает затруднение. Каждый участник полилога имеет равные права (иметь и выражать собственное мнение), в том числе и самое главное право – право ошибиться, осознать свою ошибку, исправить ее самостоятельно. Такая форма общения и обучения способствует формированию у детей привычки к самостоятельному мышлению, стремление иметь собственное мнение, формулировать и аргументировать его, выражать наиболее целесообразными способами, отстаивать действительно на уровне возможностей своего возраста. Важное условие этого метода развития словесного творчества у детей является общение "глаза в глаза" (доверчивая атмосфера искренности и участия каждого). Проблемные ситуации, художественный анализ литературных произведений – эффективные методы, т.к воспитатель может опосредованно влиять на формирование детских представлений и умений в общении, помогающие выявить осведомленность детей об определенных нравственных категориях, способность анализировать художественные произведения, оценивать поступки литературных героев, выражать свое мнение. Хороший художественный текст (мультфильм, фильм) стимулирует познавательную активность детей, наполняет смыслами диалоги и творческие игры. «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
Метод моделирования эффективен в обучении монологической и диалогической речи, делает её более оформленной, понятной, более пригодной для общения.
Велика роль коллективного словесного творчества, именно в этой деятельности прослеживается готовность детей общаться с окружающими, оказывается уровень речевого развития дошкольников и ситуация речевой творческой игры для них естественна. Хорошей помощью для нас является организация театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Ребенок приобретает способы самопознания, самооценки, саморазвития в контексте взаимодействия с людьми, которые его окружают. Речевые творческие задания активизируют детей, развивают умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, систематизировать, обобщать полученные представления. Дети любят давать интервью. Ценность этого метода заключается в возможности усилить и обогатить диалог взрослых и детей. Этот метод воспитывает стремление к самостоятельному мышлению, чувство доверия и уважения к ценности, важности собственного мнения, развивает умение
выражаться, понятно выражать свое суждение; формирует у взрослых отношение к ребенку, как к личности. Игры-стратегии развивают умение планировать свои действия. Возникновение этих игр возможно при условии способности участников предвидеть возможные результаты их действий, готовности планировать последовательность шагов, признавать нестандартные способы решения проблемы. Игра-стратегия дает возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их ценностными приоритетами, личными правами в непростых, приближенных к реальным ситуациям, возможность оценить способность каждого ребенка к конструктивным решениям и самостоятельного выбора. В нашем арсенале есть такие игры-стратегии: «Путешествие в Царство Математики», «Путешествие на Луну», «Стиральная машина», «Сладкая проблема». Изготовление интеллектуальных карт – метод, в котором охотно участвуют и дети, и взрослые. Это коллективная работа. Принцип ее заключается в наглядном воплощении представлений детей о различных явлениях, объектах действительности. Сначала проходит обсуждение содержания будущего поля, компонентов, способы отражения. Затем под наблюдением взрослого отбирают, вырезают, размещают, приклеивают детали. В процессе этой деятельности дети охотно общаются, а потом готовое поле демонстрируют окружающим и дают объяснения по содержанию. Оно находится в группе 2 недели, а потом может использоваться, как наглядность при проведении непосредственно обучающей деятельности. Такая организация работы стимулирует интеллектуальную, речевую, личностную активность детей, способствует проявлению детского творчества, прежде всего словесной (изготовление маленьких книг, газет, листовок). Изготовление корректурных таблиц, которые представляют собой информационно-игровое поле, с различным количеством клеток, заполненных предметными картинками. Картинки подбираются по определённой теме. Задания способствуют развитию дружеских партнерских отношений. Успех их использования – живой интерес детей, речевая инициатива, удовлетворение от общения. Особое внимание в нашей группе уделяется формированию нравственных начал. Для успешной реализации этого направления используем в своей практике художественные произведения В. Сухомлинского. Беседуя по их содержанию мы подводили детей к оцениванию характера и поступков героев, учили сопереживать и сочувствовать. Органическим продолжением и поддержкой этих идей является «Занимательная философия для детей»
(Н. Гавриш, О. Линник). В своей работе мы придерживаемся определенных принципов, которые отвечают современным требованиям и гуманистической направленностью: 1. Принцип гуманизации. Его сущность заключается в понимании смысла философствования как средства обогащения души ребенка, а не стимулирование проявления цинизма. 2. Принцип учета возраста и психологических потребностей ребенка. Суть его заключается в том, что не программа управляет детьми, а наоборот. 3. Принцип диалогичности. Девиз воспитателя: «Ничего не говори сам, ставь мудрые вопросы». 4. Принцип проблемности. Задача воспитателя – максимально проблематизировать информационное поле занятия (эффективное средство проблематизации – литературные тексты). 5. Принцип текстоцентризма. Главное – научиться отбирать нужные для раскрытия темы тексты, понимать их философский смысл. Какую-либо философскую беседу лучше строить на основе текста. Это значительно облегчает и обогащает диалог. 6. Принцип «очеловечивания» знаний. Для того, чтобы знания стали истинными, надо обеспечить эмоциональное проживание ситуации, сделать личные выводы 7. Принцип символизации знаний. Создание моделей, схем позволяет наглядно и лучше понять смысл и значение сложных понятий и категорий. 8. Принцип сотрудничества. Взрослые и дети действуют вместе, в атмосфере сотрудничества. Только так могут рождаться мудрые мысли. 9. Принцип радостного обучения. Занятия должны приносить радость и удовольствие как от процесса, так и от результата собственной деятельности. Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Ответственные родители – залог успешного развития ребенка! Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми. Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработаны рекомендации для родителей: × формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей; × советы родителям будущих первоклассников; × картотека игр развивающих речь; × картотека игр по формированию коммуникативных способностей детей. Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.
Результативность опыта Мы уверены в эффективности работы по развитию социально-коммуникативной компетентности детей, видим изменения не только в речевом, но и в эмоционально-ценностном, нравственном становлении воспитанников. Мы гордимся достижениями своих воспитанников и бережно относимся к детскому творчеству. Наши дети общаются с нами - взрослыми, общаются с детьми – своими друзьями, учатся договариваться, обмениваться информацией, высказывать свое мнение. Благодаря оригинальной системе работы по формированию социальной, коммуникативной компетентности в речевой деятельности, основанной на интегративном подходе к обучению и воспитанию дошкольников, повысился их уровень самостоятельности. Дети постепенно овладевают социальными нормами и правилами поведения, учатся использовать полученные знания в своей практической деятельности. В результате проделанной работы у наших воспитанников сформировался навык свободного общения с взрослыми и детьми: - дети не боятся вступать в процесс общения (просьба, приветствие, поздравление и т.д.); - они начали ориентироваться в партнёрах при общении (находит темы для разговора со знакомыми и незнакомыми людьми); -употребляют в речи слова, знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражают мысли;
-научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. Отношения с нами - взрослыми доверительны, и доброжелательны. Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Речь детей стала связной, правильной, что имеет большое значение для развития интеллекта, самосознания ребенка и положительно влияет на формирование его важных личностных качеств, таких как: - справедливость, - доброжелательность, - инициативность, - трудолюбие, - ответственность. С помощью речи дети начинают четко и ясно мыслить, легко устанавливать контакты с окружающими. Участвуют в различных видах детского творчества. С удовольствием организовывают совместные игры как с меньшими, так со старшими дошкольниками, используя разнообразные средства. Дети легко идут на контакт со старшими с целью получения информации. Воспитанники начали четко и понятно выражать свое мнение. В игре осознают свои социальные роли, собственное «я». Дошкольники научились владеть коммуникативной направленностью на партнера по общению. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости. Активность детей группы в общении, успешность их взаимодействия с взрослыми и сверстниками показывает нам, насколько развита у детей социальная, моральная, эмоциональная и интеллектуальная компетентность и подтверждает эффективность нашего педагогического влияния. Эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – привело к успешному социальному развития дошкольников. Но самое главное, на что направлена работа педагогов в нашем детском саду, чтобы дети прожили период детства счастливо. Ведь детство – это самое важное и потрясающее время в жизни человека. Детству следует оказывать величайшее уважение. «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз Диккенс Заключение Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной нашей задачей. По мере развития речи у ребенка формируется способность общаться, познавать мир, планировать действия. Речь выполняет три функции: коммуникативную, познавательную и регулирующую. Вывод: значит, я на правильном пути. В конце я бы хотела вернуться к словам Ф. Достоевского: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже». И если мы учим чему – ни будь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.
ЛИТЕРАТУРА 1. Арушанова А. Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ). 2. Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106 с 3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г. 4. Голованова, Н. Ф. «Социализация и воспитание ребенка». 5. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 6-7 лет»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|