Объясните значения слов-паронимов.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа по дисциплинам ««Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Культура речи и деловое общение», «Культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом. Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету. Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4. Контрольная работа состоит из шести блоков, соответствующих уровневому членению языка.
БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.
Расставьте ударения. Образец: звон и т (неправ. зв о нит). Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: догов о р (д о говор) 2.Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.
БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их. Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице. Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.
Образцы заданий:
Образуйте формы именительного падежа множественного числа. Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы. Образуйте формы родительного падежа множественного числа. Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное). Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка. Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род. Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род). Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Образец: (что сделать?) в ы резать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырез а ть – (что делай?) вырезай. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия. Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши.
От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей). Образец: Семьсот сорок восемь
Родительный (кого? чего?) – семисот сорока восьми. Дательный (кому? чему?) – семистам сорока восьми. Творительный (кем? чем?) – семьюстами сорока восемью. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм. Образец: 1) На Гоголевской улице живут двое английских девушек. – На Гоголевской улице живут две английские девушки. 2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа. 3) В этом году мы отдыхали в Сочах. – В этом году мы отдыхали в Сочи. Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
БЛОК IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.
Образцы заданий: Объясните значение слов с разным ударением. Образец: тр у сить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо; трус и ть – бежать трусцой. Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения. Образец: Проповедь. 1. Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2. Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация. Подберите к каждому слову по два синонима. Образец: фальшивый – искусственный, поддельный. Объясните значения слов-паронимов. Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный). 5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.
Образец: Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|