Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА IV. ПАРАНОЙЯ. Творчество при паранойе




ГЛАВА IV. ПАРАНОЙЯ

Творчество при паранойе

Сведения о данном заболевании сводятся к следующему: паранойя есть болезнь, редко встречающаяся; ею заболевают люди в среднем возрасте от 35 — 40 лет. Болезнь как бы внезапно приходит к человеку или постепенно вырывает его из обычной действительности и погружает в иллюзорный мир, сопровождаемый бредовыми идеями. При данном заболевании развиваются бредовые идеи при наличии ясного сознания; больной хорошо ориентируется во всем, что касается его потребностей и работы, но как только заходит речь о его бредовом отношении к жизни, так сейчас же, с полной яркостью выявляется его болезненное состояние. Нелепые мысли вполне овладевают им, и он никак не может освободиться от их власти. При данном заболевании у больного появляется эгоцентризм. Больной считает, что он находится в центре, и вокруг него вращаются все события, касающиеся неправильно оцениваемой им действительности. Во всем остальном он ведет себя как вполне здоровый человек. Очень часто те явления, которые окружают больного, символизируются им. Он часто действия, к нему не относящиеся, приписывает себе и истолковывает их, как ему подсказывают его бредовые идеи. Нередко у таких вольных появляются так называемые ложные воспоминания. Больной с полной верой относится к выдуманным фактам, считая их за ряд действительных событий, происшедших в его жизни. Данная болезнь разыгрывается, главным образом, в сфере интеллекта. Сфера интеллекта теряет способность правильно воспринимать и отражать действительные жизненные факты. Сфера интеллекта творит те бредовые идеи, которые присущи данному заболеванию и которые выливаются в форму бреда величия и бреда преследования. Бред величия и преследования слагается в особо четкую систему, а потому и называется систематизированным бредом, создающимся путем творческой фантазии больного, и это фантастическое создание бредового представления столь властно, что больной считает его за действительность, действительные же факты оказывают менее властное влияние на его поведение и его мышление. Бред величия часто сообщает больному более повышенное о себе представление, к которому он относится с полным убеждением, независимо от того, что в отношении других поступков у него вполне ясное сознание и ориентировка. В бред преследования больной чаще всего вплетает тех людей, которые ближе соприкасаются с ним. В этот бред попадают близкие люди, родственники и члены семьи, а также люди, с которыми он так или иначе соприкасается по службе, и на них он распространяет свое злобное чувство, присущее бреду преследования. В виду того, что творческий бред преследования одерживает больного в высокой степени, он относится к своим мнимым преследователям не только с явным недружелюбием, но и с приемами самозащиты. Самозащита может трагически окончиться для лиц, попавших в систему бреда больного. Иногда параноику может показаться, что преследователи тайно покушаются на жизнь его и его семьи, и он принимает несуразные меры самозащиты. У нас был больной профессор, которому показалось, что его семья, состоящая из двух детей, жены и его самого, отравлены какими-то бактериями, которые были приняты семьей с пищей. Чтобы освободиться от данного яда, больной купил сулемы, развел ее и напоил всех членов своей семьи. Жена, опомнившись, быстро обратилась к врачу, и только своевременно принятые медицинские меры спасли семью от неминуемой гибели. Другой раз этот же больной, страдая изжогой, обратился к лечащему его врачу за помощью, и когда последний дал ему половину чайной ложки соды, то больной воспринял данное мероприятие как отраву, считая, что принятая сода нейтрализовала соляную кислоту его 60

 

желудка и тем лишила дезинфицирующего действия желудочный сок и его содержимое, благодаря чему в желудке, по мнению больного, могли разводиться всякие патогенные бактерии; чтобы оградить себя от грядущего, несчастья, больной стал пить в большом количестве уксус и есть до 10 лимонов в день; только через несколько дней выяснилось, что больной такими приемами нейтрализует ту соду, которую он принял во время изжоги. Во всем остальном поведение больного не выходило из пределов нормы. Он читал лекции, писал книги по математике, делал доклады в научных обществах и в своей работе не внушал никаких опасений, кроме неправильного отношения к лицам, соприкасающимся с ним по службе. Как было сказано выше, все эти бредовые идеи являются результатом творчества сферы интеллекта; сфера эмоций почти совершенно не затрагивается, сфера движения вовлекается в болезненный процесс постольку, поскольку последней приходится приводить в исполнение ненормальные потребности интеллекта; следовательно, и поступки и поведение больного в полной мере зависят от тех бредовых идей, которые присущи ему в настоящее время. Бредовое творчество может видоизмениться, различно комбинироваться; в него могут вплетаться новые лица, и бред может пышно расцветать, развертываясь до больших пределов. Все же в конце концов, после десятков лет данного заболевания у больного появляется слабоумие.

Бредовые идеи, свойственные данному заболеванию, по-видимому, все же оформляются в недрах подсознания, но они не удерживаются в последнем, а выносятся в поток бодрственного сознания воспринимающего их без надлежащей критики. В подсознании происходит предварительный синтез, готовые выводы которого появляются в потоке бодрственного сознания и властно привлекают больной интеллект на свою сторону с тем, чтобы реализовать назревшие бредовые идеи. Благодаря тому, что больной не может критически отнестись к своим бредовым идеям, он является крайне опасным в общежитии; поэтому таких больных, обычно, довольно быстро помещают в лечебницы для душевнобольных. Характер бреда может быть различен: его можно подразделить на бред преследования, сутяжный, эротический, религиозный, изобретений. Независимо от содержания бреда, последний все же характеризуется вышеприведенными особенностями систематизации.

Творчество при паранойе можно разделить на две категории. Вышеприведенные бредовые идеи, овладевающие больным, нужно признать хоть и отрицательным, но все же творчеством, т. -е. таким творчеством, которое не имеет реальной базы, но которое несет за собой весьма тяжкие реальные последствия в виде нападения на мнимых преследователей. Многие больные, у которых появляется, например, сутяжный бред, без конца судятся е мнимыми преследователями. Эротический бред может создать условия, ввергающие больного в конфликт с существующими юридическими нормами. Религиозный бред наименее вредный в этом направлении, так как под влиянием религиозного бреда больные создают новые течения религиозно-мистического характера; эти вероучения иногда облекаются в столь убедительную форму, что вербуют в свою среду значительное количество последователей, и если параноик достаточно образован, то он, создавая систематизированный бред, подкрепляет его теми научными сведениями, которые находятся в его распоряжении, и потому больной нередко в состоянии убедить слушателей в реальности и жизненной правде его болезненных продукций.

Некоторые больные в период заболевания создают проекты, разрешающие, по их мнению, вопросы государственного характера. Такое лицо приезжало в Москву с тем, чтобы хлопотать перед властью об отводе ему нескольких сот тысяч десятин земли на юге России для организации на этой площади коммуны в сотни тысяч человек. У него написан проект этой организации и изготовлены чертежи построек. В центре помещен круглый дом, в котором сосредоточены учреждения, хранящие идею объединения; в этом же доме 61

 

должны быть сосредоточены все учебные и научные учреждения. Данный круглый громадный дом вмещает в себе и жилище для лиц коммуны. Из квартир выходят двери на поля в виде секторов. Границею данной коммуны являются пограничные здания, в последних живут также члены коммуны. Скот пасется вблизи данных поселков, с границами, защищенными живой изгородью. Для большей наглядности приводятся выдержки из его творчества.

„В. В. С. С. Идея, Требует, согласно своих Великих Правил, Изложения Высоты Учения, Торжества Торжеств, Вековечности Всеправды и Вековечности Все мира, Добра и Блага, Велико-Разумного Бытия Человека; — Иметь Свое Личное Национальное Государство, — Национальности В. В. С. С. Всепресладоропрецеланонеролан; Наименования В. В. С. С. Всепресладоровсеправдовсемироролана Таинственного Значения: „Всепресладость Всепресладости, —Всепресовершенства, Всеправды и Всемира, Вековечности Торжества Торжеств.

Данное Государство, или Владение В. В. С. С. Идея; Может открыть на Площади Предела, Между Реками: Днестром и Днепром, в Пространстве Четырех Губерний: Подольской, Херсонской, Киевской и Волынской.

Данную Площадь, В. В. С. С. Идея, — для Означенной Цели, Просит Российское Правительство и Международное Согласие Держав, Уступить в Собственность Ее Владения.

В. В. С. С. Всепресладоровсеправдовсемироролан, Должен Иметь Свой В. В. С. С. Центр, Своей Централизации; Состоящий из В. В. С. С. Города и Его В. В. С. С. Строя в Орденах.

В. В. С. С. Город, Должен Быть Построен Красиво - Кругообразным, — из Чистого Белого Мрамора; по Новому Высоко-Культурному В. В. С. С. Плану. В Центре В. В. С. С. Города, Должно Быть Построено В. В. С. С. Здание Славословия В. В. С. С. Закона Веры — В. В. С. С. Всепресладоро-вседарозаконоверославироролан; а Также, — В. В. В. С. С. С. Всепресладорозаконоверовластеправление; или В. В. С. С. Верховный Орган Ведения.

В. В. С. С. Город, Должен Быть Расположен, на Ровной Красивой Площади Земли Вдоль Сколько Видно для Глаза, и Вполне Плодородной для Растительности. Улицы В. В. С. С. Города, Должны Быть Крыты Стеклянной Крышей в Красивом Виде Устройства Самой Крыши. Самое Положение Полотна Улиц, Должно Быть Красиво Вымощено Лучшим

Материалом. Улицы Всего В. В. С. С. Города, Должны Быть Кругообразны, — без Начала и Конца. По Кругообразным Улицам, должны ходить Красивые Вагоны Трамвая, Первого Класса. Самый В. В. С. С. Город, Должен Быть Построен Догматически в Шестнадцать Этажей, по Вышине; в Честь Шестнадцатиславия В. В. С. С. Имени.

Жители В. В. С. С. Города, Должны Быть Все Домооседлые Собственники Собственности В. В. С. С. Идеи. При Устройстве в Высшем Тоне В. В. С. С. Правления В. B. C. С. Города; — Жизнь Должна Быть в Высшей Мере Всепресладость Созерцания; Благоухания Естественного Бытия Человека; Заключающего в Чистых Чувствах. Самый В. В. С. С. Город, Должен Изображать Собою По Всему очень Чистый Созерцательный Высоко-Интеллигентный Дом Святыни — Жизни, Высоко-Интеллигентных Людей Великой Разумной Всепремудрости в Природе их Рождения. Самая Священная Жизнь Жителей, живущих в Центре В. В. С. С. Города; Доляша Быть Догматически, в Ведении Верховного Органа, Великой Всепремудрости: Духовно, Телесно, Государственно, Гражданственно, 62

 

Общественно, Семейно и Частно; в В. В. С. С. Орденах, В. В. С. С. Закона Веры, в В. В. С. С. Созерцании Всепремудрости Жизни В. В. С. С. Торжества Торжеств В. В. В. с. с. с.

Вне В. В. С. С. Города, Кругом Онаго; Должна Быть Красивая Открытая, Тоже Кругообразная Улица. Вдоль Оной Улицы Должно Быть Шестнадцать зданий, Отдельных Красивых Строений, Соединенных Между Собою. Под Сводом Оных Зданий, Должно Быть в Арках Шестнадцать Красивых Священных Ворот. Вне Оных Священных Ворот Должно Быть Расположено Все Имущество для Содержания В. В. С. С. Города, Состоящее из Садов, Лесов, Сенокоса, Огорода, Пастбища для Скота, — в Живых Изгородях; Пахотная Земля для Посева Хлебов; Каковое Имущество Должно Быть Расположено Кругообразно в Полосах Кругом В. В. С. С. Города, в Пространстве Ста Тысяч Десятин. От данных Священных Ворот Все Владение В. В. С. С. Всепресла-доровсеправдовсемироролана, в Первом Его Круге, — Должно Делиться на Шестнадцать Частей; и во Втором Круге, — Должно Делиться на Шестьдесят Четыре Части, Итого Все

Владение В. В. С. С. Всепресладоровсеправовсемиролана, Должно Делиться, Догматически на Восемьдесят Частей, в Честь В. В. С. С. Имени — Восьмидесятисловия Полноты Его Священного Выражения, в Присущем Его Первообраз-ности" и т. д.

„Великий закрытый В. Враторол.

Отношение к Постороннему Человечеству В. В. С. С. Идеи.

Догматически отрицаемая сторона В. В. С. С. Идеей.

Отношение Великих Закрытых В. Врат к Постороннему Человечеству.

К Человечеству, Здоровому, Красивому, Доброму, Честному, Интеллигентному — в Природе; — Отношение Честное и Доброе; к Лже-Человечеству же, не Честному и Порочному; — Отношение Отрицательное; Лже-Учение Религий: Христианской, — всех ее исповеданий, без исключения; — простого ее софизма, галлюцинаций и идиотизма; а также лже-религий: магометанской, буддийской, еврейской и подобные им все лже-учение; лже-царизм, его оружие и войны: и вообще всякое лже-учение, — софизма и идиотизма, и их лже-партийность; а также национальность идиотизма, и всякое произведение: аскетности бедности, смрадности неестественности и тому подобное; будут уничтожены до не существования в Великом В. В. С. С. Владении, и вне Великих В. Врат; а также во всей Великой Европе; как лже-учения не ведения, обмана, хулы, несправедливости и вообще всякой неправды для человека; — в эксплоатации порабощения, чужой честности совести и труда; путем насилия, в тунеядности лже-жизни, и ее порочности, — в нечестии греха и зла; — вековой тьмы неведения — саморастления и человеко-растления.

После чего будет создана для Постороннего Человечества, —Вне Великих В. Врат Новая Религия, Непогрешимости, Каковая Религия Приведет Все лучшее Человечество, к Непогрешимому Состоянию; — Путем Сознания и Путем Самопознания — в Отвержении пороков и не справедливости — лже-человечества" и т. д.

Под влиянием данного заболевания у больного часто обостряются творческие способности, и он может обогащать науку, искусство и технику новыми ценностями.

В нашем распоряжении имеется большое количество рисунков, выполненных одним больным. Данный больной с низшим образованием, мальчиком поступил в одну торговую 63

 

фирму, где в конце концов сделался бухгалтером. До 43-летнего возраста он не интересовался искусством, но в 43 года заболел паранойей, и интересы и работа его совершенно изменились. У больного вспыхнул яркий бред преследования. Он у себя в квартире запирал свою комнату несколькими замками, а когда ложился спать, то баррикадировал дверь вещами, стоявшими у него в комнате; к ножкам кровати привязывал веревки, концы которых прикреплял к ручкам двери и окон с тем, что если бы кто-нибудь открыл дверь или окно, то благодаря движению кровати больной должен был проснуться и принять меры против предполагавшегося нападения. Помимо отрицательного творчества, у больного выявилось и другое, высокое, положительное творчество. У больного проявилось свойство, никогда ранее у него не наблюдавшееся. Он начал робко рисовать в той книге, в которой вел свои повседневные домашние расходы, и вначале его рисунок представлял из себя простое штрихование; но в дальнейшем больной стал при помощи формы и красок давать удивительные рисунки как по содержанию, так и по выполнению. Удивительнее всего то обстоятельство, что больной ранее никогда живописи не учился и никогда ею не интересовался. Но рисунки, частью воспроизводимые здесь, дают полное представление о высоком творчестве, появившемся у него с началом душевного заболевания.

Данные рисунки нет надобности подробно объяснять, они говорят сами за себя и высота их творчества очевидна. Оценивать и отыскивать их достоинства—дело индивидуальное, наша же обязанность заключается в том, чтобы обратить на этот случай внимание лиц, работающих в области психологии творчества (см. табл. IV; табл. V, рис. 1; табл., VI; табл. XI, рис. 2; табл. XIII, рис. 1). 64 65 66 67 68

 

Данный болезненный процесс создал внутренние условия, не поддающиеся пока учету, способствовавшие выявлению более обширной связи между работою подсознания и функцией контролирующего (бодрственного) сознания. Беспрепятственное проникновение в поток контролирующего сознания богатства подсознательного содержания обогатило мышление больного настолько, что он из рядового работника превратился в творца высоких ценностей. Дремавшие в недрах подсознания творческие возможности, как вешние воды, освободились от ледяного покрова, овладели мыслительным аппаратом больного и через него получили возможность проецировать во внешнюю среду богатства своего содержания. Рисунки больного дадут большее представление о данном творчестве, чем словесное описание.

Но больные проявляют свое творчество и другими приемами: так, например, одна женщина с высшим образованием, заболевшая паранойей, стала проявлять бред не только личного преследования, но и бред, носивший характер космических бедствий. Эта больная, не писавшая раньше, вдруг почувствовала непреодолимое влечение к творчеству и написала книжку, немного более 200 печатных страниц. Она предполагала для земли неизбежную катастрофу, которая явится как последствие космических пертурбаций. Ее теория космической катастрофы, может быть, недостаточно убедительна, потому что у 69

 

самой больной недостаточно было сведений из области космографии, но тем не менее книжка была написана и отпечатана. Один из экземпляров ее, с личными приписками и поправками больной, хранится у меня. Выдержки из этой книги приводить не представляется удобным.

Из вышесказанного видно, что при наличии данного заболевания под влиянием каких-то внутренних причин больной впадает в особое состояние, благодаря которому У него открываются способности, ранее не проявлявшиеся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...