Организация контроля в государственной и муниципальной службе
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Контроль – это: - одна из важных функций управления, которая позволяет не только выявлять, но и предупредить возможные отклонения, ошибки и недостатки в процессе функционирования государственной службы, искать новые резервы и возможности; - проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, постановлениями, нормами и другими нормативными документами. Классификацию контроля можно провести по различным основаниям. В частности , по субъекту различают следующие виды контроля: - государственный – контролируется соблюдение законов и других правовых актов. Осуществляют его все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей); - социальный – является формой обратной связи в системе государственного управления – это контроль за государством со стороны институтов гражданского общества. Основой социального контроля является активность населения, которая проявляется в деятельности общественных движений и организаций, в средствах массовой информации, в письмах, жалобах, заявлениях граждан, в деятельности профсоюзов. Государственный контроль решает три задачи: - обеспечение соблюдения законов, нормативных актов, которое позволяет поддерживать стабильность государственного устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных органами власти правил и процедур; - повышение эффективности работы государственных органов посредством сокращения их численности, совершенствования структуры, противодействия бюрократизации государственного аппарата; - эффективное использование государственных средств.
Виды государственного контроля: - политический – осуществляется теми органами и лицами, которые исполняют полномочия верховной власти (парламент, региональные и местные выборные органы; получившие поддержку большинства народа политические партии); - административный – осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти (контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных: создаются инспекционные и надзорные органы). В систему административного контроля входят: Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство финансов РФ и др.; - судебный – осуществляют все имеющиеся в РФ суды: общие, военные, арбитражные и Конституционный. Суды рассматривают требования и протесты органов государственной власти о признании незаконными актов управления; о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права и интересы организаций и граждан, и другие вопросы. В зависимости от объекта различают следующие виды контроля: - общий - системы в целом; - функциональный – одной из функций; - специальный – проверка конкретного участка работы или работника. В зависимости от метода реализации подотчетности различают следующие виды контроля: - внешний – осуществляется со стороны другой организации (законодательными органами, судами или непосредственно гражданами); - внутренний – осуществляется непосредственно самими административными учреждениями на основе профессиональных и этических стандартов, административных норм и правил (контроль со стороны начальства; взаимный контроль сотрудников, находящихся на одной иерархической лестнице; самоконтроль). Различают также следующие виды контроля: - предварительный – осуществляется фактически до начала работ, в период подготовки решения – необходим прежде всего для учета человеческих и финансовых ресурсов;
- текущий – осуществляется в ходе проведения работы. Его объектом является персонал государственной службы, а осуществляется он руководителями подразделений; - заключительный – дает информацию о результатах; выявляет государственных служащих, достойных поощрения. По частоте проведения различают следующие виды контроля: - непрерывный (следящий); - периодический - конечный (финишный). По способам проведения различают следующие виды контроля: - негативный – осуществляется через санкции и запреты на определенные действия; - позитивный – осуществляется через стимулирование определенного поведения. В настоящее время нет общегосударственной системы контроля, ориентированной на новые демократические задачи. Имеющиеся многочисленные региональные контрольные органы не связаны между собой, действуют самостоятельно, в основном обслуживая и решая задачи региональных администраций. На федеральном уровне контроль за государственной службой должны осуществлять Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы. В целях усиления президентского контроля значительно расширены функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. Управление решает следующие вопросы: - организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. подразделений администрации Президента Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъектов РФ; - осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов; - контролирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах; - направляет в необходимых случаях материалы о выявленных нарушениях в органы прокуратуры РФ, внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти. Эффективность контроля зависит от полноты выполнения контролирующей организацией или должностным лицом следующих основных требований: - контроль должен осуществляться непрерывно, регулярно и систематически;
- быть своевременным по срокам осуществления, тщательным и полным; - носить объективный характер, способствовать формированию чувства личной ответственности и дисциплины; - быть оперативным, действенным и гласным; - контроль должен носить всеобщий характер, каждый руководитель призван считать его неотъемлемой частью своих должностных обязанностей и заниматься контролем, даже если никто ему специально это не поручал; - осуществляется на всех этапах управленческой деятельности; - формы и методы контроля должны носить разнообразный характер: проверки вышестоящими нижестоящих органов; письменные отчеты; контрольные журналы; картотеки; совещания, заседания и др. Для повышения эффективности контроля необходимо учитывать следующие рекомендации: - устанавливать двустороннее общение; - избегать чрезмерного контроля; - устанавливать высокие, но реальные, достижимые цели и достигаемые результаты; - за успешно выполненную работу следует вознаграждать; - для воспитания ответственности персонала государственной службы необходимы формы индивидуального контроля (государственный квалификационный экзамен) и формы проверки (аттестация, испытание на государственной службе). Для того чтобы контроль был действенным, он должен обладать следующими свойствами: - иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты демократической системы и поддерживать их (проблемы социально-политической политики; меры по становлению федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ); - контроль должен быть нацелен на конечные конкретные результаты; - исполнение и внедрение простейших форм и методов контроля (они требуют меньших усилий и более экономичны). Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям персонала, взаимодействующего с системой контроля и реализующего его. Эффективность контроля зависит от многих факторов: - отношения к контролю руководителей федерации и регионального уровня; - наличия полнокровных контрольных органов на всех уровнях управления;
- научной разработки проблемы контроля в условиях реформирования России. Необходимо, в связи с этим, повышать активность населения, являющегося первоосновой социального контроля за деятельностью органов власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|