Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы и свойства нервной системы как основы индивидуально-психотипологических различий




ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

(англ. individual differences in behavior) — особенности психических процессов, состояний и свойств,отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фонеобщепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризоватькак более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные порогиощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональнойреактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер).При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результатеобучения, тренировки и т. п. И.п. р. м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.И.п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или иныхособенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и педагогическойпсихологии, в психологии труда, в патопсихологии накоплен большой эмпирический материал об И.п. р.Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих длябольшого числа людей. Именно групповые и типические И.п. р. представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению И.п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А. Бине. Впсихологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудноперечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А. М. Джордан);рационалисты и эмпирики (В. Джемс); «глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы (Г. Гросс); теоретический,экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы ициклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон);экстраверты и интроверты (К. Г. Юнг) и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес.

В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф.Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. — изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына и ихсотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности.

В психологии накоплены факты о т. н. индивидуальном стиле деятельности, т. е. об устойчивых способахработы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с необходимостьюразличаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разныеособенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробныеисследования И.п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторскойдеятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

И.п. р., имея своей природной предпосылкой особенности н. с., мозга, формируются и развиваются в ходежизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, впроцессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.п. р., касающиеся свойств личности (преждевсего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь посредством тестов; выявлениетакого рода И.п. р. требует многостороннего изучения личности.

Проблема И.п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.п. р.необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решениявопросов профпригодности и профориентации.

 

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

В психологии существуют два главных направления исследования личности. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных свойств, в основе второго - определение типов личности. В первом случае личность выступает как бы вместилищем набора качеств (А.В. Петровский). Второе направление представлено работами К. Юнга, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Конрада, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.Ф. Лазурского, А.Е. Личко.

Согласно концепции К.К. Платонова низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента (К.К. Платонов).

В понятие «индивидуально-типологические свойства» вкладывается различное содержание. Под этим понятием физиологи имеют в виду свойства общего типа нервной системы и их соотношения, которые определяют динамику нервных процессов (И.П. Павлов; В.К. Федров; П.С. Купалов; В.К. Красуский; Б.М. Теплов; В.Д. Небылицын). Психологи же под указанным понятием обычно понимают также и те психологические свойства, которые характеризуют динамические особенности психики, определяющиеся свойствами общего типа нервной системы, т.е. темперамент. Иными словами, для психолога свойства общего типа нервной системы являются физиологической основой типа темперамента (СЛ. Рубинштейн; В.Н. Мясищев; А.Г. Ковалев; В.Н. Мясищев; B.C. Мерлин; Н.Д. Левитов; Г.В. Норакидзе).

Не смотря на тщательность разработки этой классификации (Павлова) она, как и классификация А.Г. Иванова-Смоленского, не получила широкого распространения. Так, отрицая, наличие двух процессов - возбуждения и торможения, Н.И. Красногорский говорит о нарушении равновесия между ними; в одних случаях он оперирует характеристиками только условных рефлексов, в других - характеристиками и состояний, и нервных процессов, из-за чего вся классификация носит феноменологический, описательный характер. В то же время его попытка связать общие типы высшей нервной деятельности со специально-человеческими типами (соотношением первой и второй сигнальной систем) представляется интересной.

Экспериментально-психологическое исследование свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных особенностей было продолжено Б.М. Тепловым, В.Д. Небылициным, B.C. Мерлиным, Б.Г. Ананьевым, К.М. Гуревичем, Э.А. Голубевой и другими исследователями.

Целью исследовательской программы Б. М. Теплова являлось «понимание природной основы, на которой складываются психологические типы». В ходе работы пришлось отказаться от понятия «тип высшей нервной деятельности (ВНД)» и от четырехчленной классификации, которая не соответствовала выявленным комбинациям свойств нервной системы.

В отличие от И.П. Павлова, отрицательно оценивавшего некоторые качества и типы ВНД как «инвалидные», Б.М. Теплов показал, что определенная недостаточность одного свойства, например силы нервной системы, связана с высоким развитием другого, например, чувствительности. Он предложил отказаться от ценностного подхода при исследовании индивидуальных различий: «типы нервной системы должны рассматриваться не как степени совершенства нервной системы, а как типы, характеризующиеся разными способами уравновешивания организма со средой». «Нельзя изучать типы вне понимания соответствующих свойств нервной системы, нельзя изучая свойства, полностью отвлечься от типов как комбинаций этих свойств, нельзя, наконец, изучать ни свойства, ни типы, не пользуясь никакими их показателями. От свойств нужно идти, с одной стороны, к показателям, в которых эти свойства обнаруживаются, с другой, - к типам, представляющим комплексы этих свойств» (Б.М. Теплов). Индивидуальные особенности темперамента Б.М. Теплов объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, резистентность, субъективация, пластичность-ригидность.

В школах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показана методологическая неприемлемость типологий, полученных при изучении условных рефлексов. Оказалось, что этот подход выявляет не общие свойства нервной системы, как первоначально полагал И.П. Павлов, а частные свойства анализаторов, слабо коррелирующие между собой. В ходе работы перечень основных свойств нервной системы был значительно увеличен, и было обнаружено, что наиболее часто встречающиеся сочетания свойств не соответствуют схемам И.П. Павлова и его ортодоксальных последователей (В.Д Небылицын).

В.Д. Небылицын считал, что концепция основных свойств нервной системы «является наиболее продуктивной из всех предложенных до сих пор теорий развития биологической индивидуальности», так как «она берет в качестве отправного момента не побочные или вторичные признаки биологической организации, какими являются, например, морфологические показатели - признаки телесной конституции в теориях Э. Кречмера или В. Шелдона, а признаки определяющей, ведущей системы человеческого организма - центральной нервной системы». Ему принадлежит заслуга наиболее детального анализа свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных психологических различий. В.Д. Небылицын выделил восемь первичных свойств нервной системы (сила, подвижность, динамичность, лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Им показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциональные свойства). Небылицын В.Д. определяет темперамент как «характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» и предлагает выделить три ведущих компонента темперамента: первый относится к сфере общей психической активности индивида, второй - к его моторике, а третий - эмоциональности.

Важнейшая роль принадлежит первому компоненту - психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности». «К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвигателыюго) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков».

Третьим основным компонентом темперамента, по мнению В.Д. Небылицина, является «эмоциональность», представляющая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой». Таким образом, темперамент, согласно В.Д. Небылицыну, это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. В.Д. Небылицын полагал, что в основе активности лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации мозгового ствола и передних отделов неокортекса, в то время как эмоциональность определяется индивидуальными особенностями взаимодействия передних отделов новой коры с образованиями лимбической системы головного мозга.

Крупнейшим отечественным исследователем темперамента был B.C. Мерлин, основатель пермской психологической школы. Он полагал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. B.C. Мерлин относил к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности; 2) характеризуют динамику отдельных психических процессов; 3) устойчивы, постоянны и длительно сохраняются в процессе развития; 4) находятся в строго закономерном соотношении и 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, B.C. Мерлин считал первым основным признаком темперамента его обусловленность свойствами нервной системы. На основании разработанных критериев B.C. Мерлин и его последователи (В.В. Белоус,, Б.А. Вяткин) выделили ряд основных свойств темперамента: экстра-интроверсию, импульсивность- рефлексивность, активно-реактивность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную устойчивость, тревожность и др., показали основные функции темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

Уровневая концепция интегральной индивидуальности B.C. Мерлина раскрывает связи между уровнями нейродинамических, психодинамических (темперамента) и собственно личностных свойств индивида. «Интегральная индивидуальность, - согласно B.C. Мерлину, - выполняет особую функцию, отличную от функций составляющих ее иерархических подсистем. В любой жизнедеятельности организма и деятельности человека участвует вся интегральная индивидуальность, со всеми ее уровнями, начиная от биохимического и кончая положением личности в обществе» (Мерлин B.C.). Таким образом, функция интегральной индивидуальности заключается в поддержании оптимального динамического равновесия между разными иерархическими уровнями. Разноуровневые связи всегда многомногозначные, они достаточно гибкие и пластичные. Одноуровневые связи (взаимно-однозначные) более жесткие, постоянные и устойчивые. Они определяются специфическими закономерностями каждого уровня.

Основные положения, созданной B.C. Мерлиным теории интегральной индивидуальности сделали возможным методологическое обоснование и проведение целого ряда междисциплинарных исследований, дали импульс появлению новых направлений теоретических разработок и экспериментальных исследований темперамента. В ходе работы над теорией интегральной индивидуальности B.C. Мерлиным была показана несостоятельность длительное время господствовавших взглядов на темперамент как закрытую систему, которая, в силу своей жесткой биологической обусловленности, рассматривалась в отрыве от свойств личности. Если раньше темперамент рассматривался как прямое проявление биологических свойств человека на уровне поведения без анализа механизмов этого проявления, то сейчас он рассматривается как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонент и, прежде всего общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные системы поведения (Мерлин B.C.).

Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека, с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий, включаясь в самые различные виды деятельности, постоянно трансформируется и образует, независимо от содержания самой деятельности, обобщенную качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формально-динамических свойств индивидуального поведения. Таким образом, темперамент - это особая психобиологическия категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты поведения человека (Руса-ловВ.М.).

Именно благодаря работам Мерлина B.C., а также все более широкому применению принципов и методов системного подхода (Ломов Б.Ф.) стала очевидной необходимость детальной разработки проблемы темперамента и его места в структуре интегральной индивидуальности (Русалов В.М.). Таким образом, проблема темперамента, которая традиционно являлась одной из ключевых в психологии индивидуальных различий, выделилась в относительно самостоятельный предмет исследований, что привело к созданию специальной теории индивидуальности, рассматривающей систему формально-динамических свойств психики в качестве основного источника индивидуально-психологических различий.

Использование функционально-системной концепции П.К. Анохина (Анохин П.К.) позволило, с одной стороны, выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, раскрыв соотношение между частными и общими свойствами. Общие свойства нервной системы - это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а частные свойства -это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. С другой стороны, использование модели П.К. Анохина позволило теоретически обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных важнейших параметров темперамента и раскрыть механизм их функционирования.

Согласно учению П.К. Анохина, поведение человека не может рассматриваться как серия простых актов пассивного «уравновешивания со средой», а представляет собой деятельность активного поиска, направленного ' на освоение, преодоление и, в конечном счете, подчинение среды обитающему в ней существу. «В момент принятия решения, - писал П.К. Анохин, - идет процесс, намного опережающий события. Он формируется не поступательно. Он уже имеет закодированный в ведущих параметрах результат, который может быть получен через минуты, часы, а может быть, и годы. Как формируется опережение событий!?... Опережение событий есть прежде всего активное поддержание поставленной цели до момента ее реализации.»

Обобщая взгляды П.К. Анохина, В.Д. Небылицын писал: «Итак, живой организм есть сложнейшая саморегулирующая система; его поведение определяется совокупностью афферентных синтезов, формирующих программу действий на основе кольцевой их регуляции; важнейшими компонентами этой программы и всего поведения в целом является непрерывный анализ эффектов совершаемых действий, обнаружение «рассогласований» и текущая коррекция ошибок; взаимодействие со средой представляет собой активное вероятностное моделирование в мозге порождаемых средой изменчивых динамических ситуаций, приводящих к целенаправленному и целесообразному поведению...» (Небылицын В.Д..

Объединение идеи сущности первичных формально-динамических свойств темперамента с функциональным содержанием общих свойств в рамках единого функционально - системного подхода позволило В.М. Русалову выдвинуть предположение, что «... функционально системные свойства, отражающие общие свойства нервной системы в целом на поведенческом уровне, являются одновременно и структурными единицами темперамента. Таким образом,...мы пришли к заключению, что количество первичных фундаментальных свойств темперамента должно соответствовать количеству основных блоков функциональной системы.» (Русалов В.М.).

Анализ структуры функциональной системы позволил выделить четыре «несократимых» функциональных блока: «афферентный синтез», «принятие решения», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Так как формально-динамические свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то естественно предположить, что основных, базовых первичных характеристик темперамента должно быть тоже четыре. Первый - характеризует в наиболее обобщенной форме «широту-узость» афферентного синтеза, или, другими словами, степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй - отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие; третий - показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения, а четвертый ба-зальный параметр формального аспекта поведения характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцепотром результата действия (Русалов В.М.). Эта теоретическая модель и легла в основу специальной теории индивидуальности Русалова В.М.

Разрабатывая принципы специальной теории индивидуальности, В.М. Русалов выдвигает ряд основных положений. В соответствии с первым из них, только формально-динамические свойства психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами, т.е. именно система формально-динамических характеристик является тем опосредующим звеном, через которое осуществляется взаимодействие биологически и социально обусловленных свойств человека.

Во втором положении раскрывается понятие «биологические свойства», под которым автор понимает «...совокупность всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате (Русалов В.М.).

В соответствии с третьим положением специальной теории индивидуальности, основным механизмом становления более высокоорганизованных структур психики является обобщение (в процессе деятельности) свойств биологически детерминированной подсистем, причем сама эта подсистема - продукт обобщения всех структурных и функциональных биологических свойств человека. В данном положении подчеркивается существенная роль темперамента в онтогенетическом развитии. Согласно четвертому положению специальной теории, «формально-динамические свойства, включаясь в более «высокоорганизованные» психические структуры, в частности, в интеллект и характер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этих структур».

Таким образом, любое формально-динамическое свойство может и должно быть рассмотрено как элемент самостоятельного уровня интегральной индивидуальности, каким является темперамент, и как необходимый компонент более организованных структур индивидуальности.

Идея пятого положения теории состоит в том, что «формально-динамические свойства психики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельности, не только влияют на динамику, своеобразие деятельности, но и могут определять конечные результаты».

Обобщая выдвинутые положения, автор определяет набор необходимых и достаточных требований, которым должно отвечать то или иное психическое свойство, входящее в структуру темперамента. К темпераменту следует относить только такое психологическое свойство, которое: не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает функциональный аспект деятельности; характеризует индивидуально характерную, типичную для индивида меру динамического напряжения отношений его к миру, людям, себе, деятельности; является универсальной и проявляется во всех сферах деятельности; может проявляться уже в детстве; устойчиво в течение длительного периода жизни человека; высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем; является наследуемым.

Определяя набор критериев, автор отмечает очевидную сложность задачи «вычленения первичных «кирпичиков» темперамента и разработки их показателей». Однако четкое определение критериев позволяет автору выделить предположительно исходный набор таких «кирпичиков». Следуя традиции, сложившейся в отечественной дифференциальной психофизиологии, благодаря работам Теплова Б.М., Небылицина В.Д., Русалов В.М. выделяет в системе формально-динамических свойств индивидуальности две основных подструктуры: общую активность и эмоциональность. При этом общая психическая активность, являющаяся базальной психодинамической чертой человека и определяющая его взаимодействие со средой и другими людьми характеризуется такими поведенческими показателями как ритм, скорость, интенсивность, выносливость, пластичность и др. Русалов В.М., как уже отмечалось выше, в соответствии с концепцией функциональных систем Анохина П.К., предлагает трехкомпонентную структуру общей психической активности, в которую входят скорость, эргичность и пластичность. Совокупность этих трех составляющих общей активности, в сочетании с эмоциональностью и определяет, по мнению автора, тип темперамента.

Формирование темперамента, как следует из положений специальной теории индивидуальности, происходит под влиянием двух основных факторов: общей конституции человека и специфики тех конкретных видов деятельности, в которую он включен с раннего детства. Предложенное В.М. Русаловым понимание становления темперамента за счет обобщения всех структурных и функциональных биологических свойств человека, позволяет заключить, что в ходе онтогенеза эти индивидуально-устойчивые биологические свойства, проявляясь, формируясь и интегрируясь в процессе различных видов деятельности (игра, обучение, учеба, труд и т.д.), обуславливают формирование свойственных каждому конкретному индивиду обобщенных свойств общей психической активности и эмоциональности. Именно эти обобщенные свойства (скорость, эргичность, пластичность) определяют специфику формирования и реализации в деятельности «низшего» уровня индивидуально-психологических характеристик, входящих в структуру того уровня интегральной индивидуальности, который детерминирован преимущественно природными факторами.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизомбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...