Изучение научной литературы
Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие - либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, есливы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Общие рекомендации работы с литературой: 1. Изучение литературы общего характера, т.е. источников, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск узкоспециального характера. 2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал: А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответовна определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения. В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. 3. Фиксирование нужной вам информации. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы.
После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу. При выборе литературы рекомендуется в первую очередь остановиться на каком-либо более обширном источнике, в котором рассматривается выбранная проблема исследования. В ходе тщательной проработки такого произведения можно обнаружить, что в тексте, подстрочных ссылках и перечне использованной литературы назван целый ряд трудов, в которых рассматривается избранная для исследования проблема. Изучение научных публикаций необходимо проводить по этапам: - общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; - беглый просмотр содержания; - чтение в порядке последовательности расположения материала; - выборочное чтение какой-либо части произведения; - выписка представляющих интерес материалов; - критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе. Такую работу желательно проводить параллельно с составлением картотеки источников. При анализе картотеки можно выяснить, что намеченная для исследования проблема уже изучена, описана и широко применяется на практике. Таким образом, основательное изучение литературы позволит избежать напрасной работы над уже разрешенной проблемой. Картотека может также указать на то, что хотя исследуемая тема уже широко рассмотрена во многих трудах, но целый ряд вопросов затронут лишь мимоходом, поверхностно, детально не изучен. К тому же, исследователь может не согласиться с некоторыми положениями, излагаемыми в проведенных исследованиях. В таком случае опубликованные труды не являются препятствием для продолжения исследования, разбор их может привести лишь к некоторому изменению в предварительно сформулированной теме.
Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике! Компьютер- верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер. Уточнив тему в результате изучения специальной литературы и других источников, исследователь может приступать к выработке гипотезы – одному из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формировании гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: -так…, как…; - при условии…, что…; - если…, то…, т.е. которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. ОПРЕДЕЛИТЬ ГИПОТЕЗУ – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ЛИБО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ, ЛИБО ОПРОВЕРГАЕТСЯ. Процесс формирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как первичное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала, рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Для правильного построения гипотезы, прежде всего нужно помнить, что она должна быть конкурентной. Под конкретностью понимается её глубина, соответствие цели и задачам исследования. Другими словами, гипотеза должна отвечать конкретной цели и описывать конкретный объект исследования.
Следующий этап подготовки к исследованию 2.4. Определение цели и задач. В общем виде цели и задачи должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путём его достижения. Цель должна быть одна. Она формулируется кратко и точно, конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования. Выделим наиболее типичные цели или определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций… Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведём примеры некоторых из них. Можно поставить цель: - выявить..; - установить…; - обосновать…; - уточнить…; - разработать… Задача исследования – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждений того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует важный этап научно-исследовательской работы 2.5. Выбор или определение методов исследования – инструмента получения фактического материала и необходимых условий достижения поставленной в работе цели. Что заключает в себе понятие «метода»? Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.
Определение методов исследования: отбор необходимых методик исследования (теоретические, эмпирические, математические); ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов. Теоретические методы: • моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»; • абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета; • анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования. • восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета. Эмпирические методы: • наблюдение; • сравнение; • эксперимент. Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами. Математические методы: • статистические методы; • методы и модели теории графов и сетевого моделирования; • методы и модели динамического программирования; • методы и модели массового обслуживания; • метод визуализации данных (функции, графики и др.)
Читайте также: III. ИЗУЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|