Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия реформирования здравоохранения




 

Ответственность государства за защиту здоровья граждан уменьшилась, провозглашавшийся «реформы» были хаотичны и несистемны. Они свелись к введению обязательного медицинского страхования, перекладыванию ответственности за здравоохранение на региональный и местный уровни, к поощрению частной медицинской практики, удорожанию стационарной медицинской помощи и замене сложившейся системы поликлинической помощи спорной фигурой «семейного врача».    

Этот кризис представлял реальную угрозу национальной безопасности России в ее современном понимании. Кризис здоровья и развал здравоохранения были с тревогой отмечены врачами, которые стали объединяться в профессиональные ассоциации, собираться на всероссийские «врачебные консилиумы» - Пироговские съезды врачей (1995, 1997, 1999, 2001, 2004 2006 2008 гг.).   

В других странах также началось замедление социальных реформ, отход от государственного здравоохранения. При этом экологическая обстановка на планете не улучшается, а проблемы питания и питьевого водообеспечения обостряются. Новые угрозы здоровью принесли и процессы глобализации.

Курс на «здоровье для всех» мировым сообществом был удержан, хотя сроки достижения этой цели перенесены на XXI в. Это подтвердилось уже на международных конференциях, посвященных 15-летию и 20-летию Алма-Атинской конференции, в новой Всемирной декларации по здравоохранению (1998 г.), в решениях «Саммита тысячелетия» ООН в 2000 г., а также в решениях руководителей стран «большой восьмерки».

Системность здравоохранения к концу XX в.         

К концу XX в. признание системности здравоохранения стало более распространенным, а объем принятых решений и резолюций приблизился к тому уровню, когда стало возможным говорить о формировании единой общей системной теории здравоохранения. Вспоминать о трудных этапах становления системных взглядов стало не модно. Это ярко проявилось в докладе ВОЗ «Здоровье-2000. Системы здравоохранения: улучшение функционирования», который стал своеобразным итогом (даже триумфом) развития системных взглядов в здравоохранении, хотя в ряде аспектов грешил однобокостью. В другом докладе ВОЗ по системности здравоохранения (2007 г.) эти недостатки в определенной мере преодолены, правда, доклад стал намного более коротким.    

Современная единая общая системная теория здравоохранения сформировалась усилиями международного здравоохранного сообщества на основе исторического опыта медицинской науки и практики всех стран, объединенных в ВОЗ, острых дискуссий, а затем и конструктивного диалога специалистов и руководителей здравоохранения.       

Теория включает определение цели системы. Она заключается в достижении максимально возможного уровня здоровья человека и народа, определении сути и понятия здоровья как конечной цели и непременного условия всего социального и экономического развития, в понимании здравоохранения как функциональной (по П.К. Анохину) общественной системы и принципов построения эффективных национальных систем, в понимании необходимости и правил широкого международного сотрудничества в этой важной сфере.  

С учетом сказанного суть общей теории здравоохранения состоит в следующем.

Во-первых, в переориентации врачебной деятельности и медицины в целом с «болезни» на «здоровье» и в признании «здоровья» правом человека и народа и ответственностью общества. Человек имеет право не просто быть здоровым, он имеет право на охрану здоровья. Это право может быть реализовано только коллективными (общественными) усилиями через создание социальной динамической системы здравоохранения.

Во-вторых - в понимании неразрывности двух триад функций здравоохранения: специфических (наука, профилактика, лечение) и общих, присущих всем социальным системам (кадры, ресурсы, управление). В понимании двух уровней системы здравоохранения: не только деятельности ведомственного комплекса медико-санитарных и научных учреждений, но и более широкой системы охраны здоровья населения. И обязанность защищать и улучшать здоровье населения лежит не только на профильном министерстве, но и на всем правительстве страны.   

В-третьих - в международном признании функциональной системности здравоохранения и наиболее эффективных принципов построения систем здравоохранения (ВОЗ-1970), в выдвижении всеобщей цели «Здоровье для всех» и концепции первичной медико-санитарной помощи как зоны первого контакта между человеком (населением) и эшелонированной системой здравоохранения.

В-четвертых - в осознании международных и глобальных проблем здравоохранения, формировании глобальной системы охраны и улучшения здоровья народов. Сегодня ВОЗ существует, и без нее трудно представить себе мир, и у нее есть ряд функций, которые невозможно осуществить на уровне отдельной страны.  

Функции ВОЗ - это изучение и обобщение данных о состоянии здоровья населения мира и санитарном состоянии окружающей природной среды, анализ общих тенденций здравоохранения и медицинской науки в мире. Это изучение методов планирования, организации и социально-экономического анализа различных систем и служб национального здравоохранения и рекомендации эффективных путей их развития, помощь в этом развитии. Помимо этого в функции ВОЗ входят разработка международных соглашений, конвенций и правил по наиболее важным проблемам здравоохранения, включая вопросы охраны внешней среды, значение и последствия которых выходят за пределы отдельных государств и регионов; выработка рекомендаций по установлению стандартов, нормативов, единых технических условий и номенклатуры для химических, физических, иммунологических и иных субстанций, веществ и препаратов, используемых в программах международного и национального здравоохранения, а также координация научных исследований по наиболее актуальным и перспективным проблемам медицины и здравоохранения, проводимых национальными и международными научными учреждениями.

В-пятых, общая теория здравоохранения базируется на широком использовании системного анализа, информационных технологий для анализа и прогнозирования здоровья и управления здравоохранением. Мы отстаем в этом направлении. Сегодня впервые информация о пациенте может вводиться один раз и храниться на протяжении всей жизни, использоваться многократно, передаваться на любые расстояния. И храниться может два вида информации: «биологическая» и «небиологическая» (койко-дни, затраты на лечение и т.д.). Поэтому необходимо не просто улучшать или даже оптимизировать работу, а выходить на абсолютно другой уровень.

Общая теория здравоохранения не исчерпывается сказанным, но думается, что само появление такой теории означает, в частности, недопустимость нарушения раскрытых ею законов.       

Системность здравоохранения и роль ВОЗ в XXI столетии

Системный подход и его сложная методология (системный анализ, моделирование (математическое, имитационное и иное), многовариантное прогнозирование, выработка решения, осуществление решения, оценка результата и новой проблемной ситуации) необходимы потому, что реформы здравоохранения в разных странах идут параллельно с продолжающимся формированием общемировой (глобальной) системы здравоохранения, все уровни и компоненты которой должны взаимодействовать между собой. Центральная роль и важные задачи ВОЗ в этой системе были сформулированы уже в 1970 г., но только будущее покажет, окажется ли ВОЗ достойной этого вызова современности и найдет ли адекватный ответ на вопрос, куда и как вести глобальную систему здравоохранения.

От этого зависит решение трудных проблем здравоохранения, встающих на всех уровнях - от личного и семейного до общенационального, международного и общемирового. И если проблемы личного, семейного и даже общинного характера были известны уже давно, то общегосударственные, межнациональные, региональные (в масштабах континентов) и тем более общемировые (универсальные и глобальные) медико-санитарные и социальные проблемы стали выявляться и анализироваться сравнительно недавно.        

О системности здравоохранения в России     

Системный подход необходим и для преодоления кризиса общественного здоровья и здравоохранения в России, которая в XX в. дважды потрясла Европу - вначале становлением нового социалистического здравоохранения, а потом его безудержным разрушением.

«Реформы» российского здравоохранения продолжаются и сейчас, они по-прежнему ориентированы на «рыночные отношения». Но ведь уроки множества реформ в разных странах уже в постсоветский период показали: здравоохранение - не рынок. И даже национальный приоритетный проект «Здоровье» не системен, его цели и методы не обсуждались и не анализировались научно. Но все равно останавливаться нельзя, нужно искать выход из кризиса, и без системного подхода здесь не обойтись.

Кризис может быть преодолен только в том случае, если все правительственные и политические структуры, хозяйственные руководители и предприниматели, средства массовой информации, а также сами люди, т.е. все общество осознают суть, глубину и опасность кризиса здоровья и развала системы здравоохранения как реальной угрозы выживанию и безопасности России; примут общенациональное решение (проявят «политическую волю») спасти жизнь, здоровье и будущее народа; найдут достаточные финансовые, технические и иные средства и силы для решения поставленной задачи. Утвержденные в 1997 и 2000 гг. концепции по реформированию здравоохранения неудовлетворительны, ибо в них не было главного - четкой оценки чрезвычайно опасной ситуации, целеустремленности на выход из кризиса, не было и ясности, какую же систему здравоохранения должна иметь Россия.

Нужна большая работа на всех уровнях: от уровня общества и государства до личного (персонального, семейного). Необходим также контроль за выполнением антикризисной программы, мониторинг здоровья нации и окружающей природной и антропогенной социальной среды, опирающийся на адекватную методологию, сочетающую статистический и системный анализ с текущими натурными (экспериментальными) наблюдениями и математическим моделированием и прогнозированием демографических, медико-социальных и экологических явлений и процессов.

Наконец, для выхода из кризиса здравоохранения необходимо опереться на коллективный разум и традиционную этическую и социальную ответственность врачебной профессии. Здравоохранение - не рынок, хотя и требует экономического анализа и использования методов экономического стимулирования. Врач не торгует «услугами» и не рассматривает свою профессию как источник обогащения (извлечения максимальной прибыли). Он служит человеку и обществу (как учитель или солдат) по велению души и складу характера и поэтому ожидает от общества достойной оплаты своего труда.

Барьеры

Нужно искать пути привлечения инвестиций и реформирования здравоохранения. Что этому мешает? Прежде всего отсутствие целостной государственной политики реформирования отрасли. Существует немало концепций, но утвержденной и внятной концепции на сегодняшний день нет. Если сопоставить концепцию реформирования здравоохранения, бюджетную стратегию до 2023 г. и некоторые другие программные документы, то цифры в них не совпадают между собой.       

Среди других препятствий - низкая эффективность управления, плохое технологическое оснащение, структурные диспропорции в отрасли, проблема квалификации кадров, в том числе управленческих.        

Еще один ограничивающий фактор - развитие теневой медицины на базе государственных учреждений. Ни для кого не секрет, что на государственном оборудовании порой даже в рабочее время неофициально оказываются платные услуги, с которых не платятся налоги. По оценкам, оборот этого теневого бизнеса - около $10 млрд в год. Приходу частных денег мешает неэффективная система медицинского страхования, как добровольного, так и обязательного. С 1993 г. в этой области не было почти никаких изменений. Закон о медицинском страховании принимался совсем в другой России, с другими социально-экономическими условиями. Но мы упорно пытаемся втиснуть наши проблемы в устаревшую, громоздкую систему.

Плюсы и минусы

У реформирования системы здравоохранения силами одного государства есть два плюса. Это возможность сохранения существующих институтов и высокий уровень контроля за ситуацией.   

Но минусов гораздо больше. Среди них отсутствие мотивации к оптимизации рынка, низкая вероятность достижения необходимых результатов, сохранение теневых платежей населения.        

Среди плюсов ЧГП в сфере здравоохранения появление экономически заинтересованных партнеров, дополнительного источника инвестиций, сильная мотивация к оптимизации расходов и возможность технологического прорыва в социальной сфере.

Есть, конечно, и минусы: необходимость изменения нынешних институтов управления в области здравоохранения, необходимости разработки специальных механизмов для сохранения контроля за ситуацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...