Структура дисциплины (модуля)
Теория и современные механизмы государственного управления
Направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки (программа): «Государственная политика и политическое управление»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная
2016 г.
Автор-составитель:
Канд.полит. наук____________________ Е.С. Бакалдина
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой «Политология и государственная политика»
Протокол от «___» _______________ 2016г. №
Заведующий кафедрой
«Политология и государственная политика» _____________ П.А. Меркулов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)……………………………………....4
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………….4
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………...5
4. Объем дисциплины (модуля)………………………………………………6
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)…………………………7
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине модулю)……………………………………..15
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………………………………..17
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)……………………………………………………………………….18
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….….26
9.1 Основная литература…………………………………………………….26
9.2 Дополнительная литература…………………………………………….27
9.3 Нормативные правовые документы…………………………………….27
9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы……………………………....28
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….….29
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Основной целью дисциплины «Теория и современные механизмы государственного управления» является:
1. Сформировать целостное мировоззренческое представление у студентов о состоянии и тенденциях развития теории государственного управления в Российской Федерации и зарубежных странах.
2. Совершенствовать знания и умения студентов в применении общенаучных и конкретно-предметных методов изучения теории государственного управления в интересах своей перспективной профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование следующих компетенций, которые являются составной частью Компетентностной модели выпускника Орловского филиала РАНХиГС по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (Табл. 1).
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код
компетен-ции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
ПК-1
| владением технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач
| Знать: предмет и генезис теории и механизмов государственного управления;
|
Уметь: применять механизмы, методы и средства государственного управления;
|
Владеть:технологиями постановки и структурирования проблемного пространства, навыками критического анализа, генерирования идей, проверки их достоверности.
|
ПК-3
| способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями
| Знать: основные признаки и типологию государств, основные подходы к исследованию механизмов государственного управления;
|
Уметь: планировать распределение ресурсов государственного управления в соответствии с поставленной задачей.
|
Владеть: навыками самостоятельного моделирования управленческой деятельности в органах государственной власти.
|
ПК-4
| владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
| Знать: основы принятия решений в системе государственного управления;
|
Уметь: применять современные общенаучные и конкретно-предметные методы государственного управления;
|
Владеть: механизмами, методами и средствами государственного управления;
|
ПК-14
| способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления
| Знать: закономерности, противоречия и тенденция государственного управления в Российской Федерации и зарубежных странах
|
Уметь: применять механизмы и методы государственного управления в деятельности должностных лиц;
|
Владеть: современными общенаучными и конкретно-предметными методами и механизмами государственного управления.
|
Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) выпускника - магистр.
Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла Б1.Б.1ОП магистратуры и является обязательной для изучения.
Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных по ранее изученным дисциплинам «Политическое управление», «Кадровая политика в органах государственного и муниципального управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление».
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Вид учебных занятий и самостоятельной работы
| Объем дисциплины, час.
|
Всего
| Семестр, курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем,
в том числе:
|
|
|
|
|
| | | | | | |
Лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
| Форма
| Экз.
| Экз.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час./з.е.)
| 144/4
| 144/4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид учебных занятий и самостоятельной работы
| Объем дисциплины, час.
|
Всего
| Семестр, курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем,
в том числе:
|
|
|
|
|
| | | | | | |
Лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
| Форма
| Экз.
|
| Экз.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час./з.е.)
| 144/4
| 62/2
| 82/2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
Содержание дисциплины (модуля)
Очная форма обучения
№
п/п
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компе-тенций
|
Тема 1
| Теоретические основы государственного управления
| Сущность государственного (муниципального) управления. Связь государственного управления с видами управления: местное
самоуправление, менеджмент, общественное управление,
саморегулирование и самоорганизация. Античные философы о государстве и государственном управлении. Государство в представлении мыслителей Средневековья, эпохи Просвещения. Значение Великой Французской революции для переосмысления места и роли государства в социальной структуре. Опыты германских государств по поискам «совершенного управления». ХХ век: теории государства.
Государственное и муниципальное управление как социальное явление. Смысл и назначение государственного (муниципального) управления; организация и регулирование в государственном (муниципальном) управлении.
| ПК-1, ПК-3
|
Тема 2
| Современная парадигма государственного управления
| Современные тенденции развития новой парадигмы теории государственного управления. Иные исследовательские подходы к управленческой проблематике: государственное управление и
менеджмент, управление персоналом, экономика, социология, политика и пр.
Государство как всеобщее и универсальное явление. Сущность и признаки государства. Основные черты государственности. Концепции происхождения и этапы эволюции современного государства. Типология государств. Общественные функции государства. Государственная политика.
Характерные черты современного государства как субъекта управления общественными процессами. Функции социального правового государства.
Управленческие функции государства: руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума.
Содержание видов государственного управления и методов государственного воздействия. Модели государственного управления.
Управляемые объекты в общественной системе: воспроизводство материальных и духовных условий жизнедеятельности. Объективные основания и закономерности управляемых объектов.
| ПК-1, ПК-3
|
Тема 3
| Объективные условия и субъективный фактор в государственном управлении
| Объективные условия государственного управления. Природно- географические, почвенно-климатические условия. Естественно- общественные условия взаимодействия людей. Культурно-исторические формы общества. Геополитическое положение. Объективная
определенность государственного управления: производственно-технологическая база, экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, коммуникационные ресурсы. Изменения в объективной детерминации современных процессов государственного управления. Последствия и результаты развития информационного общества.
| ПК-1, ПК-3
|
Тема 4
| Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении
| Понятие типичного. Понятие уникального. Постоянство и стабильность власти. Управление как повторяющиеся решения и приемы, как постоянно действующие социальные и правовые механизмы.
Особенность государственного и муниципального управления как механизма принятия решений в меняющейся среде. Представление о реактивности власти. Риски в управлении. Ошибки в управлении. Системность в управлении: понятие, принципы осуществления.
Пространственные и временные пределы управления. Преемственность и инновации в управлении.
| ПК-4, ПК-14
|
Тема 5
| «Древо целей» и функциональная структура государственного и муниципального управления
| Понятие целеполагания в управлении. Виды и иерархия целей. Тактика и стратегия в управлении. Задачи управления. Технологии постановки целей и задач в управлении. «Древо целей» как интеллектуальный метод алгоритмизации управления.
Планирование в управлении. Виды планирования. Государственное прогнозирование, программирование и планирование. Стратегический уровень государственного и муниципального управления. Особенности стратегического
целеполагания. Содержание стратегии. Понятие функций государственного и муниципального управления. Соотношение функций государственного управления и управленческих функций органов государственного и муниципального управления. Общие и специфические функции управления. Внешние и внутренние функции управления.
| ПК-14
|
Тема 6
| Организация государственного и муниципального управления
| Государственная политика, ее правовое и публичное выражение. Административная власть. Институт государства. Институт местной власти. Органы власти как организационные структуры.
Общее и особенное в организации государств. Национальные особенности организации государств. Религиозные, культурные, экономические влияния на организацию государственного и муниципального управления.
Организационные структуры в бизнесе, в некоммерческом секторе. Влияние социальных организационных структур на развитие института государства.
| ПК-3
|
Тема 7
| Государственная служба как механизм государственного управления
| Государственная служба как правовой, социальный и организационный институт публичной власти.Отношения государственной службы и политической власти: сферы влияния.
Задачи государственной службы: политические, административные,
государственно-управленческие. Принципы организации государственной службы. Реализация государственной власти в аппаратах законодательной, исполнительной и судебной власти и на должностях государственной службы. Государственное управление как основная функция государственной службы. Содержание, стиль и методы работы на государственной службе. Должность как совокупность управленческих функций и властных полномочий. Методы реализации государственной власти в системе государственно-служебных отношений: планирование, прогнозирование, управление, контроль.
| ПК-14
|
Тема 8
| Управленческая деятельность органов государственного и
муниципального управления: технологии подготовки и реализации решений
| Управленческий процесс как явление. Управленческая деятельность, её отличие от других видов человеческой деятельности. Характеристика и структура управленческой деятельности.
Правовые и организационные формы управленческой деятельности. Методы государственно-управленческой деятельности. Стадии (циклы) управленческой деятельности.
Управленческие технологии. Проведение организационных мероприятий. Порядок и процедуры принятия управленческих решений. Научное и информационное обеспечение управленческих решений. Виды управленческих решений. Юридические требования к управленческим решениям. Обоснованность управленческих решений. Оптимизация и комплексный характер результатов реализации решений. Рациональность и эффективность управленческих решений.
Управленческая и правовая культура. Контроль за соблюдением организационно-правовых форм управленческой деятельности.
| ПК-4
|
Тема 9
| Формирование электронного правительства: технология и основные
элементы
| Определение электронного государства и электронного правительства. Определения электронного правительства. Тенденции развития электронного общества. Электронная демократия, правосудие, коммерция. Цели и риски электронного правительства. Индексы готовности к электронному обществу и правительству.
Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет и нотариат, деловые процессы, базы данных. Условия внедрения электронного правительства.
Последовательность оптимизации и автоматизации
административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости»
Порталы государственных и муниципальных услуг.
Нормативно правовые основы электронного правительства и концепции его развития. ФЦП «Электронная Россия», региональные программы информатизации.
Примеры и лучшие практики формирования электронного правительства и оказания электронных услуг в различных странах.
| ПК-14
|
Таблица 4.
Структура дисциплины (модуля)
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
| Объем дисциплины (модуля), час.
| Форма текущего контроля успеваемости,
промежуточ
ной аттестации
|
Всего
| Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
|
Очная форма обучения
|
Тема 1
| Теоретические основы государственного управления
|
|
|
| |
|
| О
|
Тема 2
| Современная парадигма государственного управления
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 3
| Объективные условия и субъективный фактор в государственном управлении
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 4
| Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 5
| «Древо целей» и функциональная структура государственного и муниципального управления
|
|
|
|
|
|
| О
|
Тема 6
| Организация государственного и муниципального управления
|
|
|
|
|
|
| О
|
Тема 7
| Государственная служба как механизм государственного управления
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 8
| Управленческая деятельность органовгосударственного и
муниципального управления: технологии подготовки и реализации решений
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 9
| Формирование электронного правительства: технология и основные
элементы
|
| |
|
|
|
| О
|
Промежуточная аттестация
| |
|
|
|
|
| экзамен
|
Всего:
|
|
| |
|
|
|
|
заочная форма обучения
|
Тема 1
| Теоретические основы государственного управления
|
|
|
| |
|
| О
|
Тема 2
| Современная парадигма государственного управления
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 3
| Объективные условия и субъективный фактор в государственном управлении
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 4
| Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 5
| «Древо целей» и функциональная структура государственного и муниципального управления
|
|
|
| |
|
| О
|
Тема 6
| Организация государственного и муниципального управления
|
| |
|
|
|
| О
|
Тема 7
| Государственная служба как механизм государственного управления
|
| |
| |
|
| О
|
Тема 8
| Управленческая деятельность органовгосударственного и
муниципального управления: технологии подготовки и реализации решений
|
| |
| |
|
| О
|
Тема 9
| Формирование электронного правительства: технология и основные
элементы
|
| |
| |
|
| О
|
Промежуточная аттестация
| |
|
|
|
|
| экзамен
|
Всего:
|
|
| |
|
|
|
|
Примечание – формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: