Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента




И.П. Павлов сформулировал нейрофизиологическую основу темперамента, дав анализ его физиологических закономерностей. До И.П. Павлова проблема о темпераменте разрешалась преимущественно догматически, субъективно и не экспериментально. Павлов и его сотрудники экспериментальным путем в течение многолетних исследований обнаружили ряд свойств высшей нервной деятельности и установили закономерные связи, обуславливающие тип нервной системы. Его учение о темпераментах явилось итогом этой научно-исследовательской работы.

Согласно этому учению основными процессами высшей нервной деятельности животных и человека является раздражение и торможение. Процессы раздражения и торможения представляются, с одной стороны как противоположные, которые в результате борьбы, протекающей между ними, получают уравновешивание отношения живого индивидуума со средой, с другой стороны - имеется достаточное основание принимать и тождество этих процессов.

Образование условного рефлекса основано на раздражительном процессе. Однако для получения правильного отношения организма к внешнему миру, необходимо не только образование временных связей, но и их отмена, когда эти временные связи при определенных условиях не оправдываются действительностью. Отмена временных связей осуществляется при помощи торможения. Таким образом, в беспрерывном процессе уравновешивания организма с внешним миром принимают участие оба процесса, как раздражительный, так и тормозной. В отношении этих двух процессов различаются три основных момента: «... сила основных нервных процессов раздражительного и тормозного... равновесие этих процессов, и, наконец, подвижность их.»(Павлов И.П.).

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные комбинации. Эти сочетания и составляют так называемые типы нервной системы или тип высшей нервной деятельности. «Беря только крайние случаи этих свойств, - писал И.П. Павлов, - можно получить 24 возможных сочетания, а если ввести градации, то число их резко возрастает» (Павлов И.П.). Несмотря на такое большое разнообразие возможных вариантов типов высшей нервной деятельности, И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы «особенно резких, бросающихся в глаза», отождествляя их с традиционными типами темперамента - сангвинистическим, флегматическим, холерическим и меланхолическим.

Типология И.П. Павлова основывается, прежде всего, на силе нервных процессов, при этом различаются сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. В результате классификация И.П. Павлова выглядит следующим образом:

1. Слабый - меланхолик

2. Сильный - неуравновешенный - холерик.

3. Сильный - уравновешенный - подвижный - сангвиник.

4. Сильный - уравновешенный - медленный - флегматик

И.П. Павлов, не ограничивался только анализом соотношений свойств нервных процессов и их роли в формировании особенностей темперамента. Рассматривая деятельность мозга в целом, выделил еще типы высшей нервной деятельности, так называемые «специально человеческие типы мыслителей и художников». Основанием для отнесения к этим типам служит преобладание первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальной системы (Сеченов Н.М., Павлов И.П.).

Ученик И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский пошел по пути построения фенотипических разновидностей темперамента, то есть учитывал в них не только врожденное, но и приобретаемое людьми в течение жизни. Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре типа темперамента. Его классификация в основном совпадала с классификацией типов темперамента И.П. Павлова. Возбудимый тип соответствовал безудержному, тормозимый тип - слабому, лабильный - уравновешенному. Некоторые расхождения были с определением инерционного типа: И.П. Павлов ведущим и положительным для этого типа свойства считал уравновешенность нервных процессов, а А.Г. Иванов-Смоленский - инертность нервных процессов.

Отличительной особенностью классификации А.Г. Иванова-Смоленского является полное игнорирование им свойства - силы нервной системы.

В 1930-х годах исследование типов нервной системы у детей продолжил Н.И. Красногорский. Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, речевых реакций детей, он выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И.П. Павлова, соответствует четыре типа темперамента. Н.И. Красногорский построил классификацию типов не на соотношении возбуждения и торможения, а исходя из соотношения корковых и подкорковых влияний и связанных с ними первой и второй сигнальной системой, имея при этом в виду, что раздражение и торможение - это единый процесс, характеризующий степень возбудимости (интенсивность возбуждения). Выделенные им типы нервной системы получают характеристики:

1. Сангвиник - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.

2. Флегматик - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

3. Холерик - сильный, повышено возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип.

4. Меланхолик - слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный.

Второй шаг в данном научном направлении состоял в выделении свойств нервной системы как набора физиологических параметров, четко проверяемых показателей, отличающих одну нервную систему от другой. Все исследования этой школы проводились на собаках по авторским экспериментальным методикам выработки условных рефлексов. В школе И.П. Павлова выделено и изучено три таких свойства.

Сила как работоспособность, выносливость, мера истощаемости нервных клеток, способность длительное время выдерживать воздействие раздражителя, не выходя в запредельное торможение. Свойство уравновешенности измеряет баланс, количественное соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной клетке. Подвижность - это показатель быстроты переделки знака условного рефлекса, смены процессов возбуждения и торможения.

Следующим логическим шагом в исследованиях школы И.П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания перечисленных свойств. В окончательной схеме 1936г. эта типология приобрела следующий вид.

И.П. Павлов считал, что слабость нервной системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует меланхолическому темпераменту. Второй тип образуется как сочетание силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением): он соответствует холерическому темпераменту. Третий и четвертый типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).

Наконец, следующий понятийный ход заключался в.том, что каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента.

Тщательные физиологические исследования этой школы опередили работы современников и заложили основы уникального отечественного психофизиологического направления изучения темперамента.

С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, исходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и психики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы - тип нервной системы - тип темперамента - особенности поведения.

Введение понятия свойств нервной системы (СНС) было весомым приращением психофизиологического знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...