Метод административно-правового регулирования
Метод отрасли административного права = способ регулирующего воздействия на общественные отношения. à Классический (традиционный) подход: Большинство авторов считают, что особенности метода админ. права состоят в следующем: 1. императивность (обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний) 2. иерархичность (неравенство положения 1 стороны относительно др. стороны правоотношения) 3. неравенство воль сторон (метод одностороннего властвования). Таким образом, метод административного права – это метод власти-подчинения. à Современный подход: существуют универсальные методы правового регулирования (предписание, дозволение, запрет), от их сочетания, от удельного веса того или иного способа зависит метод той или иной отрасли права (гражданско-правовой, административно-правовой). В современном административном праве преобладают предписания и запреты, однако имеет место и нарастает метод дозволения. à Итак…: Y Следует различать понятия «метод административно-правового регулирования как метод административного права», в котором объединяются универсальные методы правового регулирования (предписания, дозволения, запреты) и метод управленческого воздействия одной стороны административного правоотношения на другую ( метод власти-подчинения, метод юридического неравенства сторон). Y Современное административное право применяет не только обязывания и запреты, но и в значительной мере использует дозволение. Вопрос № 4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными, стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.
Норма административного права – это норма права, которая имеет особую сферу применения – государственное управление, содержит юридически-обязательные правила поведения обеих сторон государственно-управленческого отношения (как субъектов, так и объектов управляющего воздействия), то есть, носителей государственно-властных полномочий и субъектов, вступающих с ними в отношения: граждан, организаций всякого рода, служащих, органов местного самоуправления и др.
Особенности (характерные черты) административных норм à Характер предписаний нормы. Традиционный подход: н орма административного права своим содержанием обязана властно-организующему характеру управленческих отношений, в большинстве своем нормы эти – нормы императивные, содержащие властные, обязательные предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью официальных мер юридического принуждения. Императивность норм может быть выражена в трёх основных формах: Y в виде прямого предписания, обзывающего поступить определенным образом; Y в виде выбора одного из вариантов поведения; Y в виде возможности поступать по своему усмотрению, но в пределах границ поведения, установленных нормой. Современный подход: императивность присуща любым правовым нормам, предписывающим обязательное поведение, а не только административно-правовым. Нормы административного права не являются преимущественно императивными, они все в большей степени содержат дозволения, поскольку государственное управление изменяется от государственно-властного и обязывающего (принудительного) к позитивному (предоставляющему блага и услуги).
à Характер санкций. Нормы административного права осуществляют регулятивную и охранительную функции, при этом охраняют как себя, так и нормы других отраслей права. à Установление норм. Нормы административного права устанавливаются как законодательной, так и исполнительной властью.
Виды норм административного права ® материальные (устанавливают комплекс прав и обязанностей) ® процессуальные (устанавливают порядок их реализации прав и обязанностей)
® императивные (обязательные для исполнения) ® диспозитивные (предлагающие варианты поведения)
® процессуально-юрисдикционные (негативные) ® административно- процедурные (позитивные)
® обязывающие (предписывающие совершение опр. действий) ® запрещающие (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность) ® уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) ® стимулирующие (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов деятельности + на обеспечение должного поведения участников управ. отношений) ® рекомендательные (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управ. отношений тот или иной вариант поведения) ® срочные (введенные в действие на опр. срок) ® бессрочные (срок действия не установлен) ® общефедеральные (вся территория) ® региональные (субъект РФ) ® территориальные (опр. территории) ® местные (устанавливаемые органами МС) ® локальные (устанавливаемые объединениями, организациями и т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|