Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Делирий. Клиника и этапы развития. Профессиональный делирий. Мусситирующий делирий.




14. Определение понятия память. Психологические характеристики. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, символическая). Кратковременная и долговременная память. Расстройства памяти.

Память — психический процесс отражения, способность к фиксации (запоминанию), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) прошлого опыта.  

Память – это познавательная (гностическая) функция, позволяющая накапливать воспринимаемую информацию. Проявляется в виде способностей (функций) записывать, удерживать и воспроизводить информацию (фиксация, ретенция и репродукция).

Психологические характеристики:

1) Запоминание (фиксация) — функция памяти, которая о существляет закрепление нового путем ассоциирования его с приобретенным ранее. Психические ассоциации — основа запоминания — отражают действительные, реальные связи объектов и явлений. Ассоциации бывают простые и сложные. К простым относятся ассоциации по связи — запечатление в памяти реальной связи объектов, явлений или событий во времени и пространстве, ассоциации по сходству — запечатлениеобъектов и образов с общими или сходными признаками и чертами, ассоциации по контрасту — отражение и сочетание в памяти образов, имеющих противоположные черты. К сложным относятся ассоциации по смыслу, имеющие причинно-следственные связи, отражающие внутреннюю логику их сочетания.  

2) Сохранение (ретенция) — функция памяти, которая заключается в длительном удержании и накоплении индивидуального и общественного опыта.

3) Воспроизведение (эйфория энграмм) — функция памяти, заключающаяся в актуализации закрепленного ранее содержания прошлого опыта путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Ее разновидности: узнавание-воспроизведение какого-либо образа в условиях повторного восприятия объекта, воспоминание -воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени, пространстве, в смысловой взаимосвязи.  

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Расстройства памяти:

Количественные нарушения памяти ( дисмнезии ):

Гипермнезии – патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным повышением способности вспоминания событий прошлого, незначительных в настоящем. Воспоминания при этом носят яркий чувственно-образный характер, всплывают легко, охватывают как события в целом, так и мельчайшие подробности. Усиление вспоминания сочетается с ослаблением запоминания текущей информации. Воспроизведение логической последовательности событий нарушено. Усилена механическая память, ухудшена логико-смысловая память. Гипермнезия может быть парциальной, избирательной, когда она проявляется, например, в повышенной способности к запоминанию и воспроизведению цифр, в частности, при олигофрении.

Выявляется при маниакальном синдроме, гипнотическом сне, некоторых видах наркотического опьянения.

Гипомнезия – частичное выпадение из памяти событий, явлений, фактов. Описывается в виде «прорешливой памяти», когда больным вспоминается не все, а лишь наиболее важное, часто повторяющиеся в его жизни события. В легкой степени гипомнезия проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и. т. п.

Встречается при невротических расстройствах, в структуре большого наркоманического синдрома в виде «дырчатой», «перфорированной» памяти (палимпсесты), при психоорганическом, паралитическом синдроме и др.

Амнезия – полное выпадение из памяти явлений, событий на определенный промежуток времени.

Различают следующие варранты амнезии по отношению к периоду, подвергшемуся амнезии.

Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, предшествовавшие острому периоду болезни (травмы, состоянию измененного сознания, и т. п. ). Длительность промежутка времени, подвергшегося амнезии может быть различна – от нескольких минут, до лет.

Встречается при гипоксии головного мозга, черепно мозговых травмах.

Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, следующих непосредственно за окончанием острого периода болезни. Пр данном виде амнезии поведение больных упорядоченное, критика к своему состоянию сохранена, что свидетельствует о сохранности кратковременной памяти.

Встречается при Корсаковском синдроме, аменции.

Конградная амнезия – выпадение памяти на события на острый период заболевания (период нарушенного сознания).

Встречается при оглушении, сопоре, коме, делирии, онейроиде, особых состояниях сознания и др.

Антероретроградная (полная, тотальная) амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших как до, так и во время и после острого периода заболевания.

Встречается при комах, аменции, травматических, токсических поражениях головного мозга, инсультах.

По преимущественно нарушенной функции памяти амнезии делятся на фиксационную и анэкфорическую.

Фиксационная амнезия – утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Проявляется в резком ослаблении или отсутствии памяти на текущие, недавние событии при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Сопровождается нарушением ориентировки в обстановке, времени, окружающих лицах – амнестической дезориентировкой.

Встречается при Корсаковском синдроме, деменции, паралитическом синдроме.

По течению амнезии делятся следующим образом.

Ретардированная амнезия – запаздывающая амнезия. Какой-либо период забывается не сразу, а спустя какое-то время.

Прогрессирующая – постепенно нарастающий распад памяти. Протекает в соответствии с законом Рибо, который протекает следующим образом. Если память представить себе в виде слоеного пирога, в котором каждый вышележащий слой представляет собой более поздно приобретенные знания и навыки, то прогрессирующая амнезия представляет собой именно послойное снятие эти навыков и знаний в обратном порядке – от менее отдаленных от настоящего времени событий до более поздних, вплоть до «памяти простейших навыков» - праксиса, исчезающего в последнюю очередь, что сопровождается формированием апраксии.

Выявляется при деменции, атрофических заболеваниях головного мозга (сенильной деменции, болезни Пика, Альцгеймера).

Парамнезии:

Псевдореминисценции (ложные воспоминания, «иллюзии памяти») – представляют собой воспоминания о действительно имевших место событиях, которые относятся в иной отрезок времени. Чаще всего перенос событий осуществляется из прошлого в настоящее. Разновидностью псевдореминисценций являются экмнезии – стирание грани между настоящим и прошлым, в результате чего воспоминания далекого прошлого переживаются как происходящие в данный момент («жизнь в прошлом»).

Встречается при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии, деменции и др.

Конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») – ложные воспоминания о событиях, в действительности не имевших места в тот период времени, о котором идет речь, с убежденностью в их истинности. Конфабуляции разделяются на мнестические (наблюдаются при амнезии) и фантастические (наблюдаются при парафрении и спутанности сознания). Мнестические конфабуляции делятся (Снежневский А. В., 1949) на экмнестические (ложные воспоминания локализуются в прошлом) и мнемонические (вымышленные события относятся к текущему времени). Кроме того, выделяют замещающие конфабуляции – ложные воспоминания, возникающие на фоне амнестических выпадений памяти и заполняющие эти провалы. Фантастические конфабуляции – вымыслы о невероятных, фантастических событиях, якобы происходивших с больным.

Заполненность сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сочетающимися с ложными узнаваниями окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью определяется как конфабуляторная спутанность.

Конфабулез (Bayer W., 1943) – наличие обильных систематических конфабуляций без грубых расстройств памяти или ее пробелов, при достаточно ориентировке в месте, времени и собственной личности. При этом конфабуляции не заполняют пробелов памяти, не сочетаются с амнезией.

Конфабуляторные расстройства встречаются при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии.

Криптомнезии – нарушения памяти, проявляющееся отчуждением или присвоением воспоминаний. Одним из вариантов криптомнезий являются ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – при этом увиденное, услышанное, прочитанное вспоминается больным как имевшее место в его жизни. К этой разновидности криптомнезий относится истинная криптомнезия (патологический плагиат) – расстройство памяти, в результате которого пациент присваивает себе авторство различных произведений искусства, научных открытий и т. п. Другим вариантом криптомнезий являются ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - реальные факты из жизни больного вспоминаются им как имевшие место с кем-то иным, либо как услышанное, прочитанное, увиденное где-либо.

Встречаются при психоорганическом синдроме, параноидном синдроме и др.

 

15. Определение сознания. Классификация нарушенного сознания. Непродуктивные синдромы нарушения сознания ( обнубиляция, сомнолентность, сопор, кома ). Клинические критерии. Критерии Ясперса.

Сознание – совокупность знаний и представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Это способность ориентироваться в окружающем и в собственной личности.

Сознание — высший интегрирующий психический процесс опосредованного и обобщенного отражения объектов внешнего мира и их взаимосвязи, пространственно-временных категорий (сознание предметного мира), частей своего тела, их взаимосвязи, расположения своего тела в пространстве и осознание себя как личности с ее многообразными формами взаимоотношений с обществом (сознание собственного “Я”, самосознание).  

Ясное, бодрствующее сознание считается состояние, при котором человек в состоянии правильно ориентироваться в собственной личности (аутопсихическая ориентировка), месте, времени, ситуации, окружающих лицах (аллопсихическая ориентировка).

Г. К. Ушаков выделяет 5 этапов (периодов) формирования (развития) сознания:  

1) бодрствующее сознание (до 1 года);  

2) предметное сознание (от 1 года до 3 лет);  

3) индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет),  

4) коллективное сознание (от 9 до 16 лет);  

5) рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание (от 16 до 22 лет)

В структуру сознания входят:  

1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, представления, запасы памяти,

мышление, воображение);  

2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание);  

3) способность обеспечения целеполагающей деятельности (волевой, целенаправленной критически

оцениваемой);  

4) отношение к реальной действительности, ее переживания (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Основные характеристики сознания считают:

1. степень его ясности (уровень бодрствования),  

2. объем (широту охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний),  

3. содержание (полноту, адекватность и критичность оценки используемых запасов памяти, мышления,

эмоционального отношения)

4. непрерывность (способность осознания и оценки прошлого, настоящего и будущего).

Еще Вундт (1862) выделил три взаимосвязанных уровня психической деятельности, признаваемые учеными и в настоящее время:  

1) сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний);  

2) подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень);  

3) бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).

Нарушение сознания по типу выключения:

Оглушению(raush) предшествует сонливость(сомнолентность), при которой пациент замедленно отвечает на вопросы, иногда с полузакрытыми глазами, он заторможен и сонлив. Собственно, для оглушения характерны все минимальные симптомы нарушенного сознания, то есть пассивность внимания, нечеткость восприятия, ослабление запоминания и воспоминания, нарушение осмысления, снижение способности к суждениям и умозаключениям. Возможны эйфория и суетливость. При этом повышается порог восприятия.

Сопор— дальнейшее нарушение расстройств сознания. Характеризуется дезориентировкой, хватательными и хоботковыми движениями, бормочущей речью, некоординированными движениями. Болевая чувствительность, зрачковые, конъюнктивальные и корнеальные рефлексы присутствуют. Снижен мышечный тонус, периостальные и сухожильные рефлексы, не вступают в вербальный контакт. Органы функционируют нормально.

Кома— полное выключение сознания. Характеризуется мышечной атонией, арефлексией, мидриазом с отсутствием зрачковых реакций. Количественные расстройства сознания относятся к экзогенным расстройствам и отмечаются при сосудистых нарушениях, тяжелых интоксикациях, эндокринных расстройствах, эпилепсии (эпилептическая кома), после черепно-мозговых травм и в терминальных стадиях умирания (вегетативная кома).

Выход из комы часто характеризуется так называемыми внетелесными переживаниями, которые напоминают сноподобные (онейроидные состояния).

Нарушение сознания по типу помрачения:

Делирий характеризуется нарушением ориентировки в месте и времени при сохранности ориентировки в собственной личности, наплывом устрашающих зрительных, реже слуховых галлюцинаций, страхом. Галлюцинации чаще зооптические (животные, особенно часто рептилии, черти). Начало – парейдолические иллюзии. Поведение пациента определяется содержанием галлюцинаторных образов. После выхода из делирия амнезия отсутствует, но помнит только галлюцинации. Встречается при органических расстройствах и интоксикациях, считается экзогенным синдромом. Это показание для недобровольной госпитализации. Муситирующий делирий – лежит в постели. Профессиональный – выполняет навыки. Алкогольный.

Аменция характеризуется полной дезориентировкой, бессвязностью речи (мышления), обирающими движениями и частичной или полной амнезией после выхода из аменции (нет связных воспоминаний). Нет агрессии. При переходе делирия в аменцию одним из первых симптомов является бормотание и обирающие движения (мусситирующий делирий). Встречается при органических расстройствах и интоксикациях, также относится к экзогенным синдромам.

Сумеречные расстройства характеризуются сужением сознания с наплывом зрительных галлюцинаций, часто окрашенных в желтые и красные тона (эритропсии). Полная амнезия. Начало и конец – внезапно. Чаще встречается при эпилепсии. По типу фуги – кратковременно (секунды-3минуты), поведение нецеленаправленно, агрессия на себя или других, поведение нелепо. По типу транса – упорядоченное поведение, не вызывает подозрений у окружающих.

Онейроид— расстройство сознания с полной дезориентировкой, наплывом космических или фантастических зрительных галлюцинаций, выход из онейроида без амнезии. Дезориентировка в собственной личности. Больной «заворожен» - не демонстрирует свое поведение и переживание. Начало: дереализация и деперсонализация, затем колебания аффекта (то смеется, то плачет), затем полеты в космос. Характерен для кататонической шизофрении, иногда встречается при интоксикациях психоактивными веществами и эпилепсии. Считается преимущественно эндогенным синдромом.

Продуктивные нарушения сознания – развитие на фоне бодрствования, извращение восприятия окружающей среды и личности, дезинтеграция психических функций: делирий, онейроид, аменция, амнезия, сумеречные расстройства сознания, психомоторное возбуждение.

Непродуктивные синдромы:

Обнубиляция

Данное состояние представляет собой оглушение в легкой степени. Человек при этом кажется несобранным или немного подпившим. Смысл речи (если обращаться к ним) понимают спустя какое-то время. Ответы могут быть не соответствовать вопросу, действия также могут казаться некорректными. Может отмечаться эйфоричность и суета. Временами на какие-то моменты человек возвращается в нормальное сознание.

Пример обнубиляции: человек при аварии получил травму, но не понимает этого, и начинает активно отстранять медиков и пытаться помочь свои близким, которые также пострадали в данной ситуации.

Сомноленция

Это состояние является формой оглушения сознания. Человек при этом очень сонлив. Если с ним не разговаривать и не вступать в телесный контакт, он сразу крепко засыпает. Если его при этом растрясти и говорить с ним, он просыпается. Но потом снова впадает в сон. Сомноленция отмечается на выходе из эпилептической комы после припадков судорог. После припадка не нужно пытаться будить человека. Это не только сложно, но и опасно, потому что может вызвать у больного вспышку агрессии.

Сопор

В данном состоянии у человека остаются только минимальные признаки деятельности психики. Если его громко позвать по имени, человек может обернуться. Если человек чувствует боль, он стонет или пытается уклониться от источника боли. Характерны и неврологические нарушения:

снижение кожных рефлексов

минимизация периостальных рефлексов

ослабление сухожильных рефлексов

снижение мышечного тонуса

В норме остаются конъюнктивальные и зрачковые рефлексы, а также чувствительность.

Кома

Это состояние характеризуется полным угнетением психической деятельности. Основные признаки:

тазовые расстройства

патологические рефлексы

мидриаз с отсутствием реакции зрачков на свет

бульбарные расстройства

отсутствие рефлексов

мышечная атония

Запредельная кома — смерть мозга, при которой функционирование внутренних органов поддерживается с помощью специальных аппаратов. Состояние известно также как превзойденная кома.

Критерии помраченного сознания Ясперс.:

1. отрешенность от окружающего мира (утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, но чаще проявляется в изменении восприятия происходящего, выражающемся в фрагментарности. Непоследовательности отражения событий. )

2. нарушение ориентировки во времени, метсе, ситуации, реже в собственной личности.

3. амнезия- расстройство способности запечатлять в памяти события.

4. нарушение стройности мышления, вплоть до бессвязности.

 

16. Делирий. Клиника и этапы развития. Профессиональный делирий. Мусситирующий делирий.

Делирий  (от лат. delirium — безумный) характеризуется преобладанием у больных наплывов ярких сценоподобных истинных зрительных галлюцинаций. Делириозное помрачение сознания обычно усиливается к вечеру и ночью, а днем могут наступать периоды относительного прояснения сознания.  

Делирий возникает обычно к вечеру и длится в течение нескольких часов или суток. Характерны сценоподобные сложные галлюцинации, преимущественно зрительные - подвижные и красочные, часто устрашающие; имеют место также слуховые и тактильные галлюцинации, иллюзии, ложное узнавание.

Ориентирован больной только в собственной личности.  

ДЕЛИРИОЗНЫЙ СИНДРОМ (делирий) — галлюцинаторное помрачение сознания с преобладанием истинных зрительных гал­люцинаций и иллюзий, образного бреда, изменчивого аффекта, в котором преобладает страх, двигательное возбуждение.  

Поведение полностью зависит от особенностей патологии восприятия и мышления, содержания психопатологической продукции.  

Воспоминания о делирий довольно полные. //Воспоминания на период делирия после выздоровления сохраняются частичные.

Типичный пример делирия — алкогольная " белая горячка".

Например, у больного хроническим алкоголизмом (вне алкогольной интоксикации) возникло воспаление легких. Ночью в палате терапевтического отделения городской больницы он внезапно " увидел, как на потолке появилась мошка"; количество насекомых становилось все больше и больше, а потом они " стали падать - на пол, на одеяло, на тело, на голову"; " сказал сестре -не поверила, засмеялась". Больной испытывал страх, весь вспотел, " застучало сердце". Стал " стряхивать с себя мошку". Страхусилился еще более, когда заметил, что " кроме мошки" по полу бегают мыши и крысы: " Одна было забралась под подушку-поймал и бросил на пол". Переведенный в психиатрическую больницу, больной видел там на стене " огромного паука", ощущал ползание насекомых по телу. В беседе с врачом правильно называл свое имя, фамилию, возраст и т. п., но считал, что находится в гостях, принимал врача за " брата соседа", узнавал в больных своих родственников и знакомых.

Этапы развития делирия:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...