Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Определение понятия внимание. Психологические характеристики внимания. Виды внимания. Расстройства внимания.




Внимание – психическая функция, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов (сосредоточение на чем-либо) при одновременном отвлечении от других раздражителей. Внимание существует только при наличии ясного сознания.  

Внимание — способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности.  

Психологические характеристики внимания

Основными характеристиками внимания являются: направленность, сосредоточение (концентрация), интенсивность (напряженность), углубленность (поглощенность деятельностью), устойчивость.

Направленность — способность к длительному удержанию в сознании образов определенных объектов. Последними могут быть предметы и явления, находящиеся в поле непосредственной рецепции, или образы, понятия, представления, возникающие в сознании при интеллектуальной работе (размышления, воображение и т. п. ). Направленность внимания связана с произвольным или непроизвольным протеканием интеллектуальных процессов, имеющих избирательный характер. Это свойство сопряжено с выбором объектов сознательной деятельности и их количеством, охватьгеаемым вниманием (объем внимания).

Сосредоточение — способность отвлечься от всего мешающего, постороннего, не относящегося к данной деятельности и отвлекающего от нее. Оно протекает с игнорированием (устранением, торможением) конкурирующих мотивов психической активности. Благодаря этому отражение объектов становится более ясным и отчетливым.

Интенсивность — количественная характеристика его сосредоточения. Она предполагает возможность сохранения сосредоточения и продуктивности при наличии отвлекающих помех и затруднений при выполнении работы.

Углубленность — субъективно переживаемое состояние поглощенности деятельностью, связанное со степенью интенсивности внимания.

Устойчивость — способность к длительному его сосредоточению на определенной психической деятельности, достаточной для достижения результатов.

Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное).

В зависимости от характера познавательной деятельности, в рамках которой функционирует внимание, оно делится на:

 Сенсорное связано с восприятием непосредственных раздражителей различной модальности, сознательно отбираемых из постоянного потока информации. Объектами 

 интеллектуального внимания как высшей его формы являются образы воспоминаний, представления и мысли.

В зависимости от роли волевого усилия, участвующего в деятельности внимания, характера направленности и сосредоточения его внимание разделяется на:

 Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Оно есть результат непосредственного интереса и связано с изменениями во внешней среде или в своем физическом «Я» (например боль). Его вариантом является ориентировочная реакция, возникающая при попадании в новую, неизвестную ситуацию, при резком или неожиданном изменении в окружающей среде и т. п. // пассивное (непроизвольное), внимание – обусловлено внешними свойствами объектов и явлений, привлечение внимания происходит без волевого участия, непроизвольно.

 Произвольное внимание — сознательно регулируемое и направляемое внимание. Оно выражается в целесообразном направлении деятельности в определенное русло и диктуется внутренней потребностью человека, его психологическими мотивами. // активное (избирательное/ произвольное) внимание – обусловлено целенаправленной волевой и интеллектуальной деятельностью;

 Послепроизвольное внимание — особый вид внимания, связанный с осознанными задачами и целями. Оно возникает вначале как произвольное, но по мере деятельности, не требующей волевых усилий в силу увлеченности, устойчивого интереса, приобретает черты непроизвольного.

Расстройства внимания (рассеянность, истощаемость, сужение объема, тугоподвижность, отвлекаемость).

Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность. При этом страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, больной не способен сколько-нибудь длительно удерживать его на одном определенном виде деятельности. При этом преобладает непроизвольное внимание.

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы при изначально достаточно высокой способности к сосредоточению. В силу этого становятся невозможными углубленность, поглощенность работой, резко падает ее продуктивность.  

Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. При этом содержанием сознания становятся наиболее близкие больному впечатления. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.

Тугоподвижность внимания — патологическая его фиксация, инертность, затруднения переключения с одного объекта на другой. Возникает утрированно выраженная концентрация внимания на каком-либо объекте или явлении, уже потерявшем ситуативную значимость, и затруднение (а порой и невозможность) произвольного или непроизвольного переключения его на другой вид деятельности.

Отвлекаемость внимания — патологическая его подвижность, проявляющаяся частым, ни ситуационно, ни моти-вационно не обоснованным изменением направленности, сосредоточения и интенсивности внимания. При этом наблюдается постоянная смена объектов и видов деятельности, в силу чего резко снижается ее продуктивность. Наиболее выраженная степень отвлекаемое внимания — апрозексия. Это состояние резкого ослабления или полного отсутствия способности сосредоточить внимание на определенном объекте при формально ясном сознании. В отличие от апрозексии симптом гиперметаморфоза отличается резко выраженной отвлекаемостью при помрачениях сознания. Это состояние проявляется тем, что больной не может остановить свое внимание ни на одном из реальных объектов, его взор безостановочно скользит по ним.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...