ВОПРОС №15: Виды и система органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти (классификация): - территориальный масштаб деятельности – федеральные, краевые, областные, республиканские (ранее - центральные и местные) – это территориальные органы. Межтерриториальные органы органы военного управления, по федеральным округам, по отдельным проблемам, - в зависимости от порядка образования - избираемые, назначаемые, формируемые, - в зависимости от правового регулирования порядка образования – образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, или в соответствии с текущим законодательством (имеет значение для категорий должностей государственной службы), - в зависимости от объема и характера компетенции - традиционно по этим критериям разграничивали министерства, иные органы (госкомитеты, комитеты и т.д.). В настоящее время это осталось в теории, на практике нормативно-правовым регулированием занимаются министерства, контролем и надзором – службы, предоставлением публичных услуг – агентства, всеми этими функциями по узкому вопросу - комитеты. В теории – органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. - По предметной (отраслевой) направленности компетенции – органы в области экономики, социально—культурной и административной сфере, - по порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют коллегиальные и единоначальные (сочетание), - по источнику финансирования (федеральный, краевой бюджет). Это существенно для практики. Система органов исполнительной власти. Таким образом, можно по элементам определить полную организационную подчиненность и можно выяснить подлинный характер взаимоотношений при завуалированном правовом регулировании.
- подконтрольность - возможность осуществлять проверки и вмешиваться в оперативную деятельность, - подчиненность, - координация - 2 вида – властная (согласование действий других) и горизонтальная – (согласование действий своих и других). - подотчетность – обязанность представлять отчеты. Но возникают вопросы на практике, в теории нет специальных исследований, есть также термины «подведомственность» и «курирование». Факторы, влияющие на построение системы органов: 1. Федеративное устройство РФ: федеральные органы и органы субъектов. Элементы проявления принципа федерализма: 1) соотношение полномочий и предметов ведения; 2) соотношение актов; 3) договор как форма отношений. 2. Административно-территориальное устройство. 3. Технико-экономические факторы, например, структура экономики, социальной сферы. Деление на отрасли, влияет непосредственно и опосредованно (министерства и службы) 4. Социально-политические факторы. 5. Сочетание централизации и децентрализации. Децентрализация - закрепление за органом полномочий, осуществляемых самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов. Особая разновидность децентрализации - делегирование полномочий (федерация – субъекту РФ, субъект РФ – местному самоуправлению). Деконцентрация (передача на нижестоящий уровень) полномочий предполагает создание территориального органа (или иного, но нижестоящего по отношению к наделяющему), а также наделение этого органа собственной компетенцией, в которую и войдут бывшие полномочия вышестоящего органа. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти: а) отраслевой, б) территориальный, в) линейный, г) функциональный. Принципы принятия решений: а) единоначальный, б) коллегиальный, в) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
Система органов исполнительной власти в РФ включает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. 1. Федеральные органы исполнительной власти: - Правительство РФ, федеральные министерства, - федеральные службы, федеральные агентства. В последнее время учреждено несколько государственных комитетов со специальным характером компетенции. 2. Органы исполнительной власти субъектов РФ. На этом же уровне - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Органы, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ. 3. На уровне муниципальных образований - местные органы федеральных органов и органов субъектов РФ. Действующая система органов исполнительной власти. Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти. Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня: 1. федеральные органы исполнительной власти РФ, 2. органы исполнительной власти субъектов РФ. Особый вопрос о полномочиях Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: - по формированию, - по функционированию. Федеральные органы исполнительной власти: а) федеральные министерства, б) службы, в) агентства. Основное отличие – федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет. Ранее - министерства и ведомства. Понятие ведомства многозначно: 1) в указанном смысле (орган, отличный от министерств), 2) все центральные органы - родовое понятие 3) специальные ведомства (при правительстве)
Д.Н. Бахрах: ведомство - система центрального органа специальной компетенции и подчиненных ему организаций. 1) Министерство - единоначальный орган, структура - руководство (министр, замы, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Указ Президента от 9 марта 2004 г. (с изм. от 20 мая 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное министерство осуществляет следующие функции: а) по выработке государственной политики (разработка концепций, стратегии развития, целевых программ), б) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издани е на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц); в) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Первые две функции – направленная вовне исполнительной власти деятельность, третья – управленческая функция внутри системы исполнительной власти. Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации. Полномочия: - назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств з аместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; - назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом. 2) Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: а) по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, б) специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Содержание деятельности службы - функции по контролю и надзору: - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения; - выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; - регистрация а ктов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты 3) Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции: а) по оказанию государственных услуг, б) по управлению государственным имуществом, в) правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
· Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. · Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993 года «О некоторых мерах по усилению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советов Министров республик в составе РФ, администраций краев и областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения». Территориальные органы федеральных органов входят в систему органов исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|