Общие требования к содержанию курсовой работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Вступление. 3 Цель и задачи курсовой работы.. 3 Общие требования к содержанию курсовой работы.. 4 Планирование работы.. 7 Требования к оформлению курсовой работы.. 10 Ø Оформление заголовков 10 Ø Объем курсовой работы 10 Ø Оформление списка использованных источников 11 Ø Оформление ссылок на использованные источники 15 Правила профессиональной этики. 15 Защита курсовых работ. 16 Ø Рекомендации по защите курсовых работ 16 Критерии оценивания курсовой работы.. 18 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22 Ø Ориентировочная тематика курсовых работ по педагогике 22 Ø Образец титульного листа 23 Ø Образец оглавления 24 Ø Образец введения 25 Ø Образец списка использованных источников 28
В системе профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов согласно современной концепции высшего педагогического образования важное место занимает написание и защита курсовых работ. Подготовка и защита студентами курсовых работ ориентирует их на включение в сугубо самостоятельную поисковую учебно-познавательную деятельность, готовит к активному получению знаний. Такая форма работы является одним из наиболее эффективных путей формирования самостоятельной и творчески мыслящей личности будущего специалиста. Для работы учителя в условиях перестройки высшего и среднего образования это качество становится особенно весомым. Она ставит студента в действительно активную позицию в учебном процессе. Курсовые работы способствуют сочетанию учебной, исследовательской, деятельности, включению студентов в изучение передового научного опыта, который играет решающую роль в профессиональном становлении будущих специалистов.
Методические указания созданы с целью помочь студентам при выполнении курсовой работы и определяют последовательность этапов ее написания, содержат рекомендации относительно подбора и обработки литературных источников и нормативных документов, сбору и обработке фактического материала, определяют требования, которые выдвигаются к содержанию и оформлению курсовой работы, определяют порядок защиты и критерии оценивания работы. Соблюдение студентами всех требований относительно планирования и оформления курсовых работ способствует воспитанию у них надлежащего стиля работы, формируют навыки ведения научно-педагогического исследования. Цель и задачи курсовой работы Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов и направлена на углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессионально-практической подготовки, овладения методами научных исследований, формирование навыков решения актуальных научных проблем. Основными задачами курсовой работы являются формирования у студентов умений: - сформулировать в соответствии с темой работы научную цель и задачи; - собрать и обработать информацию по теме; - критически проанализировать полученные материалы; - провести систематизацию и обобщение собранной информации; - самостоятельно решить поставленные творческие задачи; - разработать технологию решения проблемы; - логично обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации. Курсовая работа производится на основе углубленного изучения во время написания работы специализированной отечественной и заграничной литературы, передового научного опыта по проблеме, которая исследуется, а также результатов собственных исследований, которые провел студент во время прохождения педагогической практики.
Выводы и рекомендации, представленные в работе студента, могут быть использованы в практической деятельности и внедренные в практику. Общие требования к содержанию курсовой работы Курсовая работа — это учебное задание для студента, который уже имеет определенный опыт научной деятельности, приобретенный в процессе работы над рефератами и овладении знаниями по изучаемым предметам. Этот опыт дает возможность будущему педагогу выполнять самостоятельное исследование литературы, передового научного опыта, что по своему содержанию полного мерой отвечает научно-методическому поиску. Получая полное высшее образование, студенты пишут несколько курсовых работ, среди которых первую, — на уровне младшего специалиста. Эта работа носит реферативный характер. Реферативные курсовые работы призваны научить студентов критически пользоваться научной литературой, правильно оценивать ее, глубоко осмысливать определены вопросе, сопоставлять высказывание разных ученых по одному и тому же вопросу, комментировать их, мотивировать правильность, или ошибочность отдельных теоретических положений, делать теоретических обобщение. Курсовая работа должна иметь следующую структуру: 1. Титульный лист (1 стр.) 2. Содержание (1 cтp.) 3. Введение (2-3 cтp.) 4. Основная часть - Теоретическая часть (15-20 cтp.) - Практическая часть (10-15 стр.) 5. Вывод (до 2-х cтp.) 6. Список использованной литературы (20-30 источников). 7. Приложения Рекомендованный объем курсовой работы – 30-40 страниц (при соблюдении норм оформления текста). Приложения в рекомендованный объем работы не засчитываются. ВВЕДЕНИЕ. Во введении должны содержаться следующие элементы: 1. Актуальность темы исследования; 2. Объект исследования; 3. Предмет исследования; 4. Цель исследования; 5. Гипотеза исследования; 6. Задачи исследования; 7. Методы исследования; При обосновании актуальности избранной темы стоит показать ее значимость в нашу эпоху, необходимость ее решения. Такие выводы делаются на основе аналитических обзоров достижений современной науки. Описание степени разработанности исследуемой проблемы в литературе должно показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены. Краткий обзор литературы должен подвести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Освещение актуальности должно быть немногословным, потому начинать ее описание издалека не нужно.
В соответствии с актуальностью автор очерчивает те вопросы, которым он уделяет внимание в исследовании, формулирует объект, предмет, цель и задачи работы. Объект исследования – это некий большой по смыслу процесс, которого студент касается в своем исследовании, но он настолько велик, что не может быть полностью описан в рамках курсовой работы. А предмет исследования – это та часть объекта, которую студент детально анализирует в своей работе. Часто формулировка темы курсовой работы полностью или частично совпадает с предметом исследования. Например, возьмем тему: «Значение командных спортивных игр в процессе физического воспитания детей, лишенных родительской опеки, в условиях учреждения интернатного типа». Объектом будет самый большой по объему процесс из упомянутых в теме, а именно «физическое воспитание детей, лишенных родительской опеки, в условиях учреждения интернатного типа». При всем желании мы не сможем полностью описать этот процесс. Поэтому выделяем предмет исследования «физическое воспитание детей, лишенных родительской опеки, в условиях учреждения интернатного типа с помощью командных спортивных игр». Цель — это запланированный результат, который должен быть получен в процессе выполнения работы. Этот результат должен быть направлен на совершенствование системы знаний, которые подлежат изучению в определенных классах, средств и методов учебы, форм организации учебного процесса, системы заданий для закрепления, контроля и тому подобное. Цель работы формулируется одним-двумя предложениями.
Задачи раскрывают и уточняют цель работы. Они раскрывают направления, которые необходимо исследовать и разработать для достижения сформулированной цели. Желательно, чтобы задач было столько же, сколько и параграфов в работе. При формулировке задач целесообразно употреблять термины: описать, раскрыть, проанализировать, исследовать, оценить, охарактеризовать, обосновать, предложить, разработать, оптимизировать и тому подобное. Важно не путать задачи с этапами или методами исследования. Задачи не могут быть сформулированы так: «изучить литературу по проблеме», «провести анкетирование», «изучить состояние здоровья детей» и т.п. Более корректны следующие примеры: «дать определение здорового образа жизни», «описать виды здоровьесберегающих технологий», «раскрыть причины задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста», «определить методом анкетирования степень информированности старших школьников о путях передачи вируса ВИЧ-СПИД» и т.д. Формулировку задач необходимо продумать как можно более тщательным образом, поскольку описание их решения должно послужить раскрытию содержания глав и параграфов курсовой работы. Поэтому рекомендуется формулировать задачи следующим образом: брать название каждого параграфа и добавлять к нему соответствующий глагол («определить», «охарактеризовать»…). Таким образом будет обоснована необходимость включения в текст каждого параграфа и будет видно, в каком параграфе какая задача решена. Во введении выпускной квалификационной работы предполагается описание методов сбора фактического материала – первичной информации и её обработки (эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервью, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.). Не рекомендуется приводить во введении какие-либо цитаты и определения. Их лучше включить в основной текст. Стоит помнить, что хоть введение и находится в тексте перед основным материалом, на практике часто именно введение пишется в последнюю очередь, чтобы указанные во введении цели и задачи максимально соответствовали структуре материала и выводам, изложенным в заключении. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ состоит из двух глав, которые делятся на параграфы. Традиционно принято, чтобы первая глава носила теоретический характер, а вторая – практический. Заглавия параграфов должны точно отображать содержание изложенного в них научного текста, но не дублировать общее название курсовой работы. Объем параграфов в работе должен быть примерно одинаковым. Никакой параграф не может состоять из одной страницы и никакая глава не может состоять из одного параграфа.
В конце каждого параграфа формулируют выводы со сжатым изложением приведенных в разделе теоретических и практических результатов (3-5 предложений). Выделять их графически или словом «вывод» не нужно. В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ основной части следует изложить суть проблемы, которая исследуется, нужно всесторонне описать изучаемую проблему, ее составные части, причины возникновения и последствия, дать основные определения (и, если нужно, характеристику изучаемого возрастного периода), а также проанализировать имеющиеся источники информации по теме. Излагать материал необходимо лаконично, без лишнего повторения очевидных истин и лишних деталей, которые не касаются поставленных целей и задач работы. В аналитической части первой главы целесообразно провести также исторический анализ проблемы. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ — практически-рекомендательный. В нем надо изложить конкретные рекомендации, модели организации учебного процесса, методические подходы, описать разработки, предоставить предложения по научной теме, в соответствии с анализом передового научного опыта. В частности, могут быть приведенные разработки уроков по теме, задание и упражнения, лабораторные работы, дидактичные материалы и тому подобное Предложения студента относительно научно-практического решения проблемы, которая легла в основу работы, должны отвечать критериям оптимальности, целевой эффективности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно включать в себя все выводы. Выводы – это последовательное логически стройное изложение итогов исследования и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Не допускается повторение общеизвестных истин. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ содержит наименования работ, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. В список использованных источников включают литературу следующего характера: законодательные акты, нормативные акты министерств, научную литературу, статьи из периодических профессиональных изданий и сети интернет. Не рекомендуется включать в список использованных источников учебники и учебные пособия. Особенно ценится использование свежих публикаций по теме, потому что именно они отражают современный уровень достижений науки. В курсовой работе младшего специалиста источников должно быть не менее 20. В ПРИЛОЖЕНИЯ целесообразно включать вспомогательный материал, нужен для полноты восприятия исследования: планы-конспекты уроков, инструкции к занятиям или воспитательным часам, образцы разработанного дидактического материала для достижения цели и заданий исследования. Планирование работы Подготовка курсовой работы требует тщательного планирования времени для ее написания. Целесообразно выделить следующие этапы во время работы над курсовой работой: 1. выбор и утверждение темы; 2. составление плана работы; 3. поиск и изучение научно-методической литературы; 4. подбор и проработка теоретического и практического материала; 5. написание работы; 6. публичная защита работы. Выбор темы является одним из важнейших этапов курсовой работы. Он должно быть достаточно продуманным и осознанным. По существующим требованиям студенту предоставляется право самостоятельно избирать тему. Но, как показывает практика, будущий специалист не всегда может объективно оценить содержание и объем необходимого материала, его соответствие своим профессиональным интересам и возможностям, что может вызывать лишние трудности в работе и привести к ее негативным результатам. Помощь студенту в выборе темы оказывают научные руководители. Преподаватель, у которого выполняется курсовая работа, разрабатывает ориентировочную тематику, которая в начале учебного года доводится до сведения студентов. Каждому из них также предлагается ознакомиться с правилами написания курсовой работы, с наличием в библиотеках научной литературы, библиографическими справочниками. В корректировке и уточнении формулировки избранной темы активное участие принимает научный руководитель, которого назначают и утверждают решением ПЦК из числа наиболее квалифицированных преподавателей. Выбор научного руководителя основывается на общих научных интересах и деловых контактах, которые возникают у преподавателя и студента в процессе предыдущей учебной деятельности. Тему не следует рассматривать как формальное получение учебного задания. Ведь успешность курсовой работы обеспечивает, прежде всего, лично заинтересованное отношение к избранной тематике. Проработка литературы, ознакомления с передовым педагогическим опытом и ее анализ не только расширяют педагогическую эрудицию студента, но и способствуют осознанию им собственных сил и способностей, приносят профессиональное удовольствие. Следовательно, тема курсовой работы должна всегда отображать конкретную научную проблему. Неверная формулировка темы ведет к произвольному толкованию проблемы и такого типичного недостатка курсовых работ, как разработка банальной темы, которая не содержит никакой проблемности, не требует научного доказательства. Желательно, чтобы название темы содержало не менее пяти слов. Приблизительный перечень тем курсовых работ определяется и утверждается на заседании предметно-цикличной комиссии и доводится до ведома студентов. Тему курсовой работы студенты избирают самостоятельно из предложенного комиссией перечня. Студент имеет право предложить самостоятельно сформулированную тему, которая отвечает его склонностям и интересам, или которая связана с объектом его исследования в течение педагогической практики. План работы обязательно должен отвечать теме исследования, иметь четкую логику сочетания теоретической и практической частей. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При его составлении следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены. Данный вариант плана курсовой работы должен быть составлен не позднее, чем через два месяца после утверждения темы. Рабочий план курсовой работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в которой может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общеметодических работ. Это даст возможность обобщить сумму теоретических знаний об основных вопросах, к которым имеет отношение избранная тема. Дальше стоит браться за изучение узкоспециализированной литературы по конкретно избранной проблематике. Для получения наиболее новой информации по проблеме стоит ознакомиться с периодическими изданиями. В результате систематизированного изучения литературы усваиваются основные понятия, категории, термины, осознаются общие позиции ученых, которые будут выходными в работе, происходит отсев несущественного материала. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, которые требуют дополнительного осмысления; выясняется, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи работы, а также составляется список литературы, которую планируется использовать при написании курсовой работы. Изучая литературу, полезно делать необходимые цитаты, закладки, заметки с целью точной передачи мысли или утверждения автора первоисточника, конкретизации взглядов разных исследователей на проблему и сопоставление их точек зрения. На основе операции собственными и цитируемыми суждениями студент должен создать систему убедительных доказательств, которые бы аргументировано раскрыли объективную сущность предмета, который исследуется автором. При проработке литературных источников и заимствования из них отдельных мыслей часто используют рядом с прямым цитированием свой пересказ текста первоисточника. Однако, как при прямом цитировании, так и при пересказе содержания первоисточника необходимо обязательно указывать источник информации и пытаться не искажать суждения, заимствованные из первоисточника. Желательно, чтобы курсовая работа показала умение студента на основе изученной литературы делать самостоятельные выводы, проводить творческое моделирование своих предположений, находить пути решения проблемы традиционными и нетрадиционными методами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|