Индийский океан
Аден
Внезапно поднявшийся юго‑ восточный ветер развел крутую волну, док раскачивается так, что из бассейна выплескивается вода. «Стремительный» подходит, и когда «Устилуг» стал на якорь, берет док на «растяжку». Прибывает на катере клерк агентской фирмы «Корри Брозерс», привозит заказанные по радио деньги для экипажа, забирает необходимые документы и сообщает, что заводить в порт будут завтра. С «Устилуга» к нам перебирается старший клерк, с ним Леонид Андреевич и капитан «Устилуга» Владимир Михайлович Гришин. Решаем, что нам нужно выехать в агентство, не дожидаясь завтрашнего дня, чтобы решить все вопросы, связанные с заходом, бункеровкой и т. д. Когда спускались в катер, подлетел другой, щегольской, крытый красным лаком катер управления порта. Чиновник «Харбор Оффис» сообщил, что по некоторым причинам раньше завтрашнего дня док завести в порт невозможно. Вежливо улыбаясь, он принес от имени капитана порта извинения, и катер умчался. Прибыв на катере в порт, понимаем, почему док не ввели сразу в гавань. Посреди нее, растянутый швартовыми на бочках, стоит старый знакомый – авианосец «Альбион»! В воздухе, взлетая и садясь на его широкую палубу, носятся вертолеты. Тут же стоит английский сторожевик. Между авианосцем и берегом непрерывно снуют катера, набитые солдатами. По улицам города то промчится военный патруль, то проедет автоколонна с войсками. На машинах передвижные радиостанции с усами штыревых антенн. Вот с пристани Акбари поперек улицы гонят небольшое стадо коз, выгруженных с фелюги. Солдат у ворот пристани ощупывает каждую козу: не спрятаны ли под густой длинной шерстью подвешенные под брюхо бомбы, мины, оружие!
Только мы остановились у витрины с моделями судов и рекламами пароходных компаний, в том числе и нашего Морфлота, как позади прогрохотал сильный взрыв. Это в боковом переулке, в двух кварталах отсюда, в здании крохотной гостиницы взорвалась бомба. Убиты английский офицер и сержант. В этой маленькой гостинице обычно отдыхали английские военные, пока портной в домишке напротив утюжил их мундиры. Так и погибли английские вояки в исподнем… Патриотов, бросивших бомбу, не нашли. Говорят, что это дело Айн‑ Айна Неуловимого, так зовут Али (одного из командиров партизанских отрядов, больше всех досаждающего англичанам). Аден был захвачен Англией в 1834 году. После второй мировой войны Англия создала здесь опорный пункт по борьбе с национально‑ освободительным движением в колониях на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке… Англия тратит на содержание Аденской базы двадцать один миллион фунтов стерлингов в год. В Индийском океане постоянно рыскает семьдесят британских военных кораблей. В конторе у Корри, большом несуразном бунгало с пропеллерами вентиляторов на потолке, мы созвонились с управлением порта, заказали буксиры и лоцманов. В порту грузятся и берут бункер наши: рыбопромысловая база «Волхов» из Севастополя, черноморский теплоход «Фатех» и другие. Стоит и чехословацкий теплоход «Лидице». На нем плавает советский капитан, говорят, наш, дальневосточник. В бунгало встретили Нассера Мукеркера, шипшандлера, снабжающего советские суда в этом порту. Мукеркер – арабский делец новой формации. Аккуратно прилизанная на косой пробор голова, узкие, коротко подстриженные усики, белоснежная сорочка, серый пиджак… и длинная до щиколоток полосатая юбка, вроде индийского саронга, туфли без задников с загнутыми носками на босу ногу… Говорит по‑ английски безукоризненно. Приглашает к себе в контору. Время есть, и мы соглашаемся, но спрашиваем, не опасно ли появляться на улицах! Мукеркер смеется и говорит, что мы можем не бояться, партизаны борются только с английскими властями. Моряков с торговых судов, независимо от национальности, партизаны не трогают, тем более советских людей. Мы можем быть совершенно спокойны, о нашем прибытии уже все в городе знают. После визита в контору по совету Мукеркера держимся центральных улиц. Выходим на уже знакомую Те‑ Кресент‑ стрит и неторопливо шагаем. Мелких магазинов и лавчонок множество, но покупателей почти не видно. Названия претенциозные: «Хэппи стор» – счастливый магазин, «Нью фешен базар» – в дословном переводе – базар новых фасонов… Сияет витринами роскошный многоэтажный английский универмаг «Рэд Си» – Красное море. В нем можно купить все, от автомобиля до носового платка, от перочинного ножика до пистолета.
Заходим в магазинчик портного под вывеской: «Все для джентльменов». Готового платья мало, но предлагают сшить пальто или костюм за двенадцать часов, любого фасона, без примерки. Заглянули в соседнюю комнату: с полдюжины подмастерьев сидят на полу и шьют на… руках! Швейные машинки есть, но стоят без дела вдоль стены. Почему! Хозяин объясняет, что, вопервых, сшитое на руках платье лучше сидит, а во‑ вторых, так больше людей обеспечивается работой. Вдруг мы услышали стрекот нескольких швейных машинок за стенкой. Один из нас открыл замаскированную дверь при крайнем смущении хозяина. В просвет заметили, что шьют что‑ то цвета хаки, вероятно, обмундирование. Хозяин страшно испугался, крупные капли пота выступили у него на лбу. Один из обнаруженных нами арабов с угрожающим видом схватился за карман. Но узнав, что мы русские, «советико», успокоился. Оказалось, здесь, под носом у английской полиции и войск, шьется обмундирование для бойцов «Фронта Освобождения Южного Йемена» и для партизан. Все это под вывеской «Для джентльменов». Удивительная здесь война! Только к полудню следующего дня «Альбион» вышел из порта и взял курс на восток. Над ним, непрерывно взлетая и садясь, кружатся вертолеты и самолеты. К нам подошел катерок с лоцманами. Старший лоцман, высокий, худой, рыжеватый, в белых шортах и сорочке с черным галстуком, в форменной фуражке с эмблемой аденского порта, представляется и вручает визитную карточку: мистер Самюэль Райдер Дэвид Хаггард. Смеясь, спрашиваю: «Не вы ли написали „Копи царя Соломона“? » И получаю неожиданный ответ: «Нет, в этом повинен мой дед! » И сразу же, добродушно улыбаясь, он заявил: «Ай вэри, вэри лайк рашен вудка». Намек достаточно ясен. Спустя пару минут в ожидании буксиров мы сидели под тентом. Довольный мистер Хаггард маленькими глотками, не закусывая, смаковал «Столичную» и блаженно улыбался.
Подошли буксиры: «Сэр Чарльз Джонсон» большой, 1200 сил и «Сэр Том», поменьше, катер со швартовщиками‑ арабами и береговым лоцманом, тоже арабом. Буксиры впряглись и быстро, по‑ деловому потащили нас ко входу во внутреннюю гавань. Хаггард распоряжался дельно и немногословно. Маневр постановки на бочку с заводкой всех дополнительных швартовых наша команда выполнила менее чем за час. Хаггард отметил, что ему давно не приходилось видеть таких опытных, умелых матросов. На английских судах сейчас плавает кто попало, квалифицированные моряки в Британии перевелись! Постановка на бочку такого крупного плавучего сооружения, как док, менее чем за час – своеобразный рекорд, сказал Хаггард. Только закончили постановку на бочку, подошел сверкающий медью большой полицейский катер, с него сошли два чиновника – один в белом, в шортах, без головного убора, средних лет, с безукоризненным пробором, отрекомендовался: Гарри Барри – начальник полиции города Адена. И представил второго, пожилого, в форме светлого хаки, в монтгомериевском берете с кокардой сбоку: сэр Артур Ходжес, главный инспектор полиции. Цель визита была непонятна. Поговорили о пустяках, справились, как плевалось, как здоровье, отдали должное «Столичной», намекнули и получили в презент по бутылке с собой и отбыли восвояси. Мистеру Хаггарту тоже пришлось дать бутылку на память и еще бутылку для капитана порта мистера Алленда. Я уже начинаю беспокоиться, хватит ли у меня запасов, путь ведь еще долгий!
После отбытия гостей Жежеренко, капитан «Стремительного» Эдуард Алексеев, наш стармех Федор Георгиевич Кандауров и я поехали на берег на катере подоспевшего Мукеркера. Нассер на правах старого знакомого вызвался показать нам город. Сели в его машину и покатили! В конце Те‑ Кресент‑ Стрит, обогнув сквер, выехали на небольшую площадь… Здесь здание главного полицейского управления Адена. Увидели Гарри Барри, играющего в теннис на корте перед зданием. На другой стороне площади – военно‑ морское управление. Едем дальше. Стиммер‑ Пойнт позади… Несколько серебристых нефтебаков, километр мрачного, обрамленного голыми, черными базальтовыми скалами шоссе, и машина влетела на широкий проспект Малла с проезжей частью, разделенной длинными газонами, с красивыми новыми шестиэтажными домами стандартной архитектуры. Цокольные этажи этих зданий открытые и используются под стоянку автомашин. Дома как бы висят в воздухе. Правда, в некоторых из них выгорожены витрины: там размещены немногочисленные магазины, чаще продовольственные и кафе с редкими столиками под тентами. Прохожих немного. В основном это европейцы – женщины в ярких легких платьях, с цветными зонтиками, мужчины в шортах, как правило, без головных уборов. Минуем два зарешеченных здания – отделения каких‑ то банков, мечеть. Свернули с шоссе вправо, Мукеркер резко сбавил скорость. Проехали площадь с черным высоким зданием тюрьмы. Рядом полицейский участок. Перед участком и тюрьмой выстроились с полдюжины черных арестантских фургонов. Проехали мимо веселенького ресторанчика «Турист салун», потом почты. С левой стороны, на пропыленных холмиках с чахлым, редким кустарником – жалкие бараки, обнесенные полуразрушенным проволочным забором. На воротах грубо, небрежно намалеванная на куске фанеры вывеска: «Арабиен цивиль госпиталь» – это гражданская больница для арабов. По пыли бродят несколько больных в лохмотьях. Медперсонала не видно. Миновав больницу, попадаем в торговый центр Кратера – арабского города. Улицы настолько узкие, что машину пришлось оставить, пошли пешком, проталкиваясь сквозь толпу. Дома с незастекленными окнами, некоторые с замысловато вырезанными узорчатыми решетками в рамах. Двери распахнуты настежь, жизнь внутри дома сливается с жизнью улицы. У дверей вытащенные на улицу кровати – деревянные рамы на ножках, переплетенные ремнями вместо матраца. Примитивно, зато спать не жарко. Кругом лавки и лавочки с товаром, наваленным прямо на улице. Торгуют хламом, старьем. Харчевни прямо под открытым небом, грязь, специфический запах пальмового масла, прогорклого, горелого… Грязные, голопузые, но очень веселые ребятишки, черноглазые, с кудрявыми головенками вертятся и ползают прямо под ногами. Тут же бараны, овцы, верблюды, волы с длинными рогами, буйволы вперемежку с автомашинами пробираются через толпу, погонщики кричат, машины сигналят, людская толпа шумит…
Машин много и все хорошие, сверкающие эмалевой краской. У лавочки стоят две «Волги». Приятно видеть «землячек». О «Волгах» здесь хорошо отзываются, говорят – «надежная машина». …Сегодня у мусульман нерабочий день – пятница. Мастерские, большие магазины не работают. А базар торгует, кипит, шумит. Битком набитые легковые машины пробираются сквозь толпу. Арабы едут за город целыми семьями. Потолкавшись по базару, мы направились на восток, к стене Кратера. Здесь лачуг не видно, стоят особняки зажиточных арабов, в восточном стиле, без окон наружу, с внутренними двориками. Серое двухэтажное здание с двумя зубчатыми башенками по углам в псевдоготическом стиле средневековых рыцарских замков, с гербом Ватикана на дверях. На медной вывеске – «Чарч бэнк» – Церковный банк, рука Ватикана протянулась и сюда. Возвращаемся, прощаемся с Мукеркером. За день изрядно проголодались и немного одурели от жары. Решили зайти куданибудь передохнуть. Через улицу напротив павильона пристани – греческий ресторанчик «Акрополь». Заходим. Посетителей совсем мало, работает «эйр конишн» – прохладно. Заказываем обед: суп по‑ гречески из спаржи, филе «стейк» и пить! За целый день на жаре страшно хочется пить! Выпили по стакану апельсинового сока со льдом. Хорошо! Потом еще по бутылочке кока‑ колы. Нет, сок лучше. После супа начали подавать «стэйк». Это целая церемония. Сначала приносят по кусочку масла на кубике льда. Затем по паре ломтиков хрустящего белого хлеба. На отдельных тарелочках спаржа, пикули, три сорта соусов в трех соусниках, еще какие‑ то приправы и, наконец, торжественно, на громадной подогретой тарелке шкварчащий филе «стэйк» размером с ладонь крупного мужчины и толщиной в дюйм с жареным картофелем и бататом. Еле одолели! Готовят греки прекрасно, но и цены тоже неплохие – для хозяина, конечно… Хозяин – молодой грек, с кудрявой, черной как смоль головой. За кассой – жена, красивая, томная брюнетка, с матовой кожей и синими глазами… Официанты в белых куртках и желтых тюрбанах. Заканчиваем трапезу холодным шотландским пивом: на этикетке – Глазго. Хорошо отдохнувшие в прохладе, сытые, решили еще побродить. Стемнело, дующий с самого нашего прихода юго‑ восточный ветер приносит вечернюю прохладу. По Харбор‑ Роуд проходим мимо католической миссии с церковью. Напротив – большое здание, во весь фасад второго этажа – широкая веранда. Неоновые огни: «Макассар клаб». Оттуда доносится залихватская музыка, женский смех, какие‑ то возгласы, выкрики. У входа – монах! Он босиком, в коричневой рясе, подпоясан веревкой, – францисканец. Перебирает четки. Увидев нас, проходящих мимо закрытого храма, хлопнул в ладоши и стал знаками приглашать в клуб. Святые отцы не теряются! Немного дальше – почтамт, обшарпанное здание. Поздно, уже закрыто. У входа под стеклом большое объявление, освещенное неоновой трубкой, в нем подробно указано, когда, по каким дням недели прибывает в Аден почта из крупнейших городов мира и из разных стран и сколько времени идет письмо или посылка по воздуху и морем. Железнодорожную связь Аден имеет только с Лахеджем, всего сотня километров. Хорошее объявление, неплохо завести такие и на наших почтамтах. Находим строчку – из Советского Союза почта приходит через Каир четыре раза в неделю – по понедельникам, средам, четвергам и воскресеньям. Значит, послезавтра можно ждать писем из дому от родных и близких! Вероятно, только моряки знают и понимают, что значит, находясь в долгом плавании, получить письмо! Именно письмо, как бы пахнущее домом, родными, иногда сохранившее аромат любимой! Письмо, а не радиограмму, которая дышит электроникой и записана бесстрастным почерком радиста… …Утром, сразу после завтрака, вызвали моторный баркас, и вся команда, кроме сокращенной вахты, сходит на берег. В десять часов отправляемся по делам и мы с Жежеренко. Сегодня много деловых встреч. Получили радиограмму от Яяшенко. Виктор Ананьевич сообщает, что будет через два дня; нужно подготовить встречу. Не клеится и с бункеровкой «Устилуга». На пристани вызвали машину и направились в агентство. Мистер Гарольд Корри, старший компаньон и менеджер фирмы, выслушал нас и сразу же предложил решить все вопросы в управлении порта. «Могут возникнуть вопросы, которые необходимо будет уточнить в деталях, а по телефону это значительно труднее, чем при личной встрече», – пояснил он. Менеджер сам сел за руль своего синего «ягуара» и повез нас в юго‑ западную часть Стиммер‑ Пойнта (Тавахи). Миновали лагерь «Шеба» – казармы и место дислокации английского гарнизона. У въезда – часовой в хаки, шорты, черный широкий берет с кокардой на боку, автомат наизготовку. Ни деревца, ни кустика. Судя по редким пенькам, была здесь скудная растительность, но даже и ее вырубили: ясно – партизаны. «Ягуар» взлетает по асфальту на холм Марабут и останавливается на площадке под указателем с буквой «Р» – (паркинг) у высокого, башнеподобного здания из стекла и бетона. Лифт взметнул нас на пятый или шестой этаж, и мы очутились перед дверью с надписью «Харбор‑ Мастер». На площадке встретился улыбающийся лоцман Хаггард. Внук писателя, любитель русской водки приветливо помахал рукой и нырнул в лифт. Мистер Корри вошел не стучась, представил нас. Капитан порта, мистер Эмрис Алленд, лысоватый, средних лет мужчина, невысокий, в белых шортах и больших роговых очках, принял нас любезно, тут же по телефону уточнил прогноз погоды, другие важные детали, затем на карте указал место стоянки каравана Ляшенко. За двадцать минут были решены все вопросы. Он вроде совсем не торопится, но все делает быстро и без суеты. Три стены, точнее три окна во всю стену от угла до угла и от потолка до пола, выходят на юго‑ восток, юго‑ запад и северо‑ запад. Прекрасный обзор рейда, подходов к порту и обоих гаваней – внутренней и нефтяной. Не выходя из кабинета, Эмрис видит все, что делается в его владениях: три мощные стереотрубы дают возможность прочитать название любого судна и даже узнавать людей на мостиках судов и причалах. Несколько телефонных аппаратов, УКВ, радиотелефон обеспечивают кабинет надежной связью. Еще стоит телетайп, радиолокатор и установка для приема радиофотопередач, в частности синоптических карт. Метеорологические приборы. От палящего солнца защищают наружные тенты с электродистанционным управлением и передвижные экраны зеленого стекла. Эйр‑ кондишн. В большом холодильнике набор всевозможных прохладительных напитков… На первый взгляд, кое‑ что здесь покажется излишней роскошью, но такое оборудование позволяет мистеру Алленду управляться с громадным хозяйством одному с помощью единственного клерка – он сидит здесь же. Его обязанности – вести журналы и прочие необходимые записи. Результат нашей беседы был тут же коротко записан в толстую книгу, клерк немедля отстучал по телетайпу распоряжение о постановке «Устилуга» под бункеровку. Решили, что воду для «Устилуга» возьмет у нас на доке «Стремительный» и доставит ему во время бункеровки. На рейде эту операцию провести не удается из‑ за крупной волны, «Устилуг» ведь стоит на внешнем, открытом рейде. Брать воду с берега не будем, она в Адене стоит очень дорого. Добывают ее здесь с больших глубин насосами через пробуренные скважины, в очень незначительном количестве, для нужд города. Основную часть воды для снабжения судов и Стиммер‑ Пойнта с Маллой дает опреснитель… От капитана порта мистер Гарольд повез нас прямо на пирс и дал свой катер для разъездов по рейду. Катер начищенный, надраенный, горящий медяшкой и лаком, под совершенно немыслимым фирменным флагом – красно‑ бело‑ зеленый, со львами и знаком Меркурия, с начальными буквами названия фирмы – лихо запрыгал по волнам к «Устилугу». Несколько минут – и мы у его борта, но из‑ за волнения подойти к парадному трапу невозможно. Кое‑ как прокричали в мегафон результаты переговоров и попросили слушать нас на УКВ РС «Акация». Через четверть часа мы на доке и оттуда по «Акации» передаем, уже не напрягая голоса, все, что нужно. Утром, часам к десяти, «Устилуг» заканчивает швартовку во внутренней гавани, начал брать топливо. «Стремительный», набрав ночью у нас «днепровскую» воду, идет к нему. На берегу встречаемся с шипшандлером Мукеркером и едем, как условились еще третьего дня, за город. У подъема к каменной щели нас задерживает полицейский. Впереди слышны выстрелы, правда, редкие. Стоим минут десять. Наконец в небо взвилась зеленая ракета, полицейский махнул рукой, показывая, что ехать можно… У въезда в каменный коридор валяется на боку изуродованная синяя машина с изрешеченной пулями дверцей и… ни одного человека. Дальше через щель пусто до самого Кратера. Кто стрелял, куда девались пассажиры разбитой машины, так для нас и осталось тайной. Да, война здесь удивительная! Кратер проезжаем не останавливаясь. Дорога отличная, черная маслянистая лента асфальта без малейшей трещинки. Асфальт из‑ за жары не серый, как у нас дома, а маслянистый, черный, но благодаря каким‑ то примесям достаточно твердый, даже в полдень дамские «шпильки» в нем не вязнут. Полтора часа пути, семьдесят миль – Шукра. Городок пыльный, монотонный, с дворцом шейха и белой мечетью. Стоит на почти пересохшей реке. В Шукре большой базар, на котором торгуют финиками, кофе, невыделанными шкурами… Дымят мангалы харчевен, есть кофейня. Интересно, когда накануне в Адене мы искали хороший кофе, нам предлагали только бразильский! Здесь, в Шукре, на базаре, очень дешево купили несколько фунтов отличного, настоящего мокко сорта «муур», по внешнему виду отличающегося от бразильского «сантос» зернами неправильной формы. Но вкус его ни с чем не сравним! Тут же на базаре перекусили горячими лепешками с каким‑ то жгучим соусом. Непривычно, но съедобно и сытно. Хотели проехать дальше, в Нижнюю Яффу, но Мукеркер перебросился несколькими фразами с седобородым полицейским и сказал, что дальше ехать опасно. На нас ведь не записано, что мы не английские агенты! Ничего не поделаешь, тем более что асфальт кончился и за Шукрой дорога оставляет желать много лучшего. Разворачиваем машину и покидаем глинобитные стены Шукры. Нас, видимо, все‑ таки принимают за англичан. Когда выезжали за черту города через остатки древних ворот, какой‑ то старик бросил нам вслед горсть песку. По арабскому обычаю это значит: не возвращайтесь больше! В Адене недалеко от площади тюрьмы Аль‑ Мансура нас задержали возбужденные полицейские и направили в объезд. Пришлось вернуться квартала два назад и проехать через базар. Толпы нет, странное безлюдье. Только в открытых на улицу нишах домов по прежнему трудятся, согнувшись, ремесленники да в харчевнях жарятся лепешки. В деревянном здании цирка слышны взрывы аплодисментов. А на улочках пусто, ни души. У обочин стоят пустые машины. Даже ребятишек не видно. Проезды в сторону Аль‑ Мансура перекрыты спиралями колючей проволоки. Лишь добравшись до ресторанчика и усевшись за столик, узнали у официанта‑ араба, в чем дело: несколько часов назад возле полицейского участка, рядом с тюрьмой, партизанами был убит начальник полиции Гарри Барри, тот самый, что был у нас с визитом! Нападавшие скрылись, район оцепили, идут интенсивные поиски, но вряд ли они принесут успех. «Это сделал Айн‑ Айн Неуловимый», – говорит, приглушив голос, официант. Наскоро перекусив, едем в порт. С минарета мечети раздается гнусавый голос муэдзина. «Нет, – поясняет Мукеркер, – это не муэдзин. Это магнитофон с часовым механизмом. Пять раз в сутки, в положенное время, он возвещает благочестивым мусульманам, что наступило время очередной молитвы». Так мы воочию убедились, что современные наука и техника не имеют преград на своем пути и проникают даже в такие гнезда реакции, как мечети. В Малле и Стимер‑ Пойнте на «джипах» и «лендловерах» на полной скорости разъезжают в разных направлениях Солдаты и офицеры. Часто останавливают для проверки документов, вежливо напоминая, что в городе небезопасно и нам лучше убраться поскорее с берега на рейд, к себе… Свободны для проезда только основные магистрали, боковые ответвления, а переулки перекрыты патрулями и спиралями колючей проволоки. На перекрестках пулеметы. Похоже, что «удивительная война» кончилась, началась настоящая. Заезжаем в контору агентства. Увы, надежда получить почту из дому, которая должна прибыть сегодня двухчасовым самолетом, не оправдалась… С пятницы бастуют рабочие – арабы компаний «Дол» и «Бритиш петролеум», снабжающие горючим международный аэропорт, – воздушное сообщение прервано. Транзитные самолеты тоже не делают из‑ за этого посадки, минуют Аден. Мукеркер говорит, что он не рискует ехать дальше на своей машине: он араб и может ожидать от английских патрулей любых провокаций. Такие случаи уже бывали. Люди, совершенно не причастные к партизанскому движению, оказывались безвинно брошенными в тюрьму только за то, что они арабы. Пока мы раздумываем, как попасть на рейд, у дверей останавливается бронированный «лендловер», и в контору заходит пастор – «дог коллер» (собачий ошейник), как здесь называют военных капелланов, из‑ за их белых стоячих воротничков. Он старый знакомый менеджера и заехал по пути. Едет к маяку Элефантс‑ Бэк (Слоновый зад): нужно утешить раненых, исповедать умирающих, там был бой… Френсис Хогг их духовный пастырь. Пользуемся его вынужденной любезностью и, разместившись в просторном «лендловере», через несколько минут оказываемся у бокового входа на Принс оф Уэйллс пирс. В полицейском участке, через улицу напротив, на высокой кирпичной ограде сидит солдат с автоматом. Второй – у решетчатой калитки, через которую видно, что дворик участка заполнен арестованными, сидящими и лежащими прямо на земле. На холме слева, где высится белое здание нового и самого комфортабельного и дорогого аденского отеля «Рэд Си», видны клубы черного дыма: горит отель или рядом… На причале толкучка, собралось множество моряков и пассажиров, сообщение с рейдом под тщательным контролем военных патрулей. Катера отходят с большими задержками, после тщательной проверки отбывающих. На каждом – сержант и солдат морской пехоты с автоматами. Приходится ждать своей очереди… По рейду ходят патрульные катера морской пехоты с крупнокалиберными пулеметами; задерживают и осматривают все фелюги и другие мелкие суда и направляют их к пристани Акбари. Их там тщательно обыщут. Разговорились с лейтенантом Вудро Тинклером. Еще совсем молодой, только полгода в армии, после окончания «паблик скуул» в Харроу и сдачи экзамена на офицера. Все творящееся вокруг ему кажется странным. – Я был воспитан картой мира, четверть суши на которой была окрашена в цвет Британской империи, – медленно, растягивая слова, говорит он. – Солнце никогда не заходило над британскими владениями. Но я никогда не думал, что все может кончиться вот этим! – Лейтенант неопределенно кивнул куда‑ то в сторону города. – Да, англичане совсем непохожи на тех, что были раньше, – заметил Леонид Андреевич. – Раньше английский офицер вряд ли снизошел бы до разговора с незнакомыми, да еще с русскими! С этим нам пришлось не раз согласиться позже, не только в Адене. Наконец подошла наша очередь на баркас, и к себе на рейд мы попали в полной темноте. Радист вручил депешу от Ляшенко: «„Адмирал Ушаков“ с носовой секцией дока подойдет завтра, во второй половине дня». Над городом всю ночь взлетали ракеты, слышалась стрельба. Утром прибыл шипшандлер, доставил последние заказанные продукты и лед. Он сообщил, что в городе все затихло, установился относительный порядок, заградительные кордоны на улицах сняты, но въезд в город и выезд из него контролируются. У Бориса Попенкина адски разболелся зуб, парень места себе не находит. Пришлось после обеда отправиться с ним на берег, к агенту. Там Бориса быстренько посадили в машину и отвезли к дантисту. Вернулся Попенкин через два часа. И сразу счет – зубная боль обошлась в семьсот пятьдесят шиллингов – около девяти с полтиной на наши деньги. Был он у дантиста по имени Йе Хинг Тонг, китайца или вьетнамца. Врач китайский, транзисторы японские, мясо австралийское. Так что же здесь арабское!! Вернулись на док. Приказал всем отдыхать, готовиться к завтрашнему выходу. В семнадцать часов подошел «Адмирал Ушаков» и стал со своей секцией далеко на рейде. Вскоре на агентском катере прибыл Ляшенко. Виктор Ананьевич выглядит хорошо, хотя переход у них был труднее нашего. Из‑ за фронтовой обстановки, обострившейся последние пару дней, он решил в Адене не останавливаться, но секция имеет пробоину, полученную в штормовую погоду в Красном море, поэтому пришлось изменить решение, придется задержаться здесь, пока ее не заделают. Но работу всю решено делать на внешнем рейде, ни в гавань, ни на внутренний рейд не заходить. А нам дано указание уходить отсюда как можно быстрее. Где соединиться обоим караванам, решим позднее, связавшись по радио. «Стремительный» остается с носовой секцией, он догонит нас позже.
Индийский океан
Вторые сутки, как из Адена. Мы сейчас несколько в стороне от проторенных морских дорог, и море пустынно, не то что в Красном, на столбовой дороге к Суэцкому каналу! Команда занимается обычными делами. Боцман Ризаев обходит свои владения и сокрушенно качает головой, обнаружив следы ржавчины, проступающей сквозь краску на металле. С точки зрения всех боцманов мира, тропики – совершенно никчемные места. Не напасешься краски! Все ржавеет. И вот уже Коля Банных, Виталий Кухарчук, вооружившись скребками и ведерками с суриком усердно скоблят тамбур камбуза и тщательно загрунтовывают очищенный до блеска металл. Боцман, задав матросам работу, спускается вниз и осматривает крепления буксирных цепей. Все в порядке; он берет футшток и идет промерять уровень балластной воды в отсеках. Кок‑ пекарь Каун пристроился в тени под тентом «столовой», чистит картошку. Рядом электрик Чеботарев со старшим матросом Полещуком и мотористом Любушкиным сооружают из припасенного еще в Херсоне кирпича летнюю плиту, прямо на открытой палубе. Внизу становится невмоготу жарко. Борис Михайлович, третий штурман, заступил на вахту, секстаном «ловит солнышко». Сегодня горизонт чистый, ясный, обсервация по солнцу будет хорошей; после полудня, когда возьмем полуденную высоту, сверим полученное место с «Устилугом» и «Стремительным», штурмана будут долго спорить по «Акации», чье место точнее. Результаты никогда не сходятся, но какой же уважающий себя штурман не будет считать, что его «точка» самая верная! Таких штурманов нет ни под одним флагом мира, даже под либерийским. На третьи сутки, к вечеру, нас догнал «Стремительный». За ним этим же утром вышла из Адена носовая секция дока. Следует малым ходом, выжидая, когда хорошо станет цемент на заделанной пробоине. Алексеев сообщил, что в Адене опять неспокойно. И точно, к вечеру аденское радио прервало свои веселые передачи и сообщило, что на сэра Артура Чарльза, председателя местного законодательного совета, произведено покушение, он тяжело ранен. За четыре дня это уже второе нападение на крупных должностных лиц. А на другой день «Маяк» подтвердил сообщение аденского радио, добавив, что в результате полученных ранений Артур Чарльз скончался [7]. Команда вся чрезвычайно взволнована происходящим. Чтобы разъяснить положение, вечером провожу беседу. Рассказываю подробно о недавнем колонизаторском прошлом Британской империи. Вспоминаю Редиарда Киплинга, призывающего англичан: «От Суэца правь к востоку»… Тогда владения Англии простирались от Нила до Гонконга. По мере распада Британской империи и роста освободительного движения в колониях эта политика стала приобретать особое значение и стала строиться на «заморских обязательствах» Британии, последовавших после договоренности премьера Макмиллана с президентом Кеннеди о заполнении Англией «стратегического вакуума» между американскими флотами – шестым, средиземноморским и седьмым, действующим в западной части Тихого океана… На четвертые сутки перехода справа по носу показались берега Африки. Гвардафуй, или Рас‑ Асир, выдается далеко в море на восток, как исполинский каменный таран. Высоко над водой – башня маяка. Вот она, крайняя восточная оконечность Африки! Высокий, скалистый, обрывистый и какой‑ то мрачный, окруженный малоизученными, коварными течениями, этот мыс возбуждал ужас у мореходов древности. Мыс Пряностей, как называли его, упоминается Шахерезадой в рассказе о Синдбаде‑ Мореходе. А известный ученый, арабский лоцман XV века Ахмад ибн Маджид в своих «периллах» (лоциях), написанных от руки (три таких лоции‑ подлинника хранятся в Ленинграде, в собрании отделения Института народов Азии и Африки Академии наук СССР), предупреждает о необходимости держаться подальше от этого места. Проходим в пяти милях, но в бинокль видно все хорошо. Начинаются безбрежные просторы океана. Наш путь пролегает по условной границе между собственно Индийским океаном и его северо‑ западной частью – Аравийским морем. Небо безоблачно, ярко сияют звезды. Мы находимся на такой географической широте, где можно любоваться одновременно звездами и северного и южного полушарий. Правда, Полярная звезда находится непривычно низко, почти у самого горизонта, а красавец Орион держит свой меч чересчур высоко. А на юге сияет Южный Крест! Впрочем, крестом он назван с некоторой натяжкой, звезды в нем не самые яркие (вообще в южном полушарии меньше таких ярких звезд, как в северном) и расположены они далеко не в форме правильного креста, а какого‑ то кривого, именно кривого, а не косого. Но все равно, созвездие очень красивое и на южном небосклоне очень заметное, недаром оно овеяно романтикой и о нем вспоминают все путешественники. Лежу на спине, смотрю на темное небо и думаю, что все‑ таки наше родное, северное небо с высоко стоящими Большой и Малой Медведицей лучше, роднее и, я бы сказал, понятнее… Невольно возникают думы: а что там, дома! Сейчас здесь, у мыса Пряностей, глубокая ночь, а во Владивостоке уже утро, люди идут на работу… Не знаю, как у кого, а когда я смотрю на ночное небо, на Большую Медведицу, мне всегда вспоминаются березовые рощи при луне, средняя полоса России, пощелкиванье соловья… Да, далеконько до родных мест! Сегодня день рождения матроса первого класса Толи Кудрина. Команда готовится вечером отпраздновать это событие. Уже три дня все приберегают свою порцию тропического вина. Вообще‑ то это не разрешается, но я делаю вид, что не замечаю. Пусть ребята повеселятся. Рейс тянется так долго, особенно для молодежи, а развлечений так мало! Кинокартины уже все провертели, знаем их чуть ли не наизусть, и не только свои, но и запас фильмов «Устилуга» и «Стремительного». А тут, как назло, перегорела последняя проекционка в киноаппарате, так что предложение Попенкина крутить «задом наперед» выполнить не удается. Зато большой популярностью пользуется сделанный электромехаником Мерзляковым «морской биллиард». Возле этой остроумной модификации биллиарда всегда толпа. Очередь «забивают» более чем за час до смены с вахты и играют даже ночами. А идея простая. Михаил Кононович, наш парторг, учел, что в обычный биллиард в море не сыграешь. Даже при малейшей, незаметной глазу качке шары будут кататься отнюдь не по воле игрока. И он отказался от шаров. Кононович на токарном станке выточил из твердого дерева вместо шаров шайбы, их хорошо отшлифовал, выжег номера. Большой лист толстой фанеры отполировали, натерли воском, как паркет, чтобы был скользким, прибили к нему борта с лузами – и «морской биллиард» готов! Советую попробовать эту игру. И на берегу получите большое удовольствие. Вечером на правой башне зажглась незатейливая иллюминация: лампочки обернули цветной бумагой и материей. Собрались под тентом, зачитали поздравление. Полина испекла пирог с выведенной цифрой «21». Возраст весьма «солидный», но Толя еще не самый молодой из экипажа. Пирог именинник разделил по‑ братски между всеми после «официальной» части, поздравления, чашки кислого тропического вина. Сюрпризом был концерт самодеятельности. Импровизированный, без репетиций, он тем не менее получился очень веселый. Вдоволь насмеявшись и хорошо отдохнув, мы поздно разбрелись по койкам. Утром показался остров Сокотра, увенчанный полуторакилометровой вершиной Джебель‑ Хаггиер. На острове почти не бывают европейцы, и сведения о жизни на нем самые скудные. Хотя остров Сокорта расположен на оживленном судоходном пути, посещают его редко, в основном мелкие местные суда, вывозящие отсюда алоэ и ввозящие рис и кофе. Население находится под практически неограниченной властью султана, проживающего в роскошном дворце в столице острова Хадибо, или Тамриде. На острове до сих пор существует рабство и, по слухам, процветает пиратство. Правда, пираты рискуют нападать только на мелкие суда, но в 1963 году в аденских и бомбейских газетах промелькнуло сообщение, что английский пароход среднего тоннажа был обнаружен в этом районе без единого человека на борту с явными признаками ограбления. Судьба тридцати двух человек его экипажа так и осталась неизвестной. <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|