Глава 2. Предоставление кредита
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Этапы кредитного процесса Этапы кредитного процесса в Россельхозбанк осуществляется в рамках проводимой им кредитной политики. Управление кредитными ресурсами банка должно осуществляться не только с целью получения прибыли для банка, но и с целью снижения банковских рисков, связанных с неопределенностью событий и вероятностью наступления неблагоприятных последствий для банка. Данный процесс основывается на четком функциональном разграничении обязанностей кредитного персонала, что позволяет добиваться высокого профессионализма, избегать ошибок при принятии решений. Кредитную политику банка определяет кредитный комитет, который создается по решению Правления банка и возглавляется Председателем. Организация работы кредитного комитета возлагается на отдел кредитной политики. Он определяет возможные риски, принимаемые на себя банком по различным видам операций, является главным органом, принимающим окончательные решения об одобрении или отклонении предложений о предоставлении (пролонгации) кредитов, выдаче банком гарантий и привлечении средств, устанавливает персональные лимиты и лимиты для клиентов; требует от своих членов и от любого должностного лица банка предоставления необходимых документов, статистических данных, справок и т. д.; привлекает к участию в работе Комитета любое должностное лицо банка. Центральным звеном в осуществлении кредитных операций банка выступает кредитное управление (отдел). В целом каждый банк приходит к собственной кредитной политике. Поэтому главный вопрос состоит не в том, есть ли она у банка, а в ее качестве. Основная работа по организации кредитного процесса общепризнано представляется в виде следующих этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:
· рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком; · изучение кредитоспособности клиента; · подготовка и заключение кредитного договора, предоставление кредита; · кредитный мониторинг и возврат кредита. Первый этап процесса кредитования характеризуется предварительным рассмотрением кредитной заявки. В кредитной заявке должны быть указаны цель и сумма кредита, порядок погашения, срок, обеспечение, порядок уплаты процентов. В ней должно указываться, для выполнения каких определенных задач запрашивается кредит. Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте. Кроме кредитной заявки клиентом и банком составляются и другие документы (документы, подтверждающие юридическую правомочность заемщика; заявление на получение ссуды; финансовый отчет; отчет о движении кассовых поступлений; внутренние финансовые отчеты; внутренние управленческие отчеты; прогноз финансирования и др.), которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды. Поданная кредитная заявка регистрируется в банке в специальном журнале, который может вестись и в электронном виде с тем, чтобы иметь представление о потенциальном объеме кредитного портфеля, а в случае обоснованной необходимости откорректировать кредитную политику по направлениям деятельности. Далее данная заявка и прилагаемые документы рассматриваются, и принимается решение о встрече с заемщиком. Подобные встречи позволяют выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия.
В ходе беседы банку нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора. При встрече заемщик отвечает на вопросы анкеты, а затем в процессе беседы служащий кредитного отдела пытается выяснить основополагающие моменты, касающиеся целей, обеспеченности и перспектив возврата кредита. Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности, при этом выясняются объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. При этом придается значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Банк предпочитает получать от клиента информацию о чистых доходах (доходах после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме. Косвенным показателем размера и стабильности доходов служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Представленные заемщиком данные сопоставляются с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит. При рассмотрении кредитной заявки и собеседовании с заемщиком основными факторами, на которые обращает внимание банк, являются продолжительность занятости и проживание клиента (частного лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном ими месте лишь несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы. Часто рассматривается длительность проживания клиента по одному адресу, поскольку, чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или частая смена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.
После того как внимательно были изучены все документы, представленные потенциальным заемщиком, проведены с ним необходимые беседы, оценена информация, полученная на запросы, принимается решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему в выдаче кредита. В целом на первом этапе кредитования банку предстоит выяснить серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу (особенно это касается новых клиентов) обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Второй этап кредитного процесса включает изучение кредитоспособности клиента - способность клиента своевременно и в полной мере рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи. Кредитоспособность несколько отличается от понятия «платежеспособность» клиента, под которой понимается способность в данный момент выполнить свои обязательства. Если, говоря о платежеспособности клиента, имеется в виду возможность оплаты текущих долгов, то кредитоспособность определяет возможность возврата именно данного кредита в момент его погашения, т. е. через некоторое время в будущем. Поэтому может сложиться ситуация, при которой клиент платежеспособен, но не кредитоспособен, т. е. он может платить по текущим обязательствам, но вернуть именно этот кредит окажется не в состоянии. В этой связи для банка при выдаче кредита большее значение имеет кредитоспособность клиента.
Под оценкой кредитоспособности понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с условиями кредитного договора. Мировая и отечественная практика выделяет такие критерии кредитоспособности, как характер клиента, его финансовые возможности, капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Изучение кредитоспособности начинается с детального анализа кредитной заявки, при этом сотрудники банка последовательно конкретизируют и уточняют свои представления о потенциальном заемщике, параметрах возможно кредита, в частности о реальном размере рисков, которые банк примет на себя, если выдаст испрашиваемый кредит. Работа с документами включает два аспекта: · формальный (проверка правильности оформления представленных документов); · содержательный (проверка представленных документов по существу). Анализ информации о заемщике предполагает подготовку заключения, в котором необходимо отразить зарегистрирован ли претендент на кредит надлежащим образом, является ли он участником судебных разбирательств, имеет ли он связи с криминальными структурами, были ли факты умышленного неисполнения им своих обязательств. Банк также должен проанализировать кредитную историю клиента, длительность кредитных взаимоотношений клиента с другими банками, платежную дисциплину, масштабы операций, которые проводит клиент. Следует также выяснить долю клиента на рынке, ценовую политику клиента, устойчивость спроса на его продукцию, экономическое состояние отрасли заявителя, динамику его развития в отрасли, экономические перспективы региона, в котором работает клиент. Необходимо также оценить экономическую обоснованность операции и ее технико-экономическую осуществимость, ликвидность предлагаемого обеспечения. Анализирую кредитоспособность необходимо оценить возможности и желания потенциального заемщика вовремя и в полном объеме вернуть кредит, и на этой основе осуществить расчет конкретного лимита кредитных рисков на данного заявителя, а также установить кредитный рейтинг заявителя. Эту работу каждый банк проводит по методикам, адаптированным к его особенностям. Для наиболее правильной оценки кредитоспособности заемщика необходима полная характеристика его финансового состояния. Основным условием успешного анализа кредитоспособности заемщика является объем и качество исходной информации. Для более точной оценки кредитоспособности клиента анализируется его имущественное положение путем вертикального и горизонтального анализа финансовой отчетности. Такой анализ позволяет составить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений.
Существует множество типов анализа. Применительно к заемщику коммерческого банка это могут быть: · комплексный (включает все виды анализа); · функциональный (оценивает деятельность заемщика в целом); · структурный (затрагивает отдельные аспекты деятельности); · операционный (оценка отдельно взятой операции). Целесообразно выделять качественную и количественную оценку состояния заемщика. Первая включает в себя кредитную историю и определение репутации заемщика, вторая - оценку финансового положения заемщика, т. е. расчет коэффициентов и сравнение их с нормативными значениями. 2.2. Порядок принятия решения Кредитные полномочия по принятию решений делегированы кредитной комиссии. Для принятия решения о предоставлении кредита начальник Управления финансирования и кредитования готовит, оформляет и представляет на ознакомление председателю кредитной комиссии заключение кредитного работника, предварительно завизированное руководителем Управления по правовым вопросам. Одновременно начальник Управления по правовым вопросам представляет председателю кредитной комиссии письменное заключение о возможности кредитования клиента после проверки состояния учредительных документов потенциального заемщика, юридической чистоте договорных отношений участников сделки, возможности оформления залога и других документов. После получения распоряжения председателя кредитной комиссии о целесообразности рассмотрения вопроса, все документы направляются секретарю «кредитной комиссии и представляются на кредитную комиссию для окончательного принятия решения. Аналогичным образом оформляется заключение в том случае, когда решается вопрос об открытии клиенту-заемщику кредитной линии. Порядок принятия решений по предоставлению кредита физическому лицу— работнику банка Кредит может быть предоставлен работнику, проработавшему в банке не менее одного года, с учетом его вклада в деятельность банка и при отсутствии задолженности по ранее выданным ссудам. В зависимости от вида выдаваемой ссуды решением кредитной комиссии устанавливается срок, сумма и размер процентной ставки. В исключительных случаях работнику банка, своевременно или досрочно производящему погашение полученного потребительского кредита, может быть предоставлен новый потребительский кредит, однако общая сумма вновь выдаваемого кредита и остаток задолженности по ранее выданному кредиту не может превышать размера 1,5 суммарных годовых доходов работника. Пакет необходимых документов заемщика формируется кредитным работником Управления финансирования и кредитования, который направляет их секретарю кредитной комиссии для дальнейшего рассмотрения возможности выдачи кредита и принятия решения кредитной комиссией. Кредитная комиссия может запросить дополнительную характеристику на работника, документы, подтверждающие необходимость предоставления кредита и его обеспеченность, правоустанавливающие документы. Порядок принятия решения кредитной комиссией о предоставлении кредита стороннему физическому лицу аналогичен приведенному выше, с учетом дополнительных требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ За время прохождения профессиональной практики были выполнены все поставленные цели и задачи практики, а также все поручения, данные мне руководителями практики. Я ознакомилась с организационной структурой банка, направлениями деятельности. Приобрела некоторые практические навыки, а также смогла применить знания, полученные в процессе обучения, такие как: · Правильное оформление возвратности кредита, видов залога. · Знание структуры банка, направление его деятельности. Которые позволили мне в процессе практики решить следующий комплекс задач: · Изучение нормативных правовых документов, регулирующих осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств; · Изучение способов и порядка предоставления и погашения различных видов кредитов; · Изучение способов обеспечения возвратности кредита, видов залога; · Изучение требований, предъявляемых банком к потенциальному заемщику; · Изучение методов оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга; · Изучение методов определения класса кредитоспособности юридического лица; · Содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения; · Условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России; · Осуществление операций по кредитованию физических и юридических лиц. В данной работе я рассмотрела сущность и проблемы, которые присущи кредиту в современных условиях, и изменения его функциональной динамики. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание в небанковских формах. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика. АО «Россельхозбанк» предлагает своим клиентам широкий перечень кредитных продуктов, которые учитывают реальные потребности клиента, предоставляя не отдельные услуги, а комплексное решение задач, основанное на индивидуальном подходе и подкрепленное опытом работы банка на отечественном и международном финансовом рынке. В процессе предоставления и обслуживания кредитов отделом выполняются следующие основные действия: · рассмотрение заявлений-анкет на получение кредита; · проверка сведений о клиенте и его имуществе; · подготовка документов и проведение сделки по предоставлению кредита; · бухгалтерский учет предоставления и обслуживания кредитов. Кредитный отдел функционально разделен на два подразделения: 1. подразделение по работе с юридическими лицами; 2. подразделение по работе с физическими лицами; Среди недостатков деятельности кредитного отдела АО «Россельхозбанк» были отмечены: · поверхностный финансовый анализ заемщиков; · недостаточно частые контакты с клиентом; · отсутствие контроля над займами. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (БР)», № 86, от 10 июня 2002 года; (с доп. и изм. в ред. 2011, 2012 г.г) 2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395 с доп. и изм. в ред. 2011, 2012 гг.). 3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» N 395-1 от 02.12.1990 (ред. от 28.04.2009); 4. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» N 302-П от 26.03.2007 (ред. от 12.12.2008); 5. Методические указания ЦБРФ «Об организации операционной кассы и работы с валютными и другими ценностями». 6. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты банка России в кредитных организациях на территории российской федерации, 24.04.2008 г., (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2010 N 2405-У). 7. Инструкции ЦБРФ «О ведении операций с иностранной валютой». 8. План счетов учета в банках. Изд. «Корус», 2012 г. 9. Банковское дело [Текст]: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010. 10. Банковское дело [Текст]: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2010. 11. Банковское дело [Текст]: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2010. 12. Каджаева, М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - М.: Академия, 2011. 13. Эмиссионно-учредительская деятельность центральных банков./Под редакцией Я.М.Миркина. - М.: ИНФРА-М, 2011. 14. «Учет в банках», Т.Н. Капаева, - М.: Академия, 2011. 15. Банковская система России: Настольная книга банкира. Книги 1, 2, 3. - М.: ДеКА, 2011. 16. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/Под редакцией М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2010. 17. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Ч.4. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, Банковское дело, под редакцией Лаврушина О.И., 2011. 18. Белоглазовой О.Е., Тавасиева Т.,Жарковской Е.А. Банковское дело. - М:"Финансы и статистика"/ 2010. 19. Васильев Д. Ю. Банковские депозиты как этап эволюции электронных денег: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.10 Волгоград, 2006.- 119 с. 20. Гинзбург А. И. Вклады (Депозиты). – СПб.: Питер, 2004.- 128 с. 21. Дяченко О. Зарплата становится обеспечением кредита: чаще всего банки дают сотрудникам корпоративных клиентов льготы по кредитам // Банковское обозрение. 2009. -№4. -С. 52-55. 22. Жуков Е. Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник. М.: Вузовский учебник, 2004. - 491с. 23. Иванов Н. В. Управление коммерческом банке. М.: БДЦ-пресс, 2008.- 270с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|