Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

„САТИРА. Полицейский акафист. Проблема любви. (Записки сумасшедшего.). „Шарада.




„САТИРА.

Полицейский акафист.

Радуйся, преподобие отче

Околоточный, и моли бога о нас.

Припев.

Радуйся, пьяных нас поднимающий, радуйся, карманы очищающий, радуйся, по шее давающий.

Припев.

Радуйся, в дом забегающий, радуйся, чаевые собирающий, радуйся не получив, хулы изрыгающий.

Припев.

Радуйся, протокол о нечистоте составляющий, радуйся взятку получающий и протокол разрывающий.

Припев.

Радуйся, проституток встречающий, радуйся, и от сих мзду получающий.

Припев.

Радуйся, мзды не получив, всепрощающей, радуйся, в Мясницкую их отправляющий.

Припев.

Радуйся, извозчика нанимающий, радуйся, в цене притесняющий, радуйся, записыванием № пугающий.

Припев.

Радуйся, пивную посещающий, радуйся, пиво и вино выпивающий, радуйся, проститутку лобызающий. 93

 

Припев.

Радуйся, всем страстям своим удовлетворяющий, радуйся, гроша медного непроживающий и даже на дорогу рубль получающий.

Припев.

Радуйся, в карты нечестно играющий, радуйся, уголки загибающий, радуйся, на мелок часто играющий, радуйся долги не возвращающий.

Припев.

Радуйся, всюду бывающий, радуйся, все в жизни знающий, радуйся, правду на ложь искажающий, радуйся, всюду и всех зацепляющий.

Припев.

Приводятся также некоторые рассуждения.

Проблема любви.

(Записки сумасшедшего. )

I.

Любовь к Тамаре.

Если мы представим себе одинокого человека, не связанного ни с какими обязанностями перед родными, близкими, своим народом, религией, общественными интересами дружбой, идеалами и традициями своего века и окружающих его людей, но живущего чистой нравственной жизнью независимо лишь своим духом, но абсолютно не вооруженного ни знаниями, ни опытом, ни особенными способностями и потому живущего обыденным трудом заурядного человека, которого надолго приковывает к месту его труда неприспособленность его к общественной жизни и его физическая ординарная сила, не дающая ему возможность смело и просто скитаться по земному пространству, добывая себе свое пропитание случайным физическим трудом— носильщика, дровосека, пахаря и т. п., — то вам станет ясным факт его женитьбы, в кратких словах, могущего быть выраженным, описанным, так:

В один случайный момент, получив телеграмму об опасной болезни у его матери, он в тот же момент под влиянием момента, подчиняясь инстинкту, чувству необходимости в виду всех соображений о других, так называемых родных, людях, — едет за 1000 верст на свою родину и там венчается с девушкой, которая занимала его мысли, как противоречивое существо, ничем не отличающейся среди своих подруг за исключением характерной для нее черты, — поведением легкомысленной миловидной барышни, не считающейся, по-видимому, ни с каким о себе мнением; иначе — пользующейся ухаживанием множества молодых мужчин ради развлечения, провождения времени без всяких привязанностей с кем бы то ни было. Венчание, факт возможности этого для человека, который отрицал все и вся и исключительно женщин, как носителей порока и бессмысленной жизни и именно с такой девушкой, которая представляла собой воплощение отрицательного типа женщины, такого масштаба людей, взгляды которых на жизнь и мир божий равняются размеру их аппетита, удовлетворяемого в каждый отдельный момент согласно их капризу; — и 94

 

исполнение этого явления в течение двух трех часов, — при чем герой этого романа „пробыл на своей" родине одни сутки, так как служба и постоянное его местожительство—большой столичный город, — были неразрывной частью его всей жизни и всех его интересов.

Итак, повторяю, если мы представим такого человека томящегося в своем положении, безвыходно одинокого, никому ненужного и но его понятиям „ничего" не делающего, — (т. -е. не имеющего „полезного" труда), — то вам станет ясным и факт его женитьбы и вся последующая.. игра", — жизни его с женой, — семейной комедией в кошмаре безумия и дрязг окружающих, в течение двух лет, вплоть до водворения им себя в дом умалишенных"...

II.

Елизавета Леонтьевна — интеллигентная, красивая, самостоятельная девушка, как воплощение разумного друга-девушки подруги жизни.

III.

Как единственный ч е л о в е к".

Больной, считавший себя поправившимся, заботится о своей дальнейшей судьбе.

„Шарада.

Маленький план „бегства" из дома покоя на вольную арену труда.

1) Саадья Семенович — написать письмо, просить прийти на свидание; в письме извиниться за прием мой его при первом свидании объяснив прошлое — „прошлым".

Результаты препятствия.

а) придет на свидание; письмо от меня с такой и прочей просьбой (о службе мне) примет как залог, дающий ему право надеяться „помирить" меня с женой Тамарой —

это его глубокое желание, могущее дать ему при осуществлении большое удовлетворение, — показатель его обаяние личности — умной и влиятельной... и еще многое, касающееся его.

б) может при свидании со мной — расстроить своей бестактной словоохотливостью с поучениями и рассуждениями, —но это, т. -е. „расстройство нерв выздоравливающего", —мне очень полезно. Следовательно, нужно написать письмо ему.

2) Б. (студент на лекции) мог бы с удовольствием помочь найти службу; как крымский караим, богатый, имеет полную возможность попросить кого угодно их богатых крымских караимов принять меня на службу и его просьбу очень легко могут исполнить. Как разыскать Б. и как найти возможность просить его об этом, имея в виду то, что он вообще меня совершенно не знает. 95

 

3) Ехать к брату в Нежин хорошо; там спокойно, лучший воздух, но уезжать из Москвы сейчас нельзя: много вещей, их девать некуда; оставить Москву нельзя сейчас еще потому, что здесь моя жизнь потечет нормально, а в Нежине будет все то, что было в Поневеже и Конотопе — безумие, психопатство. Этого повторения нельзя допустить себе и потому нужно подготовиться ранее, пожив на службе до Весны или Лета в Москве. Москва, своей жизнью, своим простором, своей общечеловеческой жизнью, интересами — моя колыбель: в ней я получил свое воспитание, жизненную силу вот для той борьбы в жизни, которая мне казалась и кажется необходимой ради самостоятельной жизни—трудовой и честной, не обременяющей никого из окружающих.

4) Голвин. Из свидания с Мих. N беседы с ним, я прихожу к несомненному выводу, что рассчитывать на заработок на фабрике своего б. хозяина невозможно: там мне места нет, за это говорят очень много пунктов соображений об обитателях фабрики и их отношений ко мне. И так пока пишу письмо к N.

Мысли о человеке.

Мне хотелось бы говорить не вообще о человеке, а об отдельном человеке, однажды виденном мною.

Но... этот человек, оставшийся в моей памяти, как прекрасное явление, светлое и ясное пятно на бесцветном горизонте, — далеко от меня; я видел его в юности своей.

Это было в те далекие дни, когда мне было 19-й год и я, живя за гранью Московской жизни, — Бутырской заставой, — посещал по вечерам лекции в Политехническом музее, организованных Городским Народным Университетом.

Она („отдельный человек" ) провинциальная девушка лет 18, приехала в Москву поступить на Высшие женские курсы, но... опоздала...

Вы встретились на улице в тот момент, когда выйдя вслед за ней из вагона трамвая у Страстного монастыря около 8 часов веч., она обратилась ко мне с вопросом, как пройти в Солодовнический театр. Нам было по пути и я объяснил ей это. Мы пошли вместе. Она, оказалось, жаждала видеть оперу: „Орлеанская дева", и — так как пропустить одну лекцию для меня показалось естественным, в виду выяснившего обстоятельства: она в 11 ч. вечера, после театра, должна была вернуться домой, т. -е. к родственнику офицеру, где она остановилась после приезда в Москву, — одна, а последний жил у Бутырской заставы. И, я пошел вместе с ней смотреть „Орлеанскую деву". Мы вернулись домой — я дошел с ней до ее крылечка и, боясь спросить у нее адрес ее дома на родине, ушел.

19—15-ГО/П—15 Г., 2 Ч. 25 М. Д. ".

Больной желает написать шараду или письмо, касающееся его устройства в Москве, но мысли его вращаются все время около одного предмета и навязчиво побуждают его работать в одном направлении.

„Свод мыслей.

Есть.. свод законов". Законы природы, законы человеческого общежития. Но, „свод мыслей", как я хотел бы охарактеризовать свои воспоминания и предположения о способе лечения психических больных—такой формулы— нет. Т. -е. нет такого кодекса мыслей. 96

 

Однако, бывает что-то в жизни и не обыденное. Этим необыденным явлением я и хочу объяснить свое выздоровление. По-моему, это необычайное явление и — вот по каким соображениям.

Во-первых — два основных положения: а) психическое заболевание, перенесенное мною— исключительно тяжелое, может быть очень редко излечимое, во-вторых — быстрота излечения.

Эти два положения и говорят о необычайном явлении. II доводы к этому, если сумею выразить сейчас их — таковы.

Привезенный в дом, куда доставляются обычные зарвавшиеся люди, хватившие „через край", т. -е. люди, устраивающие беспорядок на улицах столицы, но по состоянию своего здоровья неподдающиеся полицейскому способу „лечения", я обратил на себя внимание врачей необычайным для душевнобольных поведением, вернее сознательностью. Но это не верно: скорее, ближе к истине будет то, что обычно заболевания подобного рода бывают от какой-либо жидкости, от венерических болезней, сильного нравственного потрясения и т. п.

Опять не то. Ибо я помню следующее: врач-профессор, принимавший меня в приемном покое при участке, между прочим, услыхал от меня: „я боюсь попасть в сумасшедший дом, не мог бы перенести вид крови" и т. д. Сегодня „вид крови" не произвел на меня никакого впечатления, дав лишь окончательное убеждение не столько в разумном, гениальном, мог бы сказать, — лечении душевнобольных (ибо в этом я был убежден ранее, давно), — сколько в том, что вид крови — есть последний страх в одном прекрасном целом, прошедшем перед моим умственным взором.

Хронологически перечислить все моменты испытаний, т. -е. дней — картин лечения я, конечно, не могу; может быть на свободе я сумею и очень многое вспомнить. С другой стороны, я сожалею и очень отчасти, что не имея возможности переложить на бумагу те представления, какие рисовались мне при втором переводе во второй палате; об этом я во время переживаний тогда думал и жалел, что находился тогда не в третьей. Я не могу выразить свою благодарность врачам и радость испытанную и испытываемую за то, что не перевели меня в этот раз вновь в те палаты. Перемещения с места на место, когда это делалось из лучшей палаты в худшие, действовало на меня столь угнетающе, что три четверти своих переживаний я приписывал, почти, — именно факту перемещениям.

Кратко оканчивая свою мысль, я могу добавить, что выслушивая мои полусознательные, личные и письменные „исповеди" о характере моих представлений заболевания вы, врачи-психиатры, комбинировали соответственно этим безумным картинам разумно-организованные картины — противоядия (4 ч. 50 м. д. 19/П 1915 г. ).

II.

Когда я думал о желании передать последовательно все свои „видения" во время болезни, то всегда предполагал, что для возможности исполнения этого необходимо, или иначе — достаточно, — узнать от врачей историю своей болезни. Так думаю и сейчас. Но в то же время я понимаю, что это не логично. Если интересно узнать от больного его воспоминания, то узнавать их после того, как ему их напомнят — вовсе не интересно. Другой вопрос, если он сам все или часть вспомнит без всякой осведомленности его со стороны врачей. 97

 

Кроме этого является соображение, вопрос, — кому и чем интересно изложение бреда больного здоровым, т. -е. выздоровевшим. На это просто можно ответить: пожалуй это интересно для психиатров, если принять за факт, что обыкновенно душевнобольные ничего не помнят из того, что с ним происходит во время болезни, ибо мозг их бывает поражен в какой-либо части, что и лишает их возможности передать свои видения другим более-менее логично, так как эти видения обыкновенно бессвязны. II вот самое правдоподобное во мне будет то соображение — факт, что моя болезнь была точная картина всего того, что спало и томилось в моей душе: все мои мечты, желания, стремления, будучи задавлены жизненной беспросветностью моего существования, нашли себе выражение в моем безумии. Поэтому я так сильно страдал и бился, будучи не в силах понять, что со мной происходит и поэтому так трудно мне верилось в то, что я психически заболел, как болеет всякий сумасшедший.

III.

Получилось вместо „свода мыслей", лишь лепет ребенка. Но... и то хорошо. „Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало", может быть это самое ближайшее к истине объяснение всего того, что я вижу и испытываю со стороны моих сожителей.

Так или иначе вокруг меня радость. Радость жизни, радость солнца и все это сейчас-же по заявлении мною, что я здоров. Радость эта меня не смущает, но и не опьяняет. Поддаваться радости как и грусти — разумно, — удел разумного: в этом торжество настоящей жизни.

IV.

Вопросы, смущавшие меня раньше, — все разрешены. Прийдет ли „Лизочка" или нет это мне теперь не важно: важно было написать такое письмо и именно получение ею его. Но, если бы врачи и не отослали это письмо, беды в этом никакой не вижу: выйду на волю —нужно будет найду возможность сказать тоже еще лучше.

О себе беспокоиться то же нечего. Захочу поеду на родину — там ничего страшного то же не будет, ибо я теперь новый и безумством заниматься при всем даже желании не сумею, так же, как не мог раньше не заниматься „психопатством". Нежин, Москва, Поневеж — абсолютно везде хорошо. Кроме этого я убежден, что работу, дающую пропитание такому взыскательному, как я, зверю, найду теперь очень быстро. Слово „теперь" имеет значение следующее: после 4-летней жизни в Москве и такой школы, которую прошел здесь за время лечения. Пока достаточно".

Больной сам замечает, что никакого свода мыслей у него не получилось, он не может удержаться в пределах темы или поставленной задачи вследствие отвлекаемости. Он это чувствует, но сейчас же подыскивает оправдание, говоря: „чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало".

„Мысль, требующая осуществления.

Я прошу доктора прислать мне все записки, переданные -за время болезни. А когда я их разберу и пришлю обратно вместе с изложением: „свода мыслей" на основании тех записок и воспоминаний теперешних, тогда прошу прислать все то, что принес N из моих писем и все письма, полученные на мое имя, если таковые есть.

А. П. 98

 

Этот лист тоже, вместе с записками.

19/III 1915 г. веч.

Поведение N 19 дек. и накануне, в связи с картиной, „панорамой жизни", согласно моему мировоззрению в Петр, парке —и приемом меня того же 19 дек. NN доказали мне верность безумного воображения в руководстве моими действиями — „коллективным разумом. Отношение ко мне в Сыскном отделении, в участке (Тверской части вероятно) встреча на Красной площади с воображаемым Государем Императором и терпимость городовых и дворцовой стражи во время моего дебоширования, вместе с инцидентом с остановкой трамвая п пр. говорило моему воображению о том, что: „не готовят ли они меня в живого святого вместо „мощей", для чего повезут на театр военных действий в виде вдохновляющего воинство субъекта, или — поднимают дух народа, общества, пустив такое „чудо" проповедывать по вдохновению... Очутившись в больнице

я понял, что это научная лечебница и окружающих меня больных вовсе не принимал за тех, как величал и относился к ним по временам; предполагая, гадая не изображают ли они собой тех или иных символов происходящего, т. -е. не играют ли они роль: один германского императора, другой представителя революции и т. д. я, реагируя на их крики и жесты, на мгновение убеждался в правдоподобности этих воображений больного.

Но только что я убедился в силе своего „всеобъемлющего мозга" в коридоре, как перевели во вторую палату. Тут я должен признаться происшедшее не помню сейчас, ибо все пережитое потом, а главное повторение в более сознательном и спокойном виде во второй же палате во время второго перевода, — смело из памяти те картины полоумного, в горячке безумия мечущегося от одной догадки к другой — т. -е. не хотят ли они из меня сделать Христа, ибо такового вовсе не существовало; не делают ли объект всемирного примирения посредством чего наука достигает равенства, братства и любви всего мира. При этом должен добавить, что это как и прочие предположения были лишь мгновенные ведения, меняющиеся соответственно с отношением ко мне служащих, врачей, больных и т. д.

II.

Настроение превосходное. Допустим доктор скажет: надолго ли, — а мне важно не это. Важно то, что это настроение ни на мгновение не омрачается сомнением, опасением, что оно вытекает из всего прошлого, как из здоровых легких воздух; — дышется легко, свободно. Нет того почти беспрерывного опасения быть не понятым врачем. Доктор— стал другом, товарищем не на словах, не на миг. Это просто, естественно как свет солнца, о чем не приходится ни заботиться, ни задумываться. И вот в этих признаках и есть главная основа здоровья бессомненного, полной гармонии духа и тела, полного, ясного примирения со всем человечеством каждым „малым" и „большим", —обидевшим и обиженным.

А. II. "

Мы дали записки больного в том виде, как он их написал, с целью показать: как мыслит обычный, не мудрящий в жизни человек в период заболевания, как в его мыслительном аппарате преломляются действительные факты, и в какую форму облекает их больной при воспоминаниях. 99

 

У нас собрано много рассказов, которые требуют особого издания, так как место в данной работе они найти не могут. Некоторые записки представляют большой интерес. Среди записок имеются дневники мужчин и женщин, по последним легко отличить: был ли автор в подавленном состоянии или в состоянии экзальтации. Среди дневников особенно ярко выделяются дневники женщин, оставшихся без работы, без крова и вынужденных скитаться по различным притонам; некоторые из них, по их же признанию, ночевали на лестницах за неимением более удобного пристанища. Интересны дневники женщин, бывших в состоянии экзальтации, по внешнему виду дневников можно поставить диагноз, так как они имеют сложные рисунки на обложках, для объяснения смысла которых иногда прилагаются отдельные описания. Цветистость украшений, тщательная отделка их и сложность, замысла создают диагностическую ориентировку.

При наличии экзальтации больные понуждаются к творчеству, и если творческий порыв не будет в достаточной мере использован, то больной будет расходовать свою энергию на разрушительное творчество. В больницах нередки случаи, когда больные, находящиеся в состоянии экзальтации, бьют стекла, рвут белье, нападают на ухаживающий персонал и вообще причиняют в больнице много неприятностей. Если к таким больным отнестись с надлежащим вниманием и предложить им бумагу и перо, карандаш и краски, то они будут заниматься производительным творчеством, и нельзя заранее сказать, что данный больной не создаст чего-нибудь интересного; с уверенностью можно сказать, что каждый больной, находящийся в состоянии экзальтации, создаст нечто оригинальное, красивое, заслуживающее внимания.

Изучая творчество душевнобольных, можно проникнуть в глубину творческого процесса и по его механизму составить ясное представление о том, что данный процесс целиком совершается в недрах самого творца. Далее нами будет предложена теория психотехники творческого процесса, в которой мы подробно остановимся на взаимоотношении сознания и подсознания в творческой и привычной работе. В настоящее же время мы только обращаем внимание на то, что творческий процесс циклотимиков, находящихся в периоде экзальтации, является весьма важным и несет на себе отпечаток гениальности. Фаза экзальтации характеризуется активированием сферы чувств, последняя синтетически творит в подсознании различные ценности и выносит их в интеллектуальный поток, окрашивая все в яркий творческий цвет. В зависимости от степени активирования сферы чувств активируется и бодрственное сознание; от степени потока идей из подсознания зависит отвлекаемость больного; если идеи хотя и быстро сменяются, но так, что больной в состоянии ими овладеть, то в этот период времени он является значительно отвлекаемым; его органы восприятия также находятся в повышенном тонусе, благодаря чему наиболее воспринимающие из окружающей среды — слух и зрение привлекаются всяким мелким вмешательством: с каким бы увлечением ни говорил больной о предмете, его легко отвлечь в совершенно противоположную сторону, высказав иную мысль, на которую он сейчас же начнет реагировать, так как вскользь брошенное слово служит импульсом для разработки новой темы.

Рисунки больных циркулярным психозом можно разделить на две, совершенно обособленные части, так как они на первый взгляд совершенно отделяют одну группу от другой. При первом взгляде на рисунки видно, что некоторые из них выполнены или черным карандашом, или темными красками; другая же группа выполнена более яркими красками: у них более выработана форма. Данные явления соответствуют тому настроению, которое свойственно депрессии и экзальтации.

Депрессивное состояние не богато творчеством, и обычно, если оно слишком углублено, то творческий процесс совершенно отсутствует; но когда больной начинает поправляться, 100

 

то депрессивное состояние создает такие внутренние условия, что больной побуждается к творчеству. Состояние депрессии 'не богато продукцией; поэтому и материал, которым мы располагаем, не отличается богатством по количеству и содержанию. Обычно, депрессивные больные, хотя им и было предоставлено такое же количество красок, как и другим больным, — непроизвольно, не замечая, употребляли краски только темного цвета, и это явление всегда присуще депрессивным больным. Какой бы формы ни было душевное заболевание, сюжет, выбираемый депрессивными больными, является несложным, так как работа очень быстро утомляет таких больных, и если они дают какой-нибудь рисунок в состоянии глубокой депрессии, то только по настоянию врача; но когда разрешается депрессивный период, тогда больные и сами начинают работать, и эта работа как будто способствует разрешению угнетенного состояния, свойственного данным больным; в производимой ими работе они забывают о том тяжком недуге, который хотя и ослабел, но еще не излечился.

Депрессивные больные начинают с простых форм, граничащих иногда с детским творчеством; по мере ослабления болезни они усложняют форму рисунка, иногда охотно рисуют даже фигуру человека, иногда дают пейзажи, но последние отличаются мрачными красками и несложностью содержания; форма рисунка также является не проработанной. По мере разрешения болезни в мрачные краски вкрапливаются и яркие цвета, и этот признак говорит о том, что данный больной выходит из своего тяжелого депрессивного состояния и находится на пути к выздоровлению. По продукции очень легко судить о начале выздоровления, и она является объективным признаком или улучшения, или ухудшения болезни. На слова же больного, обычно, полагаться нельзя, так как депрессивные больные до полного выздоравливания говорят врачу, что им нисколько не стало лучше, что они также страдают, что у них такое же безнадежное состояние, какое было и раньше; но творческие продукции дают совершенно верные сведения врачу о настоящем состоянии больного. По рисункам врач легче может судить о состоянии здоровья

больного, чем по продукции писания, так как в писании больные придерживаются такой же тактики, какая присуща их словесному выражению. Краски же больной независимо от себя выбирает такие, которые соответствуют его внутреннему состоянию. Мы так привыкли к данному явлению, что рисункам верим значительно больше, чем показаниям самих больных. Многочисленность материала, собранного у нас, дает нам право утверждать, что этот признак никогда нас не обманывает, и мы всегда находились на верном пути относительно состояния больного в каждый данный момент. Чтобы яснее ознакомиться с творчеством при депрессивном состоянии, приводится несколько снимков, могущих характеризовать данное творчество.

Что же касается состояния экзальтации, то последняя много богаче по творчеству, чем состояние депрессии. Оно и понятно: состояние экзальтации характеризуется деятельностью более или менее многообразной, и эта деятельность предъявляет требования к самому больному, понуждая последнего к ее реализации. В зависимости от обстановки и забот о больном эта деятельность может вылиться или в форму разрушения или же в форму полезного творчества, что в большой мере зависит от вмешательства врача: последний может направить эту деятельность или в полезное или в разрушительное русло. В городских больницах чаще всего лежат больные, не владеющие ни карандашом, ни красками, но тем не менее они охотно рисуют и дают разнообразные продукции. Иногда они рисуют дома, иногда пейзажи, иногда человеческие фигуры, иногда наблюдается простая игра линий; но независимо от сложности или простоты рисунков в них ярко выявляется творческий процесс, характеризующий изобретательность больного и самым выполнением, и наложением красок. Краски в этом состоянии всегда ярки; 101

 

нередко больные пользуются и черным карандашом, но карандаш не выявляет мрачности замысла, а скорей характеризует повышенное состояние самого больного, так как помимо темного карандаша нужно еще считаться и с темой рисунка. Для примера можно привести снимки с карандашных рисунков юмористического характера. Один больной нарисовал даму с хвостом и написал: „Общество Московского Медицинского Отдела" (рис. 26).

Другая больная с не особенным доверием относилась к женщине-врачу, ежедневно посещавшей ее, и нарисовала карандашом карикатуру на себя и на эту женщину-врача, внизу сделала надпись: „Больная у ног доктора", и далее крупным почерком „Пощадите"...

Среди рисунков больных, находившихся в состоянии экзальтации, есть много примитивов, но эти примитивы по красочной гамме являются иногда очень 102

 

привлекательными Иногда эти больные впадают в эротические переживания и тогда они дают рисунки соответствующего содержания.

Больные, совершенно не умеющие рисовать, иногда дают игру линий как карандашом, так и красками; но эта игра линий не является мертвой, она постоянно живет, живет

и в красках, и в карандаше. На некоторых рисунках линии дают представление о смешанном состоянии больного и говорят о том, что данное заболевание имеет больше элементов депрессивных, или депрессия уже разрешается, и далеко ли заходит разрешение данного заболевания.

Иногда у больных появляются религиозные симптомы, которые ярко вырисовываются в ходе болезни, и тогда больные рисуют образа: чаще всего эти образа представляют из себя обычный примитив, но в этот примитив вносится такое движение, которое не свойственно данной живописи. Трудно характеризовать в словах эти рисунки, но снимки с них дадут более яркое представление о том, что создают больные в этом направлении (рис. 27 и 28). 103 104

 

Больные иногда очень охотно рисуют фигуру”. человека, но трудность исполнения заставляет их прибегать к примитиву, но этот примитив имеет очень интересные свойства; описывать эти рисунки довольно затруднительно, но опять-таки снимок может дать более яркое представление о том, как разрешают больные данную задачу (рис. 29). 105

 

Про эти рисунки можно сказать, что в них смешивается профиль и en face и очень часто на профиле имеются два глаза: нередко через накинутый плащ просвечивают ноги и т. д. Некоторые фигуры представляются довольно странными; большинство из них сопровождается надписями, поясняющими, что должна изобразить данная фигура. Опять-таки симптом, который почти никогда не встречается у дементных больных; дементные больные почти никогда не объясняют ту фигуру, которую они рисуют, а если объясняют, то настолько путано, что проникнуть в смысл надписи представляется или весьма трудным, или невозможным.

Иногда рисунки бывают исписаны, и надписи, сделанные малограмотным человеком, трудно разобрать, между тем сама фигура может представлять интерес по замыслу и по выполнению, например, рисунок, представляющий одну голову с семью лицами, при чем у каждого лица имеется глаз, помещенный на вершине лба; у каждого лица имеется свой рот и нос, но все они объединены одной головой, сидящей на общей шее и имеющей одну фигуру с двумя руками и двумя ногами. Рисунок выполнен карандашом, линии его довольно слабы, а потому его трудно представить в репродукции.

Среди изображений человеческих фигур имеются такие рисунки, которые выполнены лицами, владеющими карандашом и красками; они уже представляют из себя меньший 106

 

интерес, чем примитивы. Больные, владеющие красками и пером, иногда рисуют афиши представлений, даваемых артистами в стенах больницы, и надо сказать, что к этой работе больные относятся с большим интересом, ибо спектакли скрашивают однообразную жизнь в больнице, а потому афиши выполняются с большой любовью.

Большой интерес представляют рисунки, выполненные красным, синим и черным карандашами, а иногда и красками, принадлежавшие малограмотной больной. Эта больная никогда раньше не рисовала, но в период заболевания, поступив в больницу в смешанном состоянии, она давала характерные рисунки, объективно выявлявшие ее настроение в эти периоды. У этой больной, так же как у других больных, был набор, состоящий из 12 красок, синий, красный и черный карандаши, тем не менее совершенно непроизвольно, в зависимости от своего внутреннего состояния, больная пользовалась то одним черным карандашом, то давала рисунок без определенной формы, но красочные пятна его сочетались подобно изящной вышивке или узору ручного ковра. Больная охотно рисовала в период заболевания, в наступивший же период выздоровления она совершенно перестала интересоваться живописью, и все просьбы, обращенные к ней, оставались без удовлетворения: больше она не рисовала. (Табл. VIII и табл. V, рис. 2). 107

 

Табл. VIII 108

 

Табл. V

Чтобы охарактеризовать данные ею рисунки, мы приведем образцы их, могущие говорить за себя лучше, чем это можно выразить словами. Единственно, что необходимо отметить относительно этих рисунков, это то, что больная в период экзальтации и сменяющейся неглубокой депрессии сама побуждалась к работе и была очень довольна, когда эта работа у нее находилась. Если бы такую больную не отвлечь рисунками, то она, конечно, была бы будирующим элементом среди пациентов больницы и причиняла бы ухаживающему и врачебному персоналу много неприятностей. 109

 

Большой интерес представляют рисунки больной, поступившей в больницу в состоянии глубокой депрессии. Глубокая депрессия продолжалась довольно долго, и больная не делала никаких попыток к проявлению творчества. Надо заметить, что данная больная является специалистом-художником, и, тем не менее, у нее не было никакой потребности к рисованию. Прошло некоторое время, и больная стала выходить из состояния глубокой депрессии и проявлять, хотя небольшой, но интерес и к жизни, и к своей профессии; в период этого интереса она дала ряд рисунков, характеризующих ее болезненное состояние. Эти рисунки, можно сказать, являются историей болезни, написанной в красках, эти же рисунки на обратной стороне сопровождались весьма интересными надписями, выражающими настроение больной. Больная является в высокой степени культурным человеком, и она очень удачно, метко и точно характеризует свое состояние, а поэтому является большая потребность в воспроизведении некоторых из этих рисунков и сопровождающих их надписей. Рисунок будет говорить сам за себя, а надписи мы приводим в том виде, в каком они сделаны самой больной.

Табл. IX. На обратной стороне его написано следующее: .. Целебной опоре моего колеблющегося духа. 17-го января 1921 г.

Это- моя боль. Вы должны понять ее. Это ее точное изображение, как она ярко и больно рисуется в моей голове. Налево — мрачно и грозно строят, строят и нагромождают бесконечно и остро, и безжалостно бросают камни, острые, как боль.

Направо внизу — лазурная зыбь моих переживаний

И плывут и спиральным вихрем крутятся...

А этот бесцветный — это обруч, несносный и давящий, сжимающий мне мозг.

Выше — звезды моих мечтаний, не ясные в мыслях и принявшие формы уже на бумаге.

А наверху направо—странно, причудливо светлый внешний мир и от него три нити послушания.

Почему их три — не знаю, но их всегда три.

Кружки под звездами — нажимы боли на мой мозг.

Форма в виде зонтика налево создана фантазией, а не переживанием, но так слилась с композицией, что я не могу ее уничтожить".

Левая сторона данного рисунка занята острыми мрачными предметами, на которых лежит зонтик, слившийся, по словам больной, с композицией. Пространство, занятое острыми, мрачными предметами, в достаточной степени велико, и те острые пики, которые нависают, вклиниваются в данное мрачное нагромождение, занимают также большое пространство. Из мрачного пространства спиралью выходит серый обруч, спирально сворачивающийся и сжимающий мозг больной до ужасной боли. Внешний мир больной представлен направо, наверху, в виде желто-оранжевых кружков, занимающих крайне малое пространство. Направо, внизу, изображен внутренний мир больной в виде голубых кружков, занимающих немного места. Внутренний мир мало дифференцирован, и это, по-видимому, соответствует тем переживаниям, которые были присущи больной в ее состоянии. Звезды, находящиеся наверху данного рисунка, занимают крайне малое пространство, и от этого пространства идут три синие нити, названные больной „нитями 110

 

по слушания". Над внешним миром рассыпано несколько звезд; вот и все, что больная могла написать радостного о своих переживаниях, о внешнем мире и звездах. Большее

пространство данного рисунка занято переживаниями мрачного характера, и эта часть рисунка выработана значительно лучше, чем часть, относящаяся к внешнему миру и к внутренним приятным переживаниям, что вполне соответствовало ее болезненному состоянию.

Рисунок 30. „В моем мозгу расцветает пышный цветок мудрости... Отражение одной из острых мыслей, десятых чисел января, 1921 года, в моем воспоминании о ней 18 января 21 г. "

Рисунок представляет из себя также большой интерес. На данном рисунке, внизу, представлена одна сфера с синими и бледно-синими извилинами, что должно представлять мозг больной. В мозгу звезда с острыми и длинными концами, больно пронизывающими его. Только в середине эта звезда имеет темно-красноватый оттенок, обведенный серебряной каймой. Сзади этой многолучевой звезды поднимается стебель, на котором пышно расцветает тот цветок, о котором говорит

больная. Но этот цветок, хотя и не нарисован мрачными красками, тем не менее по форме своей с заостренными

концами, по-видимому, причиняет мало радости больной. Цветок нарисован почти на белом фоне, и поверх его идет синий кант, отграничивающий данный цветок от коричневого поля, занимающего верх рисунка. Этот рисунок выполнен менее мрачными красками, и только звезда, бороздящая и причиняющая боль больной, остро внедряется в ее мозг, остальное не так мучительно, и действительно, рисунок вполне соответствовал ее здоровью. По этому рисунку уже можно судить, что тяжкие переживания, свойственные ей в прежнее время, начали смягчаться, и больная уже находится на пути к выздоровлению, а если мрачные мысли иногда одолевают ее, то они уже продолжаются не так долго, как это было прежде. 111

 

Рис. 31. „Квинт-эссенция впечатлений внешнего мира 24 января 1921 г. 112

 

А в лесу играет оркестр, трубы звенят, и даже слышен бой барабанов, и я знаю, что это ветер, и я слышу определенные мотивы.

Этот рисун

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...