Методы оценки труда персонала.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Традиционные методы 1. Биографический – оценка по биографическим данным. 2. Собеседование – проводится в структурированной или неструктурир форме для оценки степени соответствия опыта, знаний, раб поведения и отношения к делу, оценка раб-ков установленным тербованиям 3. М. экспертных оценок – оценка с помощью экспертов степени проявления у раб-ов качеств, важных для эффективного выполнения упр-ой деят-ти, путем проставления по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной форме. 4. Тестирование – опред-е особенностей личности, знаний и др. хар-к с помощью тестов. 5. Ранжирование – опред-е с помощью экспертов, в качестве кот обычно выступают непосредств рук-ли раб-в, ранга (места) оцениваемого среди других работников. 6. Деловая игра – разыгрывание ситуации по заранее разработанному сценарию, имитирующего производств ситуацию, и выработка групповых / индив-ых решений на основе имеющейся информации. 7. М. критических ситуаций – оценивается как вел себя раб-к в крит ситуации. 8. Выбор оценочных характеристик из стандартного списка (словарь характ-к) – сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый с перечнем качеств, представленным в заранее разработанном списке. 9. Групповые дискуссии – оценка знаний, личн и деловых качеств раб-ов, их способностей к конструктивному взаимодействию с другими людьми входе групп обсуждения проблем и выработки групп решений. 10. Устная / письменная хар-ка – уст/письм описание того, что представляет собой раб-к и как он себя проявляет на работе. 11. Оценка рабочих достижений – по критериям. 12. «Папка руководителя» - оценивается спос-ть раб-ка к установлению приоритета разработки плана действий и принятию решений на основе анализа специально разработанного пакета документов письма, заявления, отчеты).
Нетрадиционные методы «детектор лжи», астрологический, графологический (подчерк), морфологический(череп, лицо). Обучение персонала Обучение персонала - это целенаправленно организованный планомерный и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, спец-ов, руководителей. Цель обучения – получ-е образования. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки чел-ка к жизни и труду. Принципы организации обучения и повышения квалификации: 1) Увязка обучения с решением общепроизводственных и кадровых задач 2) Принципы индивидуализации программного обучения 3) Применение активных методов и сокращение сроков обучения. 4) Создание сети специальных учебных центров повышения квалификации. 5) Обучение при передаче знаний, навыков и умений от руководителя к подчиненному и между коллегами. Виды обучения: 1. Проф подготовка кадров - приобретение знаний, умений, навыков и обучение способом общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. • Проф начальная подготовка - развитие знаний, умений и навыков и обучением способом общения как фундамента для дальнейшей проф подготовки. • Проф специальная подготовка - предназначена для получения специфической проф квалификации, углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией. 2. Проф совершенствование (повышение квалификации) - расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями к производству, а также для стимулирования профессионального роста.
• Совершенствование профессиональных знаний и способностей. Приведение знаний и способностей в соответствии с требованиями времени, актуализация и углубление их. • Проф совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. 3. Проф переподготовка. Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. Задачи и методы обучения Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно по целевым группам или лицам с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяют следующие задачи. 1. Учащаяся молодежь. Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабместе 2. Специалисты с опытом работы. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности 3. Руководители с опытом работы. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведения переговоров, методика принятия решения. Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места: внутрипроизводственное и внепроизводственное. Методы обучения персонала на рабочем месте: • Производственный инструктаж – общая информация, введение в спец-ть, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой. • Смена рабочего места (ротация)- получение знаний и приобретение опыта в рез-те системат смены раб места. В рез-те этого за опред промежуток времени созд-ся представление о многогранн деят-ти и произв-х задачах предприятия. • Использование работников в качестве ассистентов-стажеров – обучение и ознак-е работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответ-ти.
• Подготовка в проектных группах – сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач. • Наставничество – сотрд-во наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную беспристрастную обр связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. +++ на рабочем месте 1) Методика обуч с учетом специфики предпр. 2) Передача знаний осущ-ся простым наглядн способом 3) Обучение явл-ся более действенным и опертивным 4) Обуч-е харак-ся тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс раб-в, не привыкших к занятиям в аудиториях. 5) Рез-т легко контролируется. 6) Затраты хоть и велики, но фиксированы. Методы обучения персонала вне рабочего места: Внепроизводственное обучение проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия не всегда в достаточной мере учитываются. Связан с доп фин затратами и отвлечением раб-ка от его служ обязанностей. Такие методы предназначены прежде всего для получения теорет знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями произв обстановки. 1. Лекции – пассивный метод обучения, используется для изложения теорет и метод. знаний, практического опыта (--- нет обр связи, +++-объем полезной информации с нужными акцентами и кратко). 2. Конференции, семинары, беседы за круглым столом, дискуссии, экскурсии – активный метод обучения, развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях. 3. Деловые игры – обучение манере вести себя в различных произв ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны выработать альтернативные точки зрения. 4. Тренинг – ежедневное обучение, входе которого один инструктор тренирует другого относительно основ его деят-ти путем интенсивного обучения, демонстрации и практич работы в целях повышения эфф-ти дея-ти. 5. Самостоят обучение – там и тогда, когда удобно. Но нужны желание и сознательность ученика.
6. Кружок качества – молодые спец-ты разрабатывают конкр решения по проблемам управления орг-ей, объединившись в раб группы. 7. Методы решения произ-экономич проблем с помощью моделей. Моделирование процессов происходит на конкурирующих предприятии. Слушатели распределяют м/д собой роли конкурирующих м/д собой фиктивных орг-ий. С помощью исходных данных они должны принять соотв решение для неск стадий произ-ва, продукции/услуг.
Управление конфликтами.
Конфликт (лат – столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил и интересов. Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами Современная т. зр.: конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны, они помогают выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Т.е конфликт м. б. не только дисфункциональным, но и функциональным и вести к повышению эффективности организации. Типы конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека (к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким дб рез-т его работы). 2. Межличностный конфликт (самый распространенный)– это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов. 3. Конфликт между личностью и группой - если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. 4. Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени. Конфликты м.б. также скрытые / открытые; вертикальные / горизонт-е. Причины конфликта: 1. Распределение ресурсов. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к конфликту. 2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. 3. Различия в целях. 4. Различия в представлениях и ценностях. 5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. 6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача инф-ции м. действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным раб-кам понять ситуацию.
7. Нечеткое разграничение прав и обязанностей работников. 8. Неблагоприятные физические условия: посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места. 9. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера: невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичное порицание. 10. Недостаточный уровень проф подготовки. Из-за неподготовленности подчиненного ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой работник. Структурные методы разрешения конфликта. 1. Разъяснение требований к работе (уровень результатов, который д.б. достигнут, система полномочий и ответственности). 2. Координационные (цепь команд - конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение) и интеграционные механизмы (управленческая иерархия, межотдельские совещания). 3. Общеорганизационные комплексные цели. Одна цель сплотит всех. 4. Структура системы вознаграждений. Межличностные методы разрешения конфликтов
1. Уклонение – чел-к старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий. 2. Сглаживание - стремление поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. 3. Принуждение – руководитель заставляет подчиненных принять св. т.зр. Недостаток - подавляет инициативу подчиненных. 4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. 5. Решение проблемы. Данный стиль предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|