Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация контроля в государственной и муниципальной службе




Контроль – это:

- одна из важных функций управления, которая позволяет не только выявлять, но и предупредить возможные отклонения, ошибки и недостатки в процессе функционирования государственной службы, искать новые резервы и возможности;

- проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, постановлениями, нормами и другими нормативными документами.

Классификацию контроля можно провести по различным основаниям.

В частности , по субъекту различают следующие виды контроля:

- государственный – контролируется соблюдение законов и других правовых актов. Осуществляют его все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей);

- социальный – является формой обратной связи в системе государственного управления – это контроль за государством со стороны институтов гражданского общества. Основой социального контроля является активность населения, которая проявляется в деятельности общественных движений и организаций, в средствах массовой информации, в письмах, жалобах, заявлениях граждан, в деятельности профсоюзов.

Государственный контроль решает три задачи:

- обеспечение соблюдения законов, нормативных актов, которое позволяет поддерживать стабильность государственного устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных органами власти правил и процедур;

- повышение эффективности работы государственных органов посредством сокращения их численности, совершенствования структуры, противодействия бюрократизации государственного аппарата;

- эффективное использование государственных средств.

Виды государственного контроля:

- политический – осуществляется теми органами и лицами, которые исполняют полномочия верховной власти (парламент, региональные и местные выборные органы; получившие поддержку большинства народа политические партии);

- административный – осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти (контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных: создаются инспекционные и надзорные органы). В систему административного контроля входят: Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство финансов РФ и др.;

- судебный – осуществляют все имеющиеся в РФ суды: общие, военные, арбитражные и Конституционный. Суды рассматривают требования и протесты органов государственной власти о признании незаконными актов управления; о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права и интересы организаций и граждан, и другие вопросы.

В зависимости от объекта различают следующие виды контроля:

- общий - системы в целом;

- функциональный – одной из функций;

- специальный – проверка конкретного участка работы или работника.

В зависимости от метода реализации подотчетности различают следующие виды контроля:

- внешний – осуществляется со стороны другой организации (законодательными органами, судами или непосредственно гражданами);

- внутренний – осуществляется непосредственно самими административными учреждениями на основе профессиональных и этических стандартов, административных норм и правил (контроль со стороны начальства; взаимный контроль сотрудников, находящихся на одной иерархической лестнице; самоконтроль).

Различают также следующие виды контроля:

- предварительный – осуществляется фактически до начала работ, в период подготовки решения – необходим прежде всего для учета человеческих и финансовых ресурсов;

- текущий – осуществляется в ходе проведения работы. Его объектом является персонал государственной службы, а осуществляется он руководителями подразделений;

- заключительный – дает информацию о результатах; выявляет государственных служащих, достойных поощрения.

По частоте проведения различают следующие виды контроля:

- непрерывный (следящий);

- периодический

- конечный (финишный).

По способам проведения различают следующие виды контроля:

- негативный – осуществляется через санкции и запреты на определенные действия;

- позитивный – осуществляется через стимулирование определенного поведения.

В настоящее время нет общегосударственной системы контроля, ориентированной на новые демократические задачи. Имеющиеся многочисленные региональные контрольные органы не связаны между собой, действуют самостоятельно, в основном обслуживая и решая задачи региональных администраций.

На федеральном уровне контроль за государственной службой должны осуществлять Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы.

В целях усиления президентского контроля значительно расширены функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

Управление решает следующие вопросы:

- организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. подразделений администрации Президента Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов;

- контролирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах;

- направляет в необходимых случаях материалы о выявленных нарушениях в органы прокуратуры РФ, внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти.

Эффективность контроля зависит от полноты выполнения контролирующей организацией или должностным лицом следующих основных требований:

- контроль должен осуществляться непрерывно, регулярно и систематически;

- быть своевременным по срокам осуществления, тщательным и полным;

- носить объективный характер, способствовать формированию чувства личной ответственности и дисциплины;

- быть оперативным, действенным и гласным;

- контроль должен носить всеобщий характер, каждый руководитель призван считать его неотъемлемой частью своих должностных обязанностей и заниматься контролем, даже если никто ему специально это не поручал;

- осуществляется на всех этапах управленческой деятельности;

- формы и методы контроля должны носить разнообразный характер: проверки вышестоящими нижестоящих органов; письменные отчеты; контрольные журналы; картотеки; совещания, заседания и др.

Для повышения эффективности контроля необходимо учитывать следующие рекомендации:

- устанавливать двустороннее общение;

- избегать чрезмерного контроля;

- устанавливать высокие, но реальные, достижимые цели и достигаемые результаты;

- за успешно выполненную работу следует вознаграждать;

- для воспитания ответственности персонала государственной службы необходимы формы индивидуального контроля (государственный квалификационный экзамен) и формы проверки (аттестация, испытание на государственной службе).

Для того чтобы контроль был действенным, он должен обладать следующими свойствами:

- иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты демократической системы и поддерживать их (проблемы социально-политической политики; меры по становлению федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ);

- контроль должен быть нацелен на конечные конкретные результаты;

- исполнение и внедрение простейших форм и методов контроля (они требуют меньших усилий и более экономичны). Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям персонала, взаимодействующего с системой контроля и реализующего его.

Эффективность контроля зависит от многих факторов:

- отношения к контролю руководителей федерации и регионального уровня;

- наличия полнокровных контрольных органов на всех уровнях управления;

- научной разработки проблемы контроля в условиях реформирования России.

Необходимо, в связи с этим, повышать активность населения, являющегося первоосновой социального контроля за деятельностью органов власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...