Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соматизированная (маскированная, ларвированная) депрессия.




Соматизированная (маскированная, ларвированная) депрессия.

Ведущим является сомато-вегетативный компонент. Жалобы на плохое настроение обычно отсутствуют, больные склонны обращаться к врачам соматического профиля. Аффект тоски выражен несильно и часто может расцениваться как вторичное явление в ответ на соматическую патологию. Наиболее часто отмечается синдром «предсердечной тоски». Больные жалуются на боли в сердце, перебои, аритмии, ощущаемые экстрасистолы, ощущение нехватки воздуха, головные боли, нарушения сна. На втором месте по встречаемости отмечаются жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта (нарушение перистальтики – запоры или диарея; неприятные ощущения в области желудка, печени, поджелудочной железы; тошнота, рвота). Соматические расстройства обычно более выражены утром, хорошо поддаются терапии антидепрессантами.

Патологически извращенное настроение – паратимия. Клинические характеристики.

Качественные расстройства аффективной сферы или извращения эмоций. Встречаются в 3 формах:

Неадекватность эмоций. Те случаи, когда у субъекта в стандартной, социально-типовой ситуации возникают неожидаемые эмоции и ни сам субъект, ни окружающие не могут объяснить причину их появлений (смех на похоронах).

Амбивалентность эмоций. Это одновременное сосуществование двух противоположных по знаку эмоциональных отношений к одному и тому же объекту или деятельности (люблю и ненавижу). Этот феномен часто встречается и в обыденной жизни, но психически здоровый всегда осознаёт факт подобного противоречия и внутренне вырабатывает какую-то специальную стратегию поведения. А у больных психически такого осознания нет.

Симптом «стекла и дерева». В этих случаях наблюдается парадоксальное сочетание эмоциональной тупости, холодности, чёрствости в своим близким, к происходящему вокруг с эпизодами повышенной чувствительности, ранимости, мимозоподобности в ситуациях, которые подобных реакция вызывать не должны. Либо они не соответствуют значимости раздражителя.

Все виды паратимий встречаются при шизофрении.

 

12. Определение понятия воля. Психологические характеристики. Механизм формирования волевого акта. Патологические расстройства волевой сферы.

Воля — способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей.

Психологические характеристики воли:

· Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;

· Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;

· Осознанная опосредствованность;

· Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Формирование волевого акта:

1. Побуждение к совершению волевого действия (потребности и мотивы человека). Именно потребности (нужда в чём-либо) являются исходным побуждением к деятельности. На их основе возникает мотив, т. е. побудительная причина к действию. Если цель, к которой человек стремится, и мотивы, побуждающие к этому, ясны, то такое стремление называется желанием. Неосознанные стремления называются влечением. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и оно реже реально осуществляется.

Важным побудителем к волевым действиям являются чувства. Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленной цели. Труд, чувство долга, установившиеся взгляды, мировоззрение человека являются также побудителями волевого поведения.

2. Осмысление цели действия. Не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, т. к. у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний. В результате возникает борьба мотивов (процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия). Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярные. Например, студент хочет сходить на дискотеку, но у него ещё не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех.

Таким образом, борьбу мотивов можно рассматривать как ядро волевого акта, в ходе которой оформляется цель деятельности, осмысливается её основная специфика.

3. Осмысление средств и способов достижения цели (мысленное планирование), от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата. При выборе средств также могут иметь место серьёзная борьба и конфликт мотивов. Например, для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо всё хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходиться считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства».

4. Принятие решения – заключительный момент борьбы мотивов. Появляется чувство ответственности за действие. Но недостаточно создать идеальный образ цели (чего хочу достичь), необходимо также и мобилизовать себя на её достижение. Для этого требуется волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др. ) и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

В результате волевого усилия удаётся затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Первоначально свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них. Волевые усилия связаны с преодолением препятствий.

Внешние препятствия - объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжёлые условия для работы и т. п.

Внутренние препятствия – субъективные, личные побуждения, мешающие выполнить намеченное, не имеющие отношения к выполнению поставленной цели (вредные привычки, влечения, желание заняться другим делом, развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень, усталость и т. п. ).

5. Исполнение принятого решения. Человек строит своё поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, но и контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или её части), который был создан заранее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...