Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная реформа в современной России   




 

Деятельность суда в любой правовой системе определяется состоянием общества и государства, их идеологией и политической практикой, традициями и правовой культурой. Исторически суд - в силу особенностей своего функционирования, необходимости применения закона и поддержания правопорядка, в силу своей культурной обусловленности - всегда стремится обособиться от администрации и сиюминутных требований государственной либо иной конъюнктуры.

Современная политическая система России основана на демократических принципах, заложенных в Конституции РФ. Однако ее нормы, хотя де-юре имеют прямое действие, де-факто не всегда воплощаются в жизнь, в законы и, особенно, в практику их применения, также не всегда ими руководствуются суды.

Объективный и полезный для перемен к лучшему взгляд на сегодняшнее правосудие требует краткой и ясной оценки произошедших реформ. Прежде всего, необходимо понять, далеко ли мы ушли от целей и замысла реформаторов, что изменилось с тех пор и насколько серьезной должна быть коррекция судебной системы и связанных с ней государственных институтов.

Реальность эпохи становления нового Российского государства, провозгласившего принцип верховенства права, не оставляла ни времени, ни ресурсов для того, чтобы осмотрительно и последовательно реформировать сферу юстиции, отчасти готовую к соответствующим переменам. Не было и возможности построить отечественное правосудие заново, как это сделало царское правительство в 60-е гг. XIX в.

Новое российское правосудие создавалось при помощи старых кадров с опорой на старые институты и в то же время слишком стремительно, что априори чревато ощутимыми для общества и государства «болезнями роста».

Концепция судебной реформы 1991 г., призванная лечь в основу нынешней системы правосудия, предполагала, что в стране будет реальное разделение властей, а суды обретут полную независимость от любых других государственных учреждений. В ней провозглашалось следующее: «Возвращение Отечества в лоно мировой цивилизации требует, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями разворачивался процесс правовой реформы. Государство, переставая быть инструментом насилия в руках тоталитарного режима, демократизируется, чтобы, в конце концов, совершить мужественный акт самоотрицания, превратившись из политического в правовое.

В правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрана не противоправных интересов личности, взаимная ответственность государства и граждан, защита общества от произвола властей. Функционирует полноценная система сдержек и противовесов, где почетную роль играет правосудие, способное сглаживать конфликты и примирять законность с целесообразностью в каждом конкретном случае. Достигается реальное разделение властей, децентрализация властных функций создает подлинный плюрализм, затрудняющий узурпацию суверенных прав народа

На арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов, политических симпатий и идеологических предубеждений суд, выступающий гарантом законности и справедливости, призванный выполнять в государстве ту же роль, что совесть у человека. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначение и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений» (Постановление Верховного совета РСФСР от 24 октября 1991 г. №1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс).

Однако практика реформирования суда в условиях жесткой политической борьбы начала 1990-х гг. оказалась далека от изначальных замыслов, а уже в 1996 г. проводить реформу стало некому: ее интеллектуальный центр - отдел Администрации Президента РФ по судебной реформе - был ликвидирован.

Позитивные результаты того, что сделали реформаторы, вполне очевидны. Суд номинально отделен от администрации, и созданы предпосылки для его превращения в реальную ветвь власти. При всех существующих сложностях защита граждан и юридических лиц от произвола стала реально возможной, возникла надежда на создание в стране административной юстиции. Суды присяжных доказали свою жизнеспособность и необходимость для общества.

Действует Конституционный суд РФ. Создана и успешно функционирует система арбитражных судов. В целом обеспечена несменяемость судей. Номинально признаны, частично имплементированы в отечественное законодательство и оказывают влияние на правоприменительную практику международные нормы об основных гарантиях прав лиц, подвергнутых задержанию или заключению под стражу.

Наблюдается относительное благополучие с реализацией в стране права на доступ к правосудию. Успешно обновляется гражданское право России, что приближает страну к общепризнанным международным стандартам правового регулирования экономической жизни.

Вместе с тем со второй половины 1990-х гг., и особенно с 2000 г., проявились определенные негативные тенденции. В 2000-м и 2004 г. был изменен срок полномочий судей. Сначала пожизненное назначение без ограничения срока было заменено назначением до достижения 65-летнего возраста, т.е. срок реального пребывания в должности ранее назначенных пожизненно судей был уменьшен. Затем судьи получили «прибавку» к сроку службы: по инициативе Президента его продлили до 70 лет, - но только после того, как были уволены судьи, достигшие 65 лет. С 2000 г. порядок изменения срока полномочий судей был упрощен: этот вопрос изъят из предмета регулирования конституционного закона и решается теперь обычным федеральным законом (как известно, принять и изменить федеральный конституционный закон гораздо сложнее, нежели федеральный).

С сожалением приходится констатировать, что, по многим оценкам, высок уровень коррумпированности суда и правоохранительных органов. Например, на состоявшемся 13 января 2011 г. заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции глава Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин признал, что 34% коррупционеров в нашей стране - сотрудники правоохранительных органов (см.: http://www.pravo.ru/edition/view/46333 // Портал Право.ru. 2011).

Кроме того, нередко вызывает нарекания профессиональная компетентность судей и сотрудников правоохранительных органов, что в равной степени относится, к сожалению, и к адвокатам. Обвинение, истолковывая свою функцию по ее названию, а не по смыслу закона, зачастую преследует не за само преступление, а только за то, что лицо оказалось привлеченным к уголовной ответственности. Адвокаты сталкивались с ситуациями, когда и следователи, и судьи, на словах сомневаясь в виновности обвиняемых и подсудимых, отказывались прекращать уголовное преследование и выносить оправдательные приговоры, ссылаясь на отсутствие такой практики.

На сегодняшний день привлечение к уголовной ответственности и тем более направление дела в суд в большинстве случаев фактически означают осуждение человека. Надежда на то, что судья оправдает подсудимого, невелика: в 2011 г. в России было оправдано 0,8% подсудимых, что не отличается от соответствующего показателя за 2010 г. (см.: http://www.cdep.ru/index.php? id=5&item=452/oper_otchet_za_12_mes_2010_1.xls // Сайт Судебного департамента при ВС РФ. 2011). К тому же значительная часть оправдательных приговоров была отменена вышестоящими судами: в отношении оправданных судом первой инстанции по делам публичного и частно-публичного обвинения 2328 человек апелляционная инстанция отменила 782 оправдательных приговора, а кассационная - 597, что составляет 59,2% от общего числа оправдательных приговоров (см.: там же).

Большая часть прекращенных уголовных дел приходится на мировые суды, рассматривающие дела небольшой и средней тяжести, которые можно прекратить в связи с примирением сторон. В 2010 г. мировыми судами прекращены дела в отношении 186 366 лиц, что составляет 69,2% от общего числа лиц, в отношении которых прекращены дела (см.: http://www.cdep.ru/index.php? id=5&item=452/oper_otchet_za_12_mes_2010_1.xls // Сайт Судебного департамента при ВС РФ. 2011).

Таким образом, вместо того чтобы ограждать подозреваемого или обвиняемого от избыточности процессуального принуждения, суд зачастую ущемляет его права, превращая институт судебного согласия на содержание под стражей в простую формальность.

В 2010 г. наметилась тенденция к уменьшению числа ходатайств следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, но цифры свидетельствуют о том, что эта тенденция пока незначительна (см.: http://www.cdep.ru/index.php? id=5&item=452/ oper_otchet_za_12_mes_2010_1.xls // Сайт Судебного департамента при ВС РФ. 2011).

Практика применения мер пресечения, альтернативных заключению под стражу, но более действенных, чем подписка о невыезде, пока фрагментарна. Так, из почти миллиона лиц, взятых под стражу на стадии предварительного следствия или дознания, под залог в последние полтора года вышли 2068 человек, причем четверть из них - в Смоленской и Белгородской областях. Определяемая судом сумма залога в 112-254 раз превышает среднюю заработную плату по регионам; даже в экономически сильных регионах это практически не оставляет шансов на свободу абсолютному большинству из тех, к кому может быть применена данная мера.

При этом по сравнению с европейскими странами, где, как правило, залог применяется очень широко, нарушений условий залога у нас на порядок меньше (см.: http://www.pravo.ru/review/view/46251 // Портал Право.ru. 2011).

Занимая наряду с США и Китаем одно из первых мест в мире по числу заключенных (на 1 января 2011 г. в учреждениях УИС содержалось 819,2 тыс. человек          http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya % 20har_ka % 20UIS // Сайт ФСИН России. 2011)), Россия имеет правосудие и правоохранительную систему, эффективность и авторитет которых подчас ставятся обществом под сомнение. Реальные показатели преступности при этом остаются стабильно высокими, что свидетельствует не только об определенном социальном неблагополучии, но и о невысокой эффективности правоохранительных органов   .

 


Заключение

 

Обращение к изучению опыта проведения реформ в современной России потребовало выделения трех ее этапов, на каждом из которых в той или иной мере использовались элементы нового государственного менеджмента: предварительный (1997-98 гг.), начальный (2003-05 гг.), основной (2006-10 гг.). Если на первом этапе попытки импорта элементов нового государственного менеджмента носили фрагментарный и стихийный характер, то уже в первой половине 2000-х гг. отдельные элементы нового государственного менеджмента были закреплены в нормативных правовых актах, что позволило хотя бы отчасти говорить об административной реформе как о процессе импорта и адаптации институтов нового государственного менеджмента. С принятием в 2005 году Концепции административной реформы новый государственный менеджмент становится неофициальной идеологией реорганизации национальной системы государственного управления. На российскую почву предполагалось импортировать следующие элементы концепции HTM: развитие конкуренции между поставщиками услуг; оценка работы учреждений не по выполнению бюджета, а по результатам; руководство в процессе осуществления деятельности целями, а не инструкциями; ориентация государства на потребности граждан; передача ряда государственных функций частным организациям; предпочтение рыночных механизмов управления.

Слабая взаимосвязь реформ госуправления (административной, бюджетной, государственной службы, федеративных отношений), их взаимопро-никаемость и взаимообусловленность создали уникальную ситуацию для России 2000-х гг. На фоне углубляющейся тенденции превращения федеральной власти в единственный центр принятия принципиальных решений в сфере территориального развития, регионы получили возможность реализовать собственную стратегию, отличную от федеральной.

Рассмотренные в работе реформы в области здравоохранения, судебной практики, финансовой сфере имеют для развития России очень важное значение.

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации.1993 г. М., 2009.

2. О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 09 февр. 2008 г. №157-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, №7, ст. 633.

.   О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон от 04 авг. 2000 г. №107-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. - №32, ст. 3320.

.   Доклад председателя Правительства Пермского края Н.Ю. Бух-валова на заседании

.   Сухих В.А. Развитие теоретико-методологических основ формирования социоэкономики в пространстве региона. Екатеринбург, 2009

.   Чиркунов O.A. Государство и конкуренция // Экон. политика. - 2008. - №1.

.   Чиркунов O.A. Региональная политика: условие развития конкуренция // Ведомости. - 2006. - 26 июля.

.   Шаров A.B. Об основных элементах административной реформы // Журн. рос. права. 2005. - №4.

.   Якобсон Л.И. Реформа государственной службы: замыслы, интересы и приоритеты // Управленч. консультирование. 2005. - №4.

.   Аналитические отчеты, записки, доклады, презентации

.   Административная реформа и реформа государственного регулирования в России. Устранение потенциальных источников коррупции: Аналитическая записка / Всемир. банк. Докл. №36157-RU. М., 2006.

.   Государство в меняющемся мире: краткий вариант «Отчета о мировом развитии 1997» // Вопр. экономики. - 1997. - №7.

.   Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.-М., 1996.

.   Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000.

.   Афанасьев М.Н. Невыносимая слабость государства: очерки национальной политической теории. М., 2006.

.   Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России // Обществ, науки и современность. 2002. - №6.

.   Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ // Полис. - 2007. - №4.

.   Государственная политика и управление. В 2 ч. Ч. 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. JI.B. Сморгу-нова. М., 2006.

.   Государственная политика и управление. В 2 ч. Ч. 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. J1.B. Сморгунова. М., 2007.

.   Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000.

.   Дегтярев A.A. Принятие решений в публичной политике и государственном управлении: роли и параметры // Упр. государством: проблемы и тенденции развития. Полит, наука: Ежегодник 2007 / Гл. ред. А.И. Соловьев.-М., 2008.

.   Иванова О.С., Плаксин С.М. Анализ практики привлечения экспертных организаций (индивидуальных экспертов) к процессу исполнения государственных функций // Вопр. гос. и муницип. упр. - 2009. №1.

.   Иноземцев В.Л. Паразитирующее государство и перспективы России в XXI веке // Отеч. зап. 2007. - №6.

.   Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления / Т. Верхайен и др. М., 2006.

.   Ирхин Ю.В. Проблемы реформирования в России в зеркале общественного и экспертного мнений // Среднерус. вестн. обществ, наук. 2007. - №3.

.   Комаровский B.C. Реформы в Российской Федерации // Полис. 2012. - №4.

.   Механик А.Г. Финансовая олигархия или бюрократия? Мифы и реалии российской политической власти // Обществ, науки и современность. 1999. - №1.

.   Панов П.В. Теории политических институтов. Пермь, 2004.

.   Перегудов С.П. Гражданское общество в политическом измерении // МЭиМО. 2005. - №12.

.   Перспективы развития порталов государственных услуг в контексте административной реформы в РФ / А.Б. Жулин, A.A. Костырко, Ж.И. Смирнова // Вопросы гос. и муницип. упр. 2008. - №3.

.   Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...